Polymetal: Как мои акции испарились, или кто-то продал мои деньги без меня
Стадия первая — Отрицание
Представь себе такое утро. Ты, как добропорядочный инвестор, проверяешь свой счет в приложении у (Т-)брокера. Ну, знаете, просто на всякий случай, чтобы убедиться, что ваши бумажечки на месте, пусть даже они не всегда приносят шекели. И вдруг — опа! – нет акций Polymetal. Исчезли! С недоумением перезагружаешь страницу, надеясь, что это баг в системе (ну не мог же ваш брокер у вас их угнать). Не баг, акции пропали, словно их и не было. «Что за досадное происшествие стряслось?» – кричите вы, яростно ударяя по столу клавиатурой.
Стадия вторая — Гнев, или Добро пожаловать в мир «корпоративных действий»
Как выяснилось, брокер решил за вас, что пора бы продать ваши акции и дать вам за это копеечку аки нуждающемуся. Без твоего известия. Без твоего согласия. Без хотя бы коротенькой СМСочки с текстом: «Эй, кстати, мы тут твои акции слили, не ссы». И знаешь что самое смешное? Оказывается, где-то на сайте был размещен документ под названием «Оферта», где мелким шрифтом было написано, что если вы не выразите свои возражения в строго ограниченные сроки, то ваши акции улетят в руки какого-то ПитерТраста (того еще ПитерТраста, как оказывается). Неужели кто-то всерьез думает, что нормальные люди изо дня в день мониторят сайт брокера в поисках подвохов?
Это как если бы тебе сказали: «Мы тут припарковали твою машину на свалке, потому что на сайте ЖЭКа мы вешали объяву, что нужно было забрать её до вторника». Вот то-то и оно — Что? Какая свалка? Какой ЖЭК?
Ну вот так и я, доверяя свои средства АО «ТБанк», просыпаюсь однажды с ощущением, что меня намотали на все щели без предупреждения.
Стадия третья — Торг. А вдруг всё можно вернуть?
Ну, тут начинается типичный квест «позвони брокеру, похлопай в ладоши и загляни под подушку». Внимательно, пожалуйста, к сути. Ты пишешь и вежливо (насколько это возможно) интересуешься, как так получилось, что ты ничего не продавал, а акции исчезли. На том конце печатной машинки тебе мило объясняют: «Ну, понимаете, это не мы! Это всё корпоративные действия! А еще нам очень жаль и мы вас как никто другой понимаем, только вот мы тут только кнопочки нажимаем, как предложил эмитент».
И ты начинаешь разбираться. Оказывается, если до определенной даты ты не писал отказ от участия в выкупе (о чем, конечно, было сказано в оферте, которую, конечно же, никто не читал), то брокер автоматически выставляет твои акции на продажу. Логично же! Ведь кто из нас не мечтает, чтобы за него продавали активы, так еще и в минус? Удобно же, правда?
Стадия четвертая — Решение. Как не позволить брокеру рулить за тебя?
Конечно, можно выдохнуть и смириться, но мы не пить бросаем, а потому стадия принятия — не наш вариант. Если ты, как и я, не хочешь начинать утро с чашечки свежесмолотого кипятка, и с приятным чувством, что тебя обвели вокруг х.., пусть будет, пальца, придется действовать. И первое, что стоит сделать — это написать жалобу в приемную ЦБ. Пусть центробанковские ребята разбираются, как это могло произойти, и почему твое имущество продали без согласия тебя. Напомни им о ГК РФ, который защищает твое право распоряжаться собственными активами.
Учись на чужих (то есть моих) ошибках. Если брокер шлет оферты или корпоративные новости — читай внимательно, желательно в уютном кругу любящих тебя юристов, даже если, кажется, что там очередная бюр чушь. Похоже, у них это любимый способ наложить тебе целую гору сюрпризов под елку.
Помни, кто управляет твоими активами. Это ты, а не твой брокер. И никогда не позволяй никому решать за тебя, что тебе делать с твоими честно заработанными долговыми расписками.
Шаблон претензии в приемную ЦБ РФ на Т-Инвестиции
По просьбам читателей Пульса и подписчиков блога в телеграм разбираю, как грамотно направить жалобу в Центральный банк на примере брокера Тэ-Инвестиции, который отличился в ситуации с акциями POLY.
Жалуемся в ЦБ = заставляем брокера считаться с вами
Подача заявления в приемную ЦБ — один из ключевых инструментов воздействия на фин. организацию, если она нарушила твои права.Чтобы жалобу приняли, нужно указать следующие данные:
1. Полное ФИО и данные заявителя: Иванов Иван Иванович, паспорт 1234567890
2. Телефон: +79876543212, чтобы могли связаться с ответом
3. Номер счета: инвестиционный счет, 1234567890 от 01.01.2024
4. Полное название брокера: АО «ТБанк», ИНН/КПП 7710140679/771301001
5. Описание ситуации: кратко опишите проблему — как акции были проданы без вашего согласия и нарушены права как инвестора и гражданина
Приложи к заявлению все документы, подтверждающие позицию, и ссылку на оферту, которая касается вашего случая. Образец заявления и ссылку на оферту можете получить в приложенных файлах.
Сколько ждать и что делать дальше?
Как только ЦБ получит заявление, его перенаправят в финансовую организацию (то есть, в Т-Инвестиции), чтобы они дали ответ. Обычно это занимает 7 рабочих дней со дня регистрации заявы. Но если не хотите, чтобы брокер снова объяснял свою позицию (и вы устали от их «отписок»), можете отказаться от этого и потребовать, чтобы ваше обращение рассмотрел сам ЦБ. В этом случае ждать решения придется до 30 дней (с возможным продлением до 60 дней).
Ссылка на сайт для подачи жалобы: ЦБ РФ — Приемная. Там сможете подать заявление онлайн (и не только).
Чтобы усилить давление на брокера, рекомендую параллельно оставить подробный отзыв на сайте банки.ру. Чем больше коллег узнает о несправедливом отношении, тем быстрее последует реакция.
Шаги для восстановления справедливости
- Жалоба в ЦБ2.
- Отзыв на банки.ру3.
- Мониторинг ответа брокера и ЦБ
(если вопрос не решается в вашу пользу, готовь аргументы для дальнейших шагов – возможно, потребуется консультация юриста)
Материалы для ознакомления: копию моего обращения и оферту брокера вы можете найти в моем блоге в телеграм.