Рынку Telegram ломают кости, и это хорошо. Как законы отразятся на работе Telegram-рынка
Рынок Telegram-каналов очень молодой, и работать как раньше не получится – законы поменялись. Несколько лет назад можно было работать «в черную», сейчас рынок подстраивается под новые правила. В статье рассуждаю о том, как изменится рынок, основываясь на мнении людей из рекламных агентств и юристов.
Привет! Меня зовут Евгений и я владелец агентства полного цикла в Telegram. В самой Телеге я уже 7й год, и я видел, как этот рынок укреплялся и развивался. Как все пользовались тогда еще работающим банком Qiwi, избегали 2% за «активного пользователя», кто-то использовал тогда еще Яндекс.Деньги, а самые опытные оплачивали все покупки криптой.
Но шло время, приходило больше компаний, которым нужны договоры, Яндекс.Деньги ушли Сберу и стали ЮМани, а Qiwi лишился лицензии, все начали работать по обычным картам – Тогда-Еще-ТинькоффБанк, Тогда-еще-Сбербанк и прочие. Потом, что Т-Банк, что Альфа-банк, что Сбер стали ругаться на самых активных и богатых админов – почему у них такие большие обороты. И начались блокировки по 115-ФЗ. А потом появились маркировки, 161-ФЗ, сейчас еще и регистрация блогеров подъехала.
И смотрят на это админы и думают: а как работать дальше и почему нам делают так плохо. А с другой стороны сидят юристы и гос. регуляторы и говорят: или работаете в белую, или никак.
Молодой рынок
Недавно Telegram отпраздновал 11 день рождения. Но привычные нам каналы появились в мессенджере всего 9 лет назад, а продавать рекламу в них начали еще позже. Так что рынок, который существует 6-7 лет, – это крайне молодой рынок. И то, что он работал в черную, проблема исключительно этого самого рынка.
И как бы сейчас все не вздыхали: «жить спокойно нам не дают», подобное регулирование это а) правильно и б) закономерно.
Поэтому сейчас вся эта «черная» структура работы встраивается в «белую» систему, по пути ломая каналы, админов и кости этого самого рынка. Вот только кости срастутся, рынок встроится в систему и окончательно разделится на только «черную» и только «белую» часть, как и офлайн бизнес и прочие системы.
115-ФЗ, или главная страшилка для админа
В одном синем-синем телеграме работал в черную-черную один админ. И однажды один желтый-желтый банк вместе с красным-красным банком написали этому админу: Ваши операции приостановлены для проверки по 115-ФЗ. Пришлите, пожалуйста, документы, подтверждающие операции.
115-ФЗ, он же Федеральный Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов. Как его получают, как его не получить и что делать, если получил?
Что это за закон? На пальцах: чтобы не отмывали деньги. Откуда и куда эти деньги пришли физ. лицу и куда ушли? Вам это понятно, а банку и государству — нет. Вдруг вы замешаны в преступной схеме и таким образом пытаетесь сделать так, чтобы деньги «затерялись»?
Это вы знаете, что вы продали рекламу за 12.000 рублей и купили у другого админа за 10.000 рублей, а 2000 оставили для себя, а банк этого не понимает. А вернее, система банков: подобные метки выдают роботы, а уже после проверяют люди.
И вот раньше благодать у админов была: кидаешь деньги друг другу, обороты растут, ничего лишнего платить не надо. А сейчас какие-то налоги платить, так еще и с оборота, еще, небось, и по документам.
И проблема многих админов тут в том, что работая полностью в белую, они будут работать если не в минус, то в ноль.
Объясню: вот продал Вася рекламу в канале с котиками за 12.000, получил деньги на карту, за 10.000 купил рекламу у Пети, а себе оставил 2000 рублей. Фактически, Вася заработал 2000, но если он на УСН 6% или Самозанятый, то он заработал 12.000, от которых он заплатит налог – 720 рублей или 840, если он ИП и платит страховые взносы сверху.
Тогда Вася заработал уже не 2000, а 1280 или 1160 рублей, опять же зависит от системы налогообложения.
«Так пусть использует УСН Доходы - Расходы, в чем проблема?». В том, что нужно показывать все документы о каждом расходе. А Петя, у которого Вася купил рекламу, тоже принимает на карту. А значит, доход у него опять 12.000, но налог уже 15%.
Тут еще есть такой нюанс, что админы в большинстве своем крайне ленивые: не заморачиваются лишний раз с документами и договорами, актами и подписями. От чего потом всплывают истории, что кто-то кому-то не оплатил, хотя подписали они сами кабальные договоры.
А если единственная возможная и выгодная система для админа – это УСН Доходы, он теряет большую часть заработка на каждом шагу.
А если и Вася, и Петя – ребята умные, то они оба получают деньги в белую и платят налоги. Вот только в картине мира рынка Telegram уже через 3-4 человека в цепочке деньги кончатся, так как по пути были потрачены на налоги.
И это я молчу про то, что каждому надо делать договоры, акты, счета, правильно оплачивать, маркировать, а сами посты должны быть адекватными и не нарушать закон «О Рекламе».
В общем, со стороны простого Васи-админа канала все это бред и вообще ему мешают жить. А с точки зрения государства и бизнеса все правильно – зарабатываешь, плати налоги.
Ну или пользуйся своими картами и жди, когда они поотлетают по подозрению в 115-ФЗ (шутка, не надо так делать).
Старший брат 115-ФЗ: 161-ФЗ
А представьте, что Вася принимает на свою карту, а хитрый Петя решил отправить жалобу на своего друга. И тут у Васи отлетают ВСЕ карты по подозрению в мошенничестве: и старые, и новые, и будущие. Так еще и на всю деятельность Васи обращают внимание соответствующие органы.
Представили? А некоторым админам и представлять не нужно.
С 25.07.2024 в силу вступили правки к закону 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
Сюда же и попадают «честные» трейдеры криптой, обменники и все, кто с ними связан. В общем, еще один аргумент в копилку работы в белую.
А дальше-то что?
А дальше у нас появляется маркировка рекламы. И уже спустя 2 года все должны были научиться маркировать рекламу. Научились ведь?
Когда-то я писал большую статью про Маркировку и ОРД и на удивление, она все еще актуальна, потому что многие все еще не понимают, как она работает. В общем, после прочтения этой статьи приглашаю прочитать еще и про маркировку, если все еще не понимаете, как и зачем она существует.
Реестр блогеров
А теперь что-то новое: реестр блогеров с каналами от 10.000 подписчиков. То есть, если у тебя есть соц. сеть или страница, где больше 10к людей, ее надо зарегистрировать.
Когда-то давно создавали похожий закон: всем погрозили пальчиком и сказали идти и регистрироваться в РКН. Все блогеры на это посмотрели и не зарегистрировались, закон отменили и все.
В этот раз поступили умнее: можете не регистрироваться, НО покупать у вас рекламу или кидать вам донаты никто не сможет. Хочешь зарабатывать в тырнетах — регистрируйся. Не хочешь регистрироваться — сиди без денег.
Из хорошего: до 1 января 2025 года штрафов нет. Хотя в некоторых договорах с крупными рекламодателями пункты про штрафы уже появились:
Сама регистрация довольно простая:
- Открываем ГосУслуги
- Заполняем имя, название канала/страницы и ссылку на ресурс
- Заполняем данные владельца: почта, номер телефона или все вместе
- Указываем данные администраторов, если такие есть
И все. После этого вам придет номер заявления, который обязательно надо указать в описании страницы.
После этого, в случае успешной регистрации канала, вам придет уведомление о включении канала в перечень и ссылка на ресурс для проверки.
А еще эту ссылку надо добавить в описание канала или страницы.
По-сути, это вся процедура для добавления своего канала, сложного и страшного нет.
Но это уже вызвало много бурление в админских чатах: как всех принуждают и как это плохо. Тут мораль думайте сами.
Ну а что будет дальше?
Дальше — мои рассуждения.
Закон о регистрации блогеров хорошо закрывает дыру с рекламораспространителями (площадками), которая появилась из-за маркировки.
Площадкой для ОРД можно выбрать кого угодно: и Ваню, и Васю, и Галю, и Иру. Сейчас же нужно будет сравнивать: точно ли канал зарегистрирован и на кого. Сейчас ссылка не говорит, на кого конкретно канал был зарегистрирован. НО! Потом это может исправиться.
Тех, кто не маркирует рекламу, будет легче найти, если они зарегистрированы. Какой-то активный подписчик увидел рекламу без маркировки? Пошел и показал пальцем, что вот такой-то канал не маркирует, накажите.
А если он зарегистрирован, то понятно кого наказывать.
Как следствие, это приведет к более четкому делению каналов на «черные» и «белые», а серая зона окажется более размытой.
А если крупные каналы выйдут в белое поле, они будут бояться продавать рекламу без маркировки даже своим коллегам-админам. А еще будут смотреть, чтобы и они были зарегистрированы.
То есть вероятен такой исход: крупные каналы принудительно зарегаются, просто чтобы продолжать работать. И начнут отказывать тем, кто не зарегистрировался в рекламе. Тогда и последние будут вынуждены зарегаться
А это значит, что большее количество админов будут вынуждены переходить на только белую работу и тянуть за собой остальных, а это увеличит количество налогов (радостно) и повысит стоимость подписчика (грустно) вместе с увеличением сроков окупаемости (плакать хочется).
Уже сейчас окупаемость канала ОТ 8-10 месяцев, а по нашей таблице фин. модели вообще в среднем год.
А если тенденция обеления продолжится, а она продолжится, окупаемость каналов будет только расти, но все еще быть чуть выгоднее, чем оффлайн-бизнес типа кофейни.
Если у вас есть вопросы, пишите в комментарии, я постараюсь на все ответить =)
Вы уже регистрировались в РКН? Или только планируете? А может, вообще не будете?
Больше о Telegram, работе, агентстве и сервисах пишу в своём блоге. Без успешного успеха и фотографий пачек денег, но с реальными цифрами и честно: @EKorjikov_Blog