Чем грозит налог на интернет-рекламу или почему на самом деле ввели маркировку
Я веду youtube-канал Egorov Update, где рассказываю о важных новостях digital-маркетинга. Пока готовил последний выпуск, нашел новость, которая совсем незаметно прошла в информационном поле — нас ждет новый сбор на рекламу в интернете.
И вот сегодня появились новые подробности — сбор составит 2−5% от ежеквартальных рекламных доходов. Платить его будут распространители рекламы и операторы рекламных систем.
Очевидно, что такие изменения не пройдут бесследно для владельцев бизнеса, маркетологов и агентств. Предлагаю вместе разобраться, что это за сбор, чем он нам грозит и при чем здесь маркировка рекламы.
Что нам известно?
Главный источник новости проект федерального бюджета на 2025–2027 годы. В нем сказано, что собранные средства направят на финансирование национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Этот проект придет на смену программе “Цифровая экономика” запущенной в 2019 году.
Из открытых источников известно, что на проект планируется потратить 2,3 трлн руб(!). Из федерального бюджета 996,5 млрд руб., и еще 1,3 трлн руб. из внебюджетных источниках. А один из источников финансирования та-даааам — сбор на интернет рекламу.
Сегодня утром из публикации Forbes стало известно, что сбор составит 2-5% от ежеквартальных рекламных доходов рекламораспространителей и операторов рекламных систем.
Рекламораспространители — это владельцы сайтов, новостных порталов, онлайн-кинотеатров, блогеры и т.д
Операторы рекламных систем — те, кто обеспечивают функционирование рекламной системы, которая нужна для распространения рекламы в интернете. Пример — такой системы «Яндекс Директ».
Да, закон еще не принят, но мы же с вами понимаем, что раз статья в бюджете появилась, то и законы и постановления правительства не заставят себя ждать.
При чем здесь маркировка рекламы?
Первое о чем я подумал, когда прочел новость: “так вот для чего была нужна маркировка”. Действительно, сейчас становится понятно — для того, чтобы оценить реальный объем интернет-рекламы и понять, кто за что заплатил, и с кого собирать налог.
К слову, по данным РНК российский рынок легально размещенной рекламы в интернете с января по июня 2024 года составил 381 млрд руб., а рекламодателей зафиксировано свыше 880 тысяч. И это всего за полгода! За полный год это примерно 700 млрд. Значит, если налог 5%, вот вам в бюджет дополнительные 35 млрд. рублей. Не так чтобы очень много, но на что-то хватит.
Пострадает малый бизнес
Получается, оплачивать новый сбор будут те, кто получает доход от показа рекламы в интернете — владельцы сайтов, приложений, блогеры и операторы рекламных систем. Но в конечном счете финансовая нагрузка ляжет на бизнес, который делает рекламу своих услуг.
Большинство бизнесов — это небольшие компании, которые уже давно сократили инвестиции в интернет-рекламу из-за роста медиа-инфляции и увеличения стоимости привлечения клиентов. Поэтому дополнительный сбор станет еще одним ограничивающим фактором для вложений в интернет-рекламу.
Чтобы наглядно понять, как малый бизнес постепенно уходит из интернет-рекламы, достаточно обратить внимание на рынок электронной коммерции. Здесь можно заметить, что многие малые, средние и даже некоторые крупные компании отказались от содержания собственных интернет-магазинов. Причина в том, что продвижение через традиционную интернет-рекламу стало крайне невыгодным. В результате, эти компании массово перешли на маркетплейсы, где отсутствуют риски, связанные с высокой стоимостью привлечения клиентов.
Получается малый бизнес может и вовсе перестать рекламироваться в интернете, а значит будет терять клиентов. А к рекламным агентствам перестанет обращаться малый бизнес, а значит придется повышать цены для бизнеса крупнее, чтобы не терять доход.
Инфляция станет еще выше?
В этой истории не стоит забывать о важном факторе — медиаинфляции. В этом году она снова будет высокой, предварительно больше 50 %. Соответственно реклама для рекламодателя будет дорожать, а тут еще дополнительный сбор, который повысит расходы для бизнеса.
Даже если бизнес заплатит сбор, а куда ему деваться, то эти расходы в любом случае лягут на потребителя, а это увеличит и без того высокую инфляцию.
Итак, мы снова становимся свидетелями классической российской ситуации: малый бизнес становится еще более уязвим по сравнению с большими корпорациями. Разрыв между малыми предприятиями и крупными игроками рынка увеличивается.
Друзья, что думаете на эту тему? Пишите в комментариях
Буду рад вас видеть зрителем на своем youtube-канале EgorovUpdate
Подписчиком в ТГ - канале EgorovUpdate
Клиентом или партнером в performance-агентства AltEasy