Как сделать новогоднее шоу здорового человека без первого канала и миллионных бюджетов

Представьте: вы наряжаете ёлку, режете салаты, упаковываете подарки для родных, а на экране — ваши любимые исполнители, которые уехали, и их больше нет на официальном ТВ. Новогодний концерт Мирные огоньки в прошлом году был снят меньше чем за месяц и объединил 25+ мирных артистов в десяти странах, более 1000 участников команды и донатеров и ~1.2 миллиона зрителей со всего мира. В этом году концерт обещает быть ярче, масштабнее и интереснее. Мы поговорили с автором идеи Мирных огоньков — Серёжей Рассказовым, — чтобы понять, какие идеи лежат в основе и как устроена организация съёмок изнутри.

Серёжа Рассказов
Серёжа Рассказов

Серёжа, как родилась идея создать альтернативный новогодний концерт?

Конец 2023 года, ничего в мире не меняется, надежды не остаётся, и хочется на что-то повлиять. Ходишь-бродишь, думаешь, что можно сделать. И приходит идея написать твит и общую концепцию, что было бы классно на Новый год собрать как можно больше артистов. Артистов, выступающих за мир и несущие светлые ценности, которых уже два года не показывают по телевизору. И я написал пост в твиттере о том, что будет классно, если кто-то соберется и создаст такой концерт, где будет и Поперечный, и Пугачева, и другие артисты.

Тот самый твит
Тот самый твит

Главная моя цель была привлечь внимание и зарядить людей, чтобы кто-нибудь сделал такой концерт. После этого люди начали активно тегать известных медиаменеджеров, но никто не ответил. Поэтому было непонятно, реализует ли кто-то эту идею на Новый год, или нет. Твиттерские собрались, позвали меня и сказали: “Давай делать сами”.

В чём символика названия «Мирные огоньки»?

Я придумал идею: собрать артистов и сделать общий концерт. Название и концепция — это продукт коллективного творчества. Вкидывали идеи, как назвать концерт, каким он будет, придумывали список артистов и так далее. Кто-то знал артистов, мы продумывали, с кем договориться и кому писать. Вот так постепенно выкристаллизовалась идея — мы делаем новогодний концерт. Назвали «Мирные огоньки» и потихоньку начали делать концерт, даже открыли фандрайзинг и начали собирать донаты.

Группа ICE HOKKU в концерте Мирные огоньки
Группа ICE HOKKU в концерте Мирные огоньки

В процессе производства мы поняли, что не хотим делать очередной «огонёк» и быть клише, и начали думать, какие смыслы ещё привнести в это название. И основной смысл: мы все (~50 человек) горим идеей создать новогодний концерт. Все в команде — огоньки! Артисты, которых зовём — огоньки! Зрители — огоньки! Так родилось название «Мирные огоньки», которое отсылает к новогоднему формату и несёт в себе смыслы, объединяющие нас. Эти смыслы мы хотели донести до аудитории.

Что должно донести до зрителей название «Мирные огоньки»?

«Вы не одни, нас много» — это главное, что хотим донести зрителям. Нашим концертом мы хотим создать для людей чувство общности, что они не одни во всём мире, дать поддержку. И вот это объединение также помогает проложить мостик между артистами и аудиторией. Артистов перестали показывать по ТВ, и мы придумали, как вытащить их в народ и вернуть в новогоднюю ночь.

Почему ты решил лидировать проект сам, а не понадеялся, что кто-то более опытный этим займётся?

В каком-то смысле, я организатор поневоле. Я имею продюсерский и организаторский опыт, делал международные конференции, фестивали и выставки, много работал с волонтёрами и хорошо понимаю, как нужно взаимодействовать с волонтёрскими командами.

Сначала я консультировал, но в один момент понял, что нужно брать всё в свои руки. Мне ребята буквально сказали: «Хватит приходить к нам набегами и говорить, как работать. Давай тоже делай». Вот так и пошло. Изначально я не думал брать на себя столько ответственности и забот, которые мне принесла организация концерта. Но стоял вопрос так: «Если не ты, то кто?». И ответ простой: нужно было брать и делать, потому что активности за месяц в команде практически не было, концерт откладывался.

Прошлый концерт был записан всего за 3 недели. Как удалось мобилизовать команду и ресурсы в такие сжатые сроки?

Все получилось сделать только потому, что я шел ва-банк. Почти все говорили, что ничего не получится. Многие менеджеры, артисты, коллеги, продюсеры и режиссёры не верили, что что-то получится. Даже члены команды говорили: «Давай отложим на 1 марта, сделаем концерт к другому празднику».

Я отвечал: «Нет, дедлайн нельзя передвинуть. Тему не будем менять, идем ва-банк. Либо получится, либо концерта не будет». И эта стратегия сработала.

Евгений Хавтан
Евгений Хавтан

Какие моменты были наиболее напряжёнными в процессе съёмок?

«Мирные огоньки» создавались с нуля. Горизонтальный новогодний концерт, созданный на народные деньги при помощи волонтёров — такого раньше никогда не делали. И когда строишь совершенно с нуля то, чего раньше не существовало, каждый день будут случаться кризисы и ошибки. Ты будешь на этих ошибках учиться, отстраивать и переделывать процессы. И так каждый день, в течение всех съёмочных дней. Не было ни одного спокойного дня, где не нужно было разрулить что-то, что ломается. Нужно было прокладывать рельсы прямо под движущийся поезд. И если видишь, что он поехал не туда, то перекладывать и стараться, чтобы поезд не сошёл с рельсов.

С одной стороны, это огромный кайф. Каждый день творческая жилка и нейронные связи «кипят» от того, сколько нового изобретаешь и отслеживаешь. И не только у меня всё кипело. Наверное, это нас сильно прокачало, потому что каждый день изобретаешь новые инструменты, методы взаимодействия итд. Ищешь среди ночи оператора, чтобы утром провести съёмку, арендуешь оборудование, договариваешься насчёт помещения итд. Всё это — хард- и софтскиллы, которые прокачиваются с невообразимой скоростью. К сожалению, мозгу хочется отдохнуть после такого, и случается выгорание. Лично я похудел на 10 кг за месяц. 31 декабря я заболел, потом ещё 2 месяца валялся и болел.

Случалось ли, что люди перегорали, не вывозили и покидали команду? Как подхватывались и решались такие случаи?

Не хочу ворошить прошлое, но такие примеры были. Было два случая, когда нам пришлось распрощаться с участниками команды. Один случай связан с рейдерским захватом, а второй — с недопониманием внутри команды и расхождением во взглядах.

Несколько артистов мы потеряли из-за того, что неидеально провели переговоры. Этим тоже занимались волонтёры, и где-то чуть неправильно общались с артистами. Но таких случаев минимальное количество, в остальном у нас профессиональные и толковые ребята на всех ролях. И в прошлом, и в этом году, нам помогают сумасшедше крутые продюсеры.

Проект строится на волонтёрских усилиях, но при этом продакшен на очень высоком уровне. Как ты объединил самоорганизацию с профессионализмом?

Я это называю новогодним чудом. Если помыслить рационально, то это было невозможно, но это получилось. Во-первых, потому что я не оставлял себе вариантов альтернативного пути. И в команде тоже не было других вариантов. Ставилась задача, нужно было эту задачу выполнить. Не было плана A, B, C и т. д. У нас был один план, одна попытка, и мы шли до предела. И это очень ценно в любом проекте — поставить цель и идти до конца.

Борис Гребенщиков с оркестром
Борис Гребенщиков с оркестром

Если я видел, что не хватает операторов или кого-то ещё, то поднимал всех на уши. Просил проджектов, знакомых и волонтёров, бросались по чатам и искали нужных специалистов. В маленькой испанской деревне мы нашли двух операторов, второго режиссёра и даже гитариста, чтобы заснять Варвару Шмыкову и Татьяну Лазареву. И это находилось за 12 часов до съёмок, потому что в прошлом году вообще не было времени для планирования, и всё происходило действительно каким-то чудом. И не в том смысле, что нам повезло. Это не так. Мы действительно хорошо постарались, и всё получилось.

Расскажи про важность горизонтальных связей в вашем проекте. Как они работают?

Во-первых, сам проект строился по принципу полной открытости. То есть я каждый день приходил в чат команды и рассказывал, чего нового у нас получилось. Таким образом, я мотивировал всех людей, которые участвовали. Но главное — у людей в общем-то совпадали взгляды. У всех, кто участвовал, была цель: сделать важное высказывание, подарить приятный альтернативный концерт себе и своим близким, показать родителям, бабушкам.

Не было никакой коммерческой задачи, когда человек приходил в проект, и ему, например, нужно было решить что-то, выполнить задачу, и он просто делает работу. А в «Мирных огоньках» мы создавали общий проект, от всей команды и каждого понемножку. Это и есть горизонтальность. Каждый человек в команде ощущал, что он важен, и от него зависит общее целое, и поэтому выкладывался. Плюсом было то, что для короткого срока в 3 недели люди смогли найти время для создания концерта и вместе создать атмосферу веселья.

В этом году мы готовимся за полгода, и одного такого яркого запала не хватит, все бы выгорели. Поэтому сейчас процессы выстроены иначе: больше менеджмента и меньше движения по инерции. В прошлом году многие процессы шли параллельно, и тяжело было их отслеживать. У меня было в Telegram ~40 чатов, и в каждом из них был процесс. И с 6 утра до 1 часа ночи я присутствовал во всех чатах одновременно, реагировал на задачи и курировал эти процессы. Приходилось вручную самостоятельно заниматься менеджментом, потому что иначе скоординировать столько разных дел одновременно было невозможно. В этом году, к счастью, я таким не занимаюсь.

Как сделать новогоднее шоу здорового человека без первого канала и миллионных бюджетов

В прошлом году была нехватка качественного менеджмента и трекинга процессов. Эта проблема решена?

Считаю, в этом году проблема решена. До того как начать творческие процессы в команде, я два месяца настраивал менеджмент внутри проекта, чтобы было много отличных проджект-менеджеров, директоров и исполнительных продюсеров, которые руководят всеми задачами и процессами, возникающие во время создания «Мирных огоньков». Мне кажется, команда выстроилась из очень талантливых специалистов, у которых за плечами организация крупных фестивалей, международных проектов, волонтёрских проектов и др. И они помогают мне создавать «Мирные огоньки» и выстраивать процессы так, чтобы людей творческих не отвлекали рутиной, организацией и т.д. И наоборот, чтобы люди организационные не лезли в творчество.

Можешь углубиться в трудности при реализации проекта: от технических до организационных? Как вы их преодолевали?

Главная проблема продакшена, когда проводишь съёмки в 10 городах и 10 странах по всему миру — нет возможности отправить на каждую из площадок режиссёра. Потому что еще и съёмки идут параллельно на нескольких площадках в один день. Съёмки начались 18 декабря, закончились 30 декабря, и номеров было ~20. Режиссёр координировал съёмки удалённо по Zoom. Собственно, этого режиссёра не было на большинстве площадок. Часто было так, что артист внезапно согласился на съёмки, и мы уже искали съёмочную команду, надеясь, что у оператора-волонтёра всё получится. В данном случае, организация съёмок ложилась на линейного продюсера, которых мы легко находили в Берлине, Белграде, Тбилиси и др. Хотя это непростая задача для них — найти оператора, звуковиков, взять в аренду оборудование, снять студию, вызвать такси артисту, чтобы он приехал вовремя и т.д. Я находился во всех процессах удалённо, участвовал в телефонных звонках вместе с линейными продюсерами и пытался координировать это. Проджект-менеджеры помогали и курировали все процессы со съёмочными командами и связью с артистами.

Александр Филипенко
Александр Филипенко

К сожалению, с одной проблемой справиться не удалось — добиться одинаковой видеокартинки. Невозможно так снять в 10 городах и странах. Даже за деньги невозможно найти и арендовать одно и то же оборудование. В нашем случае операторы приходили с тем оборудованием, которое у них есть. У нас были требования: 4К, 25 кадров, определённый минимальный битрейт. Но в остальном не было возможности сделать идеальное изображение, чтобы оно на всех площадках было одинаковым, с фокусным расстоянием, на одинаковой модели камер и др. И это было проблемой и большой головной болью на постпродакшене для наших монтажёров.

Как эти проблемы будут решаться в этом году?

На некоторые съёмки мне приходилось выезжать лично на площадку. Например, я ездил в Париж снимать концерт Бориса Гребенщикова. Там мы наняли съёмочную команду, потому что это нужно было срочно. Они были готовы снимать, но я всё равно поехал в Париж, потому что это были не наши люди. Нужно было их координировать и линейно продюссировать, взять у Бориса в гримёрке интервью. Это случай, когда я приехал на площадку и уже выдавал какие-то задачи съёмочной команде прямо на месте. Это тоже было непросто: просыпаешься в 6 утра, садишься на ближайший поезд до Парижа, успеваешь быстро перекусить и бежишь на съёмочную площадку, где уже начинается репетиция.

Я надеюсь, что в этом году этого получится избежать и будут только приятные моменты. Главное, что я делаю — это выстраиваю все процессы заранее. У нас есть время. Время найти команды и специалистов, которые разбираются в теме. Уже есть список артистов — 15 очень талантливых и известных имен, которые готовы сниматься. Выбраны примерные локации, где будут съёмки.

Сейчас главная задача — это найти бюджет. Донаты, фандрайзинг и другое, благодаря этому всё получится снять. Если соберём бюджет, то ребята из команды смогут спокойно поспать в новогоднюю ночь. Цель в этом году — закончить создание концерта заранее, не позже 15-20 декабря, спокойно выдохнуть и заниматься только распространением.

Как удалось привлечь артистов, не имея готового продукта и бренда?

Многим артистам я писал лично, некоторым из них писали и звонили продюсеры. Переговоры заключались в том, что мы говорили: «Мы никто, но у нас есть идея. Мы понимаем, что можем воплотить её и приглашаем вас поучаствовать. Мы не ждём, что может получиться». И артисты верили нашему энтузиазму, драйву и мотивации.

Почему артисты верили? Почему нужно было поддержать эту идею?

Некоторые артисты и продюсеры прямо говорили: «Боже, ну наконец-то хоть кто-то делает новогодний концерт! Серёжа, давайте, делайте, пожалуйста. Мы очень хотим, чтобы был какой-то добрый концерт с правильными артистами, которых хотим увидеть в новогоднем шоу». Артисты сами говорили, что ходили по другим телеканалам и командам, предлагали им сделать концерт, а им отвечали: «Нет, у нас будет интервью» или что-то подобное. И многих артистов удалось уговорить, потому что им тоже хотелось такого концерта.

После концерта артисты писали, что посмотрели его, и им понравилось. Говорили: «Давайте ещё, не останавливайтесь». Что, собственно, и делаем — не останавливаемся.

Какие решения помогли выдержать сроки?

Идти ва-банк, не бояться идти до конца, брать всё в свои руки — это ключевые решения, которые я принял, и они оправдали себя.

Как ты и команда реагировали на выпуск первого концерта?

Когда мы выпустили концерт, это было трудно и смутно. Когда два дня не спишь, сложно испытывать какие-то эмоции. Мне было только жалко, что сотни тысяч зрителей сейчас смотрят этот концерт и получают удовольствие, а я просто хочу спать, и никакого удовольствия на Новый год не могу получить. Это были эмоции, которые не может испытать автор. Автор может только смотреть на то, как зрители переживают, и радоваться их реакции.

В первый съёмочный день я искренне расплакался, когда получил первые кадры с площадки. Съёмки шли, человек на телефон снимал видео, где 10 секунд идет песня — это было слёзы, все эмоции переполняли, потому что ты понимаешь, что всё получилось. Осознание того, что у нас получается концерт, пришло не 31 декабря, а в первый день съёмок в Белграде, когда снималась группа Сансара 18 декабря.

Расскажи, что ты чувствовал, когда читал первые отзывы. Какие были реакции от зрителей?

Первые эмоции были «Вау!». Я думал, что никто не будет смотреть, всё равно был страх и сомнения. И когда читаешь комментарии, где люди пишут: «Мне 80 лет, очень понравилось, показывала внукам, и смотрели всей семьёй. Спасибо, что вы есть, спасибо, мирным огонькам!», то от этого улетаешь на облаках. И главное, что меня очень радовало, что нам удалось пробиться к старшей аудитории. Не только нашего возраста, а чтобы смотрели все поколения. Это очень здорово, это воодушевляет и вдохновляет. Мы действительно почувствовали, что не зря всё получилось.

Группа Сансара
Группа Сансара

Как команда справлялась с негативной обратной связью?

Некоторые люди могли что-то не понять, у них что-то не запустилось. Всегда есть кто-то, кому не понравилось. Возможно, не попала песня в его вайб или ещё что-то. Были отзывы, что было скучно, т.к. кто-то не оказался нашей целевой аудиторией. Если посмотреть, то 75% нашей аудитории в Твиттере — это люди до 35 лет, 3/4 из них мужского пола. А 70% зрителей концерта — это люди старше 35 лет. И там гендерное распределение было 45% на 55%, почти поровну. Это две совершенно разные аудитории: аудитория, которая нас поддерживала и следила за успехами, и аудитория, которая смотрела концерт. Так получилось, потому что мы старались создать концерт не для себя или для Твиттера, а для как можно большего числа зрителей, в том числе для старшего поколения. И это получилось.

Мы особо не встречали негатива, потому что главная особенность «Мирных огоньков» — они вне каких-либо устоявшихся лагерей. Проект создается ради объединения людей, а не разъединения по каким-то признакам.

Какие изменения ты видишь благодаря проекту «Мирные огоньки»?

Во-первых, я до сих пор вижу, что аудитория вспоминает «Мирные огоньки» прошлого года как успешный проект. Недавно был твит, в котором писали: «Вот, одни срачи, а что хорошего поддержать?». И люди упоминают «Мирные огоньки», мол, проект без срачей, можете поддержать. Это уже огромное достижение — создать концерт, который объединяет, а не разъединяет.

Бэкстейдж со съёмок группы АлоэВера
Бэкстейдж со съёмок группы АлоэВера

Во-вторых, нас всё-таки посмотрело очень много людей, и для них мы создали альтернативу. До сих пор встречаю людей, которые говорят: «Мы смотрели «Мирные огоньки» в Новый год, и смогли хорошо провести вечер, были только теплые светлые эмоции». Люди искренне благодарят, для них «Мирные огоньки» были опорой и поддержкой. Многие почувствовали, что не одиноки. Кто-то плакал, кто-то рефлексировал, но главное — для всех появился новый источник эмоций в новогоднюю ночь.

Может ли проект повлиять на русскоязычную аудиторию и её восприятие культуры в условиях современных событий?

Не хочу говорить громкие фразы, что сейчас сделаем концерт и всё изменится. Но мы можем нашим концертом поддержать через творчество, через правильные ценности и мысли, которые артисты транслируют миллионам зрителей по всему миру — как в России, так и за её пределами. И возможность дать людям небольшую поддержку и лучик надежды — это уже огромное влияние «Мирных огоньков». Потому что других таких мест, где люди получают поддержку, не существует.

Как бы пропаганда не рисовала артистов злодеями, это такие же люди, как мы. И наш концерт помогает понять, что ценности жизни, мира и добра у всех одинаковые. Это нас всех объединяет, и важно напомнить об этом в новогоднюю ночь.

Максим Леонидов
Максим Леонидов

Как ты видишь будущее «Мирных огоньков»? Что бы ты хотел развить в проекте?

Я теперь вижу чётко и ясно, что «Мирные огоньки» — это не случайность и не единоразовый феномен. «Мирные огоньки» могут стать ежегодным событием и точкой притяжения для миллионов зрителей, которые будут уже знать, что мы появимся и на следующий год. Люди будут знать, что посмотреть в Новый год, будут ждать «Мирные огоньки» и следить за нами, предвосхищая то, что будет.

Это главная цель и задача — сделать «Мирные огоньки» ежегодным форматом, который долго может существовать, независимо от того, вернётся ли условный Ургант на телевидение или нет. «Мирные огоньки» нужны людям, и будут нужны ещё очень долго.

Какое у тебя видение на будущее?

Я вижу «Мирные огоньки» ежегодным событием с качественным продакшеном, который будет от года к году становиться только лучше. И главная цель и задача на следующий, 2026 год — сделать так, чтобы «Мирные огоньки» стали независимыми и самокупаемыми. Потому что в прошлом году проект чудом ушёл в ноль, а в этом году мы пока не знаем, сможем ли собрать все необходимые донаты. Начиная с февраля следующего года, постараемся сделать так, чтобы «Мирные огоньки» по-прежнему оставались некоммерческим проектом, и при этом окупали свой продакшен. А также сделать так, чтобы продакшен каждый год становился круче и круче.

Что зрители могут ожидать от «Мирных огоньков» в 2025 году? Как проект будет отличаться от прошлогоднего?

Главное, что мы хотим в этом году дать зрителям — это цельность, потому что мы про объединение. Хотим провести зрителя через весь концерт, чтобы без остановки было интересно, чтобы ему было весело. Попытаемся добавить больше юмористических номеров и пригласить стендаперов в концерт. Задумываем сделать сюжет и трёхактную структуру: концерт начинается, в какой-то момент происходит катарсис, и в третьем акте мы и зрители выходим в 2025 год в лучшем качестве и с новыми мыслями. Для этого есть два сценариста в команде, музыкальный продюсер, который занимается репертуаром, два креативных продюсера, думающих над общей концепцией, и, разумеется, режиссёр и второй режиссёр — это всё люди, которые будут делать интересный концерт, который будет увлекательно смотреть от начала до конца.

Мы хотим собрать у экранов от 2 до 4 млн зрителей «Мирных огоньков». Мы договорились с большим количеством известных артистов, которые многократно превышают лайнап прошлого года. С ними сможем лучше удержать внимание зрителей и спеть больше песен, которые знакомы каждому из зрителей всех возрастов.

Высшая цель в этом году — дать зрителям ощущение, что они не одни. Дать надежду. Дать ощущение, что завтра действительно наступит. Как раз в полночь 2025 года, с 31 декабря на 1 января, мы хотим вспоминать со зрителями хорошее, возможно, обняться через экраны, дать им какую-то надежду и поддержку. Это очень важно — дать поддержку зрителям, аудитории и артистам, которые будут сниматься. Чтобы мы все: и артисты, и зрители, не выжидали, когда всё закончится, а жили полноценной жизнью.

Как аудитория и команда могут помочь в финальной стадии подготовки?

Только аудитория «Мирных огоньков» и может помочь. Способы очень простые — не бойтесь участвовать в этом. Во-первых, вам достаточно отправить донат. Это самое простое, что может сделать зритель. Вы можете находиться на другом конце света и не можете помочь нам на площадке или организацией съёмок, а донат может отправить каждый. Это минимальный способ поддержать и стать соавтором концерта, сделать общее дело, и потом показывать близким и говорить, что этот концерт получился благодаря вам. Разве это не прекрасно?

Способы поддержать Мирные огоньки:

— Отправить донат:

— Присоединиться к волонтёрам и помогать в создании концерта

— Репостить информацию в соцсетях, пересылать близким:

2020
11
8 комментариев

Как нравится идея проекта — объединение. Восхищает, что вы создаёте такой глубины проект. С нетерпением жду нового года!

3
Ответить

Очень уже жду Новый год с огоньками! Это очень круто то, что вы делаете!!!

1
Ответить

Мы!

1
Ответить

Огоньки все делают лучше! А "Мирные огоньки" – лучшее, что можно было придумать для новогодней ночи

1
Ответить

Донатила проекту в прошлом году, доначу в этом. Касту уже отсняли для концерта и это 🔥
жду других крутых артистов.
Спасибо команде, которая делает этот новогодний праздник!

1
Ответить

Прекрасная идея. Задонатил 🙏

1
Ответить

Смотрели концерт в прошлом году с друзьями, нам зашло. Видела, какие артисты будут в этом, звучит очень круто!

1
Ответить