Дмитрий Абезяев: «Хороший сценарист игнорирует тренды»

Российская сериальная индустрия меняется и растет. Каждый год платформы выпускают все больше сериалов. Сценарист, как профессия, становится более востребованной, но продюсеры продолжают жаловаться на дефицит кадров. О том, что происходит со сценарным рынком в России, рассказал соавтор сериалов «The Телки», «Шифр», «Русалки», «Мертвое озеро» Дмитрий Абезяев.

Фото: Александра Александрова
Фото: Александра Александрова

Что сейчас происходит с профессией сценариста в России?

Она становится более осязаемой и реальной. Если раньше сценаристы выживали, сегодня индустрия предоставляет возможность построить авторам вполне стабильную карьеру.

С чем это связано?

Еще лет десять назад авторы носили свои сценарии только по коридорам «Останкино». Было несколько каналов, и, если тебе на них отказывали, проект умирал. Сегодня «меню» куда шире: кроме каналов, появились платформы, их достаточно много. Кроме того, есть онлайн-сервисы, которые экспериментируют с игровыми форматами. Например, тот же VK.

Второе: индустрия, наконец, начала уважать сценаристов. Авторов больше не считают нёрдами, готовыми работать за хэппи-мил. Сегодня заказчики понимают, насколько важным для успеха проекта является звено, которое называется «хороший сценарий».

Что нужно сделать сегодня, чтобы войти в профессию?

Желание. Нужно хотеть писать. Сидеть по шесть-семь часов в день за столом и писать. Потом переписывать. Снова писать, и снова переписывать. Сделать это своей рутиной. Если это для вас, – добро пожаловать в профессию.

Также необходимо генерировать сценарные заявки, а лучше пилоты сериалов. В большом количестве. И, конечно, не стоит забывать про наставника – более опытного сценариста, продюсера или агента, который подскажет нужных людей, которым стоит отнести ваш сценарий. Это важно.

Как найти такого наставника?

Крепкий сценарист всегда загружен проектами, а значит ему всегда нужны еще одни рабочие руки и свежие идеи. Поиск такого человека – дело индивидуальное, но, как правило, нетворкинг решает. Столько профильных мероприятий как сегодня в России не было никогда.

Нужны ли сейчас начинающим сценаристам киношколы?

Киношкола не является обязательным этапом для того, чтобы стать профессионалом, но может сильно помочь. Когда я начинал писать, индустрия была совсем в другом состоянии. Еще десять-пятнадцать лет назад никто не учить писать сериалы, а сегодня это норма (например, в «Московской школе кино» есть курс «Шоураннер»). Если есть возможность поучиться, почему бы и нет. Если нет, киношколу может заменить опытный наставник – активный участник индустрии.

О чем сейчас нужно писать авторам, которые только делают первые шаги в профессии?

На этот вопрос нет – и никогда не будет – ответа. Что точно не стоит делать – гнаться за трендами, потому что они имеют свойство быстро исчезать. Я уверен, что единственный способ по-настоящему «прозвучать» сегодня – иметь свой собственный авторский голос. Быть непохожим на остальных.

Можно ли оставаться оригинальным сейчас, когда пишется так много сценариев?

Мне всегда казалось, что сценаристам платят большие деньги не только за то, что они умеют качественно писать. Это – просто ремесло. Настоящий сценарист работает на пределе своих возможностей. Создавая историю, он вкладывает в персонажа всего себя, эмоционально подключается к ним, рождая по-настоящему что-то глубокоеи ценное.

Аарон Соркин говорил, что «Хороший сценарий — это не просто набор слов, а живой организм, в котором каждый персонаж дышит и чувствует. Задача сценариста — вдохнуть в них жизнь, сделать их реальными для зрителя». Поэтому, если подходить к работе не утилитарно, и воспринимать каждый проект как вызов, как сложную эмоциональную задачу, тогда велик шанс, что может получиться нечто выдающееся.

Фото: Александра Александрова
Фото: Александра Александрова

Когда продюсеры жалуются на дефицит сценаристов, это правда или лукавят?

Хороших сценариев не может быть много. Как и хороших сценаристов. Поэтому, когда продюсеры так говорят, это значит, что им не хватает хороших, оригинальныхсценариев, которые при небольшой доработке можно предложить платформам и телеканалам. Конечно, такие проекты всегда на вес золота. И написать такой сценарий – значит, попасть в игольное ушко. Это сложно. Но можно и нужно пытаться.

Существуют ли какие-то карьерные лифты для сценаристов сегодня?

Надо понимать, что это не классическая карьера, и путь каждого автора уникален. Лично мне помог опыт работы на большом канале шеф-редактором. Я проработал там шесть лет и прочитал буквально тысячи заявок и сценариев. Это дало мне понимание рынка, нюансов, оттенков. Дало мне знакомства.

В какой-то момент, в процессе работы на канале, я понял, что хочу не только развивать проекты как заказчик, но хочу сам их создавать. Так я начал больше склоняться в сторону писательской карьеры. И мне было удобно входить в эту профессию, обладая экспертизой, которую я получил на канале.

Сейчас на рынке существуют несколько агентств талантов, которые помогают авторам найти своих заказчиков. Насколько это эффективно?

Во всем мире сценаристы работают с агентами, – это норма. Но попасть в качественное агентство не так просто. Для этого нужно иметь что-то в портфеле: либо фильмографию, либо несколько крепких спек-сценариев. Поэтому, если у вас пока нет фильмографии, имеет смысл разработать несколько проектов и показать их агентству.

Давайте представим. Я молодой автор, сомневаюсь в себе, не умею общаться с заказчиками, торговаться по условиям, и в целом плохо представляю, как работает рынок. Что мне делать?

Набираться опыта. Много писать и предлагать свой материал индустрии, ходить на питчинги, мастер-классы, поработать на съемочной площадке, попытаться устроиться в продакшен или на телеканал на «литературную» позицию, знакомиться с агентами. Быть проактивным. По-моему, это самый очевидный и самый эффективный старт в этой профессии.

Насколько прибыльной может быть профессия сценариста сегодня в России?

Как я уже сказал, сегодня сценарное мастерство может стать карьерой. Как и в любой профессии, вы не будете получать немного на старте, но постепенно ваши доходы будут расти. И однажды вы поймете, что действительно неплохо зарабатываете. Главное – не бросать и верить в себя.

11
4 комментария

Интересно, герой интервью написал все 9 сценариев "от 6 и выше" по кинопоиску..

Ответить

Есть сериал для PRщиков

Ответить