Как создать эффективную маркетинговую стратегию

Как создать эффективную маркетинговую стратегию

Сегодня, в условиях стремительно меняющегося рынка и нарастающей конкуренции, для успеха на рынке необходимо разрабатывать четкие и эффективные маркетинговые стратегии.

Создание такой стратегии требует последовательного подхода и глубокого понимания как внешней среды, так и внутренних возможностей компании. В данной статье мы подробно рассмотрим ключевые этапы создания маркетинговой стратегии, начиная с анализа текущей ситуации на рынке и заканчивая формированием эффективного маркетингового плана.

Маркетинговая стратегия – это план компании по развитию на рынке, привлечению клиентов и увеличению их лояльности.

Маркетинговая стратегия отвечает на такие вопросы как:

  • на каком целевом рынке вы работаете
  • кто конкуренты и какие у них офферы
  • как вы позиционируете компанию/ продукт
  • в каких сегментах работаете и кто целевой клиент (для кого ваш продукт)
  • почему клиент должен покупать у ваc (УТП)
  • какие ключевые сообщения (key message) несете
  • через какие каналы коммуникации «дотягиваетесь» до вашей ЦА

Помимо этого маркетинговая стратегия должна помочь сформировать так называемый маркетинговый микс (4P):

Рис. Теория 4P (англ. Marketing mix, комплекс маркетинга)
Рис. Теория 4P (англ. Marketing mix, комплекс маркетинга)

После того, как верхнеуровневые ответы на вопросы получены и они сформированы в письменный документ: «Маркетинговая стратегия компании», который должен лежать в основе долгосрочного позиционирования и восприятия компании, можно перейти к разработке рабочего плана действий - маркетингового плана.

Маркетинговый план — это практический документ, который конкретизирует, как будет реализовываться маркетинговая стратегия.

Маркетинговый план отвечает на следующие вопросы:

  • что вы делаете и на кого направлены эти действия
  • какую цель преследуете
  • как измеряете эффективность действий (метрики и KPI)
  • какие ресурсы и бюджет требуются для этого
Рис. Структура маркетингового плана.
Рис. Структура маркетингового плана.

С чего начать создание маркетинговой стратегии

Рис. Алгоритм создания маркетинговой стратегии
Рис. Алгоритм создания маркетинговой стратегии

1. Анализ рынка

Он позволяет понять текущее состояние рынка, тренды и его емкость, а также структурировать конкурентную среду. Понимая это, можно четко определить для себя, в каком направлении планируете развивать компанию: вы идете в ногу с рынком или будете его трансформировать, создавая предпосылки для изменения предпочтений потребителей.

На этом этапе важно получить ответы на следующие вопросы:

  • что это за рынок (старый или новый)
  • какова его география
  • какой объем рынка
  • какая динамика развития этого рынка: растущий, падающий или стагнирующий
  • какие тенденции развития рынка/отрасли
  • какие глобальные и локальные тренды (текущие и будущие)
Рис. Порядок шагов анализа рынка
Рис. Порядок шагов анализа рынка

2. Анализ конкурентов

На этом шаге полезно изучить детально ваших конкурентов (кто они такие, какую долю на рынке занимают, какие у них средние чеки, какая прибыль и динамика выручки и пр.), а также провести исследование их поведения на рынке.

Что нужно изучить:

  • кто ваши прямые и косвенные конкуренты
  • как они себя позиционируют
  • кто их ЦА и в каком сегменте рынка они работают
  • какие продукты продают, в чем УТП
  • как строится путь клиента (CJM)
  • какой цикл сделки у конкурентов
  • ценовой сегмент и стоимость продуктов
  • какие инструменты продвижения они используют
  • какие каналы продаж они задействуют

Обычно мы в своей работе структурируем информацию на Miro доске, т.к. она позволяет наглядно анализировать структуру сайта, позиционирование, упаковку продуктов и многое другое. Но не у всех есть доступ к этому инструменту, поэтому предлагаем вам бесплатный шаблон анализа конкурентов, который вы можете скачать тут.

Рис. Алгоритм анализа конкурентов
Рис. Алгоритм анализа конкурентов

3. Исследование целевой аудитории и сегментация.

Детальная сегментация клиентов дает понимание потребностей клиентов, что позволит создать УТП на базе конкурентного анализа и предпочтений ЦА.

При четком понимании сегментов аудитории компания может формировать более целевое позиционирование и запускать рекламные кампании, исходя из болей клиента.

Два шага для аналитики вашей целевой аудитории:

  • Изучить потенциальных клиентов и сделать сегментацию, по ключевым параметрам (для B2B. например, это будет сегментация по отраслям, географии присутствия, финансам, размерам компании, по сроку жизни и т.д.)
  • Группируйте аудиторию по общим характеристикам и разработайте детализированные портреты потенциальных клиентов. Не стоит усложнять, если вы делаете это впервые, можете сосредоточиться на 2-3 ключевых сегментах.

С этими сегментами помогает работать классификация клиентов: клиент категории А, категории Б и категории С (читайте подробнее в нашем ТГ-канале).

Рис. Сегментация аудитории.
Рис. Сегментация аудитории.

4. Проведите глубокое исследование каждого сегмента

Самый простой способ получить информацию о ваших пользователях/ клиентах – это спросить у них самих.

Для этого на основе той сегментации, которую вы сделали выше, необходимо разработать методологию исследования. Вариантов как провести это исследование очень много, разберем самый простой: глубинные интервью в формате custdev. Вы заранее готовите вопросы, которые помогут выявить общие паттерны каждого портрета клиентов. При этом опираться на данные исследования можно только в случае, если вы начинаете видеть паттерны после общения с как минимум несколькими потенциальными клиентами или пользователями.

План действий:

– сформулировать цель исследования– составить список вопросов

– найти респондентов (через знакомых, специальные сервисы, аутсорсинг)

– структурировать и проанализировать ответы

– найти общие паттерны и сделать выводы по каждой ЦА

Рис. Проведение клиентского интервью
Рис. Проведение клиентского интервью

5. Формируем ценностное предложение (УТП)

Это является одним из ключевых аспектов, который позволяет понять, чем именно ваш продукт или услуга отличается от конкурентов и какую ценность они могут принести конечному потребителю.

План действий:

  • определить основные проблемы каждого сегмента на основе исследования, которое делали на предыдущем этапе.
  • сформулировать, как ваше предложение решает эти проблемы.
  • выделить уникальность (ключевую ценность) своего предложения.
  • создавать лаконичное легко воспринимаемое УТП на языке клиента, чтобы быть понятыми целевой аудиторией.
  • описать ваше УТП в нескольких предложениях, картинках.

Удачно сформулированное УТП позволит ответить на вопрос почему будут покупать ваш продукт/ услугу или компанию.

Рис. Создание УТП по шагам
Рис. Создание УТП по шагам

6. Выбираем каналы коммуникаций

Выбор подходящих каналов коммуникации является важным шагом для достижения целевой аудитории и максимизации эффекта от маркетинговой кампании.

Вот несколько ключевых факторов и рекомендаций, которые помогут вам сделать правильный выбор:

  • где ваша ЦА обитает?
  • платный канал или нет
  • опыт конкурентов, причем как с точки зрения положительного опыта (рабочие каналы), так и с точки зрения отстройки от конкурентов
  • что можно автоматизировать, а где нужны человеческие ресурсы

В качестве примера приведем варианты онлайн-каналов коммуникации:

Как создать эффективную маркетинговую стратегию

В заключение

Процесс разработки маркетинговой стратегии включает ключевые этапы, на которых важно получать ясные ответы на основные вопросы. Исследования на этапе создания стратегии помогают понять поведение клиентов и выбрать эффективные каналы коммуникации. Тщательная проработка стратегии позволяет компании выделиться среди конкурентов и успешно завоевывать рынок. Эффективная реализация маркетингового плана обеспечивает максимальную отдачу от вложенных ресурсов, что способствует успеху и устойчивому развитию бизнеса.

Авторы статьи:

Олеся Шевцова, основатель 5D Consulting

Екатерина Ерина, руководитель практики Маркетинг в 5D Consulting

Присоединяйтесь к нашему ТГ-каналу: https://t.me/Consulting_5D

3232
22
23 комментария

Просто и понятно, как глава из хорошего учебника, забрал а закладки))

3
Ответить

спасибо! )

Ответить

Прикольно, только вот на пятом этапе у многих случается затык. Например, у застройщиков. Все жилые комплексы одного класса более или менее одинаковы, так что УТП у них совсем не У )

2
Ответить

все-равно придумать что-то можно обычно) на первый взгляд так во многих бизнесах

3
Ответить

уникальность у застройщиков часто связана с локацией и позиционированием его самого )

2
Ответить

УТП устарело как мир!

Ответить

Какая крутая статья! Вам бы свои учебники по маркетингу писать!)

2
Ответить