Бизнес в коронавирус. Пришла вторая волна, что будем делать, господа хорошие?

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о том, как вести бизнес во вторую волну коронавируса.

Сегодняшняя статья – не о стартапах, а об экономике и о том, как нам жить дальше.

Этой весной у многих было чувство, что всё очень плохо (да так оно и было), на месяц закрывали дома, закрылись рестораны, всё стояло – но затем всё потихонечку начало приходить в норму, и народ обрадовался, и решил, что в сентябре всё уже вернётся на свои места. Пусть с небольшими ограничениями, но всё же вернётся. Но вот начинается вторая волна…

Сейчас очень важно сделать правильные выводы, чтобы потом не остаться у разбитого корыта. Давайте рассмотрим, что происходит, как с этим жить, а также как извлечь выгоду из текущей ситуации – или спасаться, если вам не повезло быть в сегменте бизнеса, попавшем под самые серьёзные ограничения.

Страшилки от Росстата

Начнём с глобальной статистики. Я открыл индекс промышленного производства от Росстата, и ознакомился с показательной табличкой:

в 2019 году выросли аж на 2,3% по сравнению с 2018 Росстат
в 2019 году выросли аж на 2,3% по сравнению с 2018 Росстат

В нём есть показатели 2018, 2019 и 2020 года. В 2019 году рост экономики достиг 2,3%. В первом квартале 2020 – она выросла ещё на 1,5% (по соответствующему периоду прошлого года), т.е. даже несмотря на серьёзные ограничения в марте экономика первого квартала 2020 года достигла более высоких показателей, чем в тот же временной промежуток 2019 года.

А в 2020 просели на 4,5 по сравнению с тем же 2018 Росстат
А в 2020 просели на 4,5 по сравнению с тем же 2018 Росстат

Однако уже второй квартал 2020 года сильно рухнул: по сравнению со вторым кварталом 2019 года он просел аж на 8,5%. Суммарно по первому полугодию просадка составляет 3,5%, а если посмотреть статистику на ещё два месяца до августа, всё ещё менее радужно. Экономика упала аж на 4,5%, если сравнивать с 2018 годом, или на целых 7% по сравнению с 2019. Судя по всему, к концу года можно спрогнозировать ещё большую просадку примерно в 10%, а если будет ещё и вторая волна, то и 15%.

Чем грозит вторая волна?

Первую волну по большому счёту откупили деньгами, т.е. построили кучу медицинских центров, выдали путинские пособия и т.д. На вторую такую итерацию денег просто нет. Грубо говоря, мы идём по шведскому сценарию, где на ситуацию реагировали в минимальном объёме. Созвонился со знакомыми, которые имеют бизнес 5+ лет в разных сегментах, поспрашивал, как у кого идут дела, и выяснил следующее.

Производство

У производственников, в принципе, всё стало лучше. Если весной им лизинг не давали на любых условиях, т.е. они не могли просто купить станок, то теперь, пусть и на повышенных по сравнению с 2019 годом процентах, его дают.

Правда, лидов приходится покупать в два раза дороже (как, в общем-то, почти у всех), да подрезали издержки: просадка в 7-10% вылилась как раз в этом: все стали тратить в два раза больше на маркетинг, чуть скорректировавшись за счёт оптимизации затрат.

Соответственно, тех, кому эти производители несут деньги, всё хорошо. Однако надо иметь в виду, что это касается не рекламных агентств и SEO-компаний, которые занимаются контекстом, а площадок типа Директа, AdWords, Facebook и прочих. Если компания выделяет на рекламный бюджет триста тысяч каждый месяц, например, в соцсети, то таргетолог с этого получит в лучшем случае 10%, а остальные 270 идёт площадке.

Они очень сильно поднялись на том, что люди стали жёстче бороться за лидов, стремясь забрать их себе, пусть даже с итоговым выходом в ноль. Чем они и пользуются, и очень успешно. Биржа реагирует соответственно, все хотят купить долю растущего пирога:

+151% - это жесть. Кому война, а кому... Яндекс
+151% - это жесть. Кому война, а кому... Яндекс
Пошли по пути Яндекса, но чихнули в августе и "всего" +37%. Но статистика ведётся только с июля, думаю, что с начала года есть все 50% Mail - владелец ВК, ОК и кучи онлайн игр
Пошли по пути Яндекса, но чихнули в августе и "всего" +37%. Но статистика ведётся только с июля, думаю, что с начала года есть все 50% Mail - владелец ВК, ОК и кучи онлайн игр
Не слабо чихнул в марте. и Дал +28%. Не понял почему чихал, видимо в целом по миру ситуация хуже РФ Google
Не слабо чихнул в марте. и Дал +28%. Не понял почему чихал, видимо в целом по миру ситуация хуже РФ Google
Чихал, как и Гугл, но побежал быстрее и дал почти +50%. Как и Мейл споткнулся в августе, а то было бы за 60% роста. Facebook
Чихал, как и Гугл, но побежал быстрее и дал почти +50%. Как и Мейл споткнулся в августе, а то было бы за 60% роста. Facebook

E-commerce / food

Другая сфера, ставшая прибыльной – доставка и e-commerce. Люди стали бояться ходить в гипермаркеты, начали заказывать на Яндекс.Еде и Озоне. В отличие от ресторанов, которые говорят и производителей (поставщиков, снабжающих Озон товарами), эти ребята получили рост, и весьма существенный.

Яндекс.Еда набирает обороты, в то время как рестораны сильно прожимаются, так как им просто некуда деваться: они должны отдавать 20% от заказов Яндексу, да ещё и заливать им всю свою клиентскую базу. Но что делать, когда нужно пережить это время, выходя хотя бы в ноль? Может, потом, когда пройдёт вторая волна, можно будет вернуться к прежнему бизнесу, но пока это невозможно. Кто-то запускает свою доставку, кто-то подключается к более лояльным, чем Яндекс.Еда сервисам – в общем, пытаются выжить, как могут.

Туристы

Совсем плохо всё в туристическом бизнесе. Мой знакомый, руководитель туристического агентства, просто заморозил бизнес, отправив ключевых работников домой на полставки, а остальных попросту уволил. Все офисы закрыл, чтоб капала только минималка. В общем, полный стоп. Продают хоть как-то: по звонку, из дома: конечный оборот просел на 90%.

Сейчас знакомый уверен, что к Новому году всё снова откроют, как открыли уже туры в Турцию, в Великобританию, но мне кажется (особенно учитывая, что сейчас творится в Москве), что это ненадолго. По крайней мере, до следующего года подавляющее большинство перелётов будет закрыто, и туристам будет очень плохо.

Тут нужно вспомнить о внутреннем туризме, который можно попытаться развить на фоне текущей ситуации. В такое время очень круто запускать партнёрские схемы: например, я разрабатываю приложение для туризма, а за это получаю агентские или долю от продаж туров, проданных через моё приложение. Обычно в кризисное время подобные схемы актуальны: когда нужно выживать, пойдёт всё, что угодно.

Как будем спасаться?

Вообще, я очень долго метался в поисках темы для новой статьи: размышлял, писать ли о тех, кому хорошо (чтобы указать на возможные стартапы в этой сфере), или о тех, кому плохо (и поведать, как в подобных сферах спасать текущий бизнес).

После общения со знакомыми я увидел, что большинство интересует не то, как построить что-то новое, а как спасти старое. Хотя бы и без роста – главное, не затонуть. Поэтому я решил выложить в ближайшее время статьи о том, как при помощи тех или иных IT-фишек (сайтов, приложений, коллабораций с ботами и пр.) спасать текущий бизнес, резать косты, на чём-то экономить, чтобы продержаться ближайшие полгода-год.

Затем уже на базе новой инфраструктуры можно выстроить задел на успешное развитие в будущем. Подписывайтесь на YouTube, там уже есть ролик с детальной информацией про спасение ресторанов.

1212
22 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить

Чел не пали тему, там тоже нужна автоматизация процессов, работаем

1
Ответить

Насчет удорожания контекстной рекламы интересный феномен. По логике могло показаться, что когда другая реклама в просадке, может быть выгоднее перейти на те же баннеры на сайтах с целевой аудиторией. Но видимо логика другая. 

Думаю со страшилками все хуже. Прогнозы восстановления в мире сдвинулись на 2024-2025годы. В России все еще хуже. Руководство большинства компаний это понимает и B2B бизнес в просадке, потомучто никаких новых трат(режут косты, как правильно заметил автор), пересмотр бюджетов в сторону уменьшения, распродажи бу оборудования, мебели и т.д. Вы написали только про розницу при этом. В рознице тоже больше сфер- поскольку затягивать пояса, больше всего традиционно страдают долгосрочные розничные покупки - мебель, авто, эстетическая и профилактическая медицина, организация мероприятий(тут еще и коронавирус), обучение(онлайн идет хуже), спортзалы, бассейны, курсы и групповые занятия, которые сложно делать онлайн - пример, массаж, йога, танцы и т.д. Думаю список куда больше, это только примеры. 

И что в итоге делать и как вести? Автор, где ответ?
На мой взгляд забыть про сверхдоходы, поменять риск менеджмент, прислушаться к стандартным советам - избежать кассовых разрывов, кредитов. Открывать смежные направления, в которых хорошая экспертиза. И тут сотрудники в помощь. Хорошие сотрудники - ценность компании, которую сложнее всего потом восстановить. И кто то не занимается своим бизнесом, хотя мог бы и успешно только из-за страхов, семьи, кредитов, недостаточной пока подушки безопасности и т.д. Т.е. по сути можно делать микробизнесы, в которых ответственные наемные сотрудники. Большие успешные компании именно так и делают - Яндекс, Гугл растят своих сотрудников, дают направление и если направление идет тогда уже вваливают деньжища. В какие сферы расширяться вы указали. Если есть возможность приторговывать онлайн, в сфере которая хорошо знакома, почему бы и нет. Организация доставки в районе в котором есть спрос, но с предложением не очень и т.д. Здесь как раз знание своей ниши, особенностей, деталей и  поможет. 

1
Ответить

Из Калифорнии пишете? 

Ответить

На мой взгляд забыть про сверхдоходы, поменять риск менеджмент, прислушаться к стандартным советам - избежать кассовых разрывов, кредитов. Открывать смежные направления, в которых хорошая экспертиза. И тут сотрудники в помощь. Хорошие сотрудники - ценность компании, которую сложнее

Ответить

Так, а что делать то? Из текста непонятно.

Ответить

Думать

1
Ответить