Бизнес в коронавирус. Пришла вторая волна, что будем делать, господа хорошие?
Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о том, как вести бизнес во вторую волну коронавируса.
Сегодняшняя статья – не о стартапах, а об экономике и о том, как нам жить дальше.
Этой весной у многих было чувство, что всё очень плохо (да так оно и было), на месяц закрывали дома, закрылись рестораны, всё стояло – но затем всё потихонечку начало приходить в норму, и народ обрадовался, и решил, что в сентябре всё уже вернётся на свои места. Пусть с небольшими ограничениями, но всё же вернётся. Но вот начинается вторая волна…
Сейчас очень важно сделать правильные выводы, чтобы потом не остаться у разбитого корыта. Давайте рассмотрим, что происходит, как с этим жить, а также как извлечь выгоду из текущей ситуации – или спасаться, если вам не повезло быть в сегменте бизнеса, попавшем под самые серьёзные ограничения.
Страшилки от Росстата
Начнём с глобальной статистики. Я открыл индекс промышленного производства от Росстата, и ознакомился с показательной табличкой:
В нём есть показатели 2018, 2019 и 2020 года. В 2019 году рост экономики достиг 2,3%. В первом квартале 2020 – она выросла ещё на 1,5% (по соответствующему периоду прошлого года), т.е. даже несмотря на серьёзные ограничения в марте экономика первого квартала 2020 года достигла более высоких показателей, чем в тот же временной промежуток 2019 года.
Однако уже второй квартал 2020 года сильно рухнул: по сравнению со вторым кварталом 2019 года он просел аж на 8,5%. Суммарно по первому полугодию просадка составляет 3,5%, а если посмотреть статистику на ещё два месяца до августа, всё ещё менее радужно. Экономика упала аж на 4,5%, если сравнивать с 2018 годом, или на целых 7% по сравнению с 2019. Судя по всему, к концу года можно спрогнозировать ещё большую просадку примерно в 10%, а если будет ещё и вторая волна, то и 15%.
Чем грозит вторая волна?
Первую волну по большому счёту откупили деньгами, т.е. построили кучу медицинских центров, выдали путинские пособия и т.д. На вторую такую итерацию денег просто нет. Грубо говоря, мы идём по шведскому сценарию, где на ситуацию реагировали в минимальном объёме. Созвонился со знакомыми, которые имеют бизнес 5+ лет в разных сегментах, поспрашивал, как у кого идут дела, и выяснил следующее.
Производство
У производственников, в принципе, всё стало лучше. Если весной им лизинг не давали на любых условиях, т.е. они не могли просто купить станок, то теперь, пусть и на повышенных по сравнению с 2019 годом процентах, его дают.
Правда, лидов приходится покупать в два раза дороже (как, в общем-то, почти у всех), да подрезали издержки: просадка в 7-10% вылилась как раз в этом: все стали тратить в два раза больше на маркетинг, чуть скорректировавшись за счёт оптимизации затрат.
Соответственно, тех, кому эти производители несут деньги, всё хорошо. Однако надо иметь в виду, что это касается не рекламных агентств и SEO-компаний, которые занимаются контекстом, а площадок типа Директа, AdWords, Facebook и прочих. Если компания выделяет на рекламный бюджет триста тысяч каждый месяц, например, в соцсети, то таргетолог с этого получит в лучшем случае 10%, а остальные 270 идёт площадке.
Они очень сильно поднялись на том, что люди стали жёстче бороться за лидов, стремясь забрать их себе, пусть даже с итоговым выходом в ноль. Чем они и пользуются, и очень успешно. Биржа реагирует соответственно, все хотят купить долю растущего пирога:
E-commerce / food
Другая сфера, ставшая прибыльной – доставка и e-commerce. Люди стали бояться ходить в гипермаркеты, начали заказывать на Яндекс.Еде и Озоне. В отличие от ресторанов, которые говорят и производителей (поставщиков, снабжающих Озон товарами), эти ребята получили рост, и весьма существенный.
Яндекс.Еда набирает обороты, в то время как рестораны сильно прожимаются, так как им просто некуда деваться: они должны отдавать 20% от заказов Яндексу, да ещё и заливать им всю свою клиентскую базу. Но что делать, когда нужно пережить это время, выходя хотя бы в ноль? Может, потом, когда пройдёт вторая волна, можно будет вернуться к прежнему бизнесу, но пока это невозможно. Кто-то запускает свою доставку, кто-то подключается к более лояльным, чем Яндекс.Еда сервисам – в общем, пытаются выжить, как могут.
Туристы
Совсем плохо всё в туристическом бизнесе. Мой знакомый, руководитель туристического агентства, просто заморозил бизнес, отправив ключевых работников домой на полставки, а остальных попросту уволил. Все офисы закрыл, чтоб капала только минималка. В общем, полный стоп. Продают хоть как-то: по звонку, из дома: конечный оборот просел на 90%.
Сейчас знакомый уверен, что к Новому году всё снова откроют, как открыли уже туры в Турцию, в Великобританию, но мне кажется (особенно учитывая, что сейчас творится в Москве), что это ненадолго. По крайней мере, до следующего года подавляющее большинство перелётов будет закрыто, и туристам будет очень плохо.
Тут нужно вспомнить о внутреннем туризме, который можно попытаться развить на фоне текущей ситуации. В такое время очень круто запускать партнёрские схемы: например, я разрабатываю приложение для туризма, а за это получаю агентские или долю от продаж туров, проданных через моё приложение. Обычно в кризисное время подобные схемы актуальны: когда нужно выживать, пойдёт всё, что угодно.
Как будем спасаться?
Вообще, я очень долго метался в поисках темы для новой статьи: размышлял, писать ли о тех, кому хорошо (чтобы указать на возможные стартапы в этой сфере), или о тех, кому плохо (и поведать, как в подобных сферах спасать текущий бизнес).
После общения со знакомыми я увидел, что большинство интересует не то, как построить что-то новое, а как спасти старое. Хотя бы и без роста – главное, не затонуть. Поэтому я решил выложить в ближайшее время статьи о том, как при помощи тех или иных IT-фишек (сайтов, приложений, коллабораций с ботами и пр.) спасать текущий бизнес, резать косты, на чём-то экономить, чтобы продержаться ближайшие полгода-год.
Затем уже на базе новой инфраструктуры можно выстроить задел на успешное развитие в будущем. Подписывайтесь на YouTube, там уже есть ролик с детальной информацией про спасение ресторанов.
Комментарий недоступен
Чел не пали тему, там тоже нужна автоматизация процессов, работаем
Насчет удорожания контекстной рекламы интересный феномен. По логике могло показаться, что когда другая реклама в просадке, может быть выгоднее перейти на те же баннеры на сайтах с целевой аудиторией. Но видимо логика другая.
Думаю со страшилками все хуже. Прогнозы восстановления в мире сдвинулись на 2024-2025годы. В России все еще хуже. Руководство большинства компаний это понимает и B2B бизнес в просадке, потомучто никаких новых трат(режут косты, как правильно заметил автор), пересмотр бюджетов в сторону уменьшения, распродажи бу оборудования, мебели и т.д. Вы написали только про розницу при этом. В рознице тоже больше сфер- поскольку затягивать пояса, больше всего традиционно страдают долгосрочные розничные покупки - мебель, авто, эстетическая и профилактическая медицина, организация мероприятий(тут еще и коронавирус), обучение(онлайн идет хуже), спортзалы, бассейны, курсы и групповые занятия, которые сложно делать онлайн - пример, массаж, йога, танцы и т.д. Думаю список куда больше, это только примеры.
И что в итоге делать и как вести? Автор, где ответ?
На мой взгляд забыть про сверхдоходы, поменять риск менеджмент, прислушаться к стандартным советам - избежать кассовых разрывов, кредитов. Открывать смежные направления, в которых хорошая экспертиза. И тут сотрудники в помощь. Хорошие сотрудники - ценность компании, которую сложнее всего потом восстановить. И кто то не занимается своим бизнесом, хотя мог бы и успешно только из-за страхов, семьи, кредитов, недостаточной пока подушки безопасности и т.д. Т.е. по сути можно делать микробизнесы, в которых ответственные наемные сотрудники. Большие успешные компании именно так и делают - Яндекс, Гугл растят своих сотрудников, дают направление и если направление идет тогда уже вваливают деньжища. В какие сферы расширяться вы указали. Если есть возможность приторговывать онлайн, в сфере которая хорошо знакома, почему бы и нет. Организация доставки в районе в котором есть спрос, но с предложением не очень и т.д. Здесь как раз знание своей ниши, особенностей, деталей и поможет.
Из Калифорнии пишете?
На мой взгляд забыть про сверхдоходы, поменять риск менеджмент, прислушаться к стандартным советам - избежать кассовых разрывов, кредитов. Открывать смежные направления, в которых хорошая экспертиза. И тут сотрудники в помощь. Хорошие сотрудники - ценность компании, которую сложнее
Так, а что делать то? Из текста непонятно.
Думать