Регистрация китайского бренда: риски для продавца

Производители китайских товаров значительно расширили свое присутствие на российских маркетплейсах. Если раньше они в основном выступали в качестве поставщиков, то сегодня принимают решение зарегистрировать свой бренд в России и вести торговлю, что называется, от первого лица.

Это добавило проблем многим российским селлерам…

Регистрация китайского бренда: риски для продавца

Предыстория и немного цифр

Почти год назад, 18 декабря 2023 года, основательница Wildberries Татьяна Ким объявила о начале работы с продавцами из Китая. Никакой статистики о китайских селлерах на этом маркетплейсе в общем доступе нет. В СМИ лишь прошла информация, что за неполный месяц работы на маркетплейсе появились порядка 100 продавцов и 27 из них начали активно вести торговлю.

На Ozon китайская история ведется с конца 2022 года. Тогда продавцов было порядка 12 тысяч, а к концу 2023 года - уже 100 тысяч. Если в 2022 году на Ozon было 8.33 % торговцев из Китая к общему количеству селлеров, то к июню 2024 - 20 %. Получается, что сегодня каждый пятый селлер Ozon из Китая. По данным «Коммерсантъ», оборот представителей Поднебесной вырос во II квартале 2024 года в 2,6 раза в годовом исчислении.

Российским продавцам в новых реалиях пришлось столкнуться не только с конкуренцией, демпингом, но и проблемами в области интеллектуальной собственности.

Рассмотрим три ситуации и для каждой пропишем возможные негативные последствия и алгоритм действий, чтобы их избежать.

Ситуация первая. Товарный знак не зарегистрирован

Вы покупаете товары из Китая и продаете их на маркетплейсах, не заботясь о регистрации товарных знаков.

В этом случае абсолютно любой предприниматель, который решит заработать на том же, что и вы, может зарегистрировать товарный знак и предъявить претензию как правообладатель. Вы лишитесь всего. Законный владелец вправе заблокировать ваши карточки, потребовать компенсацию до 5 млн руб. и запретить вам продолжать деятельность. А маркетплейс может взыскать штраф и заблокировать ваш личный кабинет за нарушение правил площадки. Все придется начинать сначала. Даже в том случае, если вы нарушили чужое право ненамеренно.

Сам китайский бренд тоже может подать заявку и зарегистрировать наименование. Со свидетельством на руках он заблокирует карточки всех селлеров, которые продавали его товар на маркетплейсе.

Ответственность селлера за нарушение прав на чужой товарный знак
Ответственность селлера за нарушение прав на чужой товарный знак

Что предпринять? Регистрация товарного знака на себя не обезопасит вас на 100%. Если вы хотите выйти с китайским брендом на российский рынок правильно и максимально безопасно, то нужно связаться с китайским производителем напрямую и попросить у него письмо-поручение. Это документ, который буквально поручает вам зарегистрировать его бренд на территории России. Другие продавцы этого товара в России не смогут аннулировать ваш знак, потому что у вас на руках будет разрешение от самого производителя. Письмо-поручение дает исключительные права на регистрацию бренда в Российской федерации. Вы будете единственным законным продавцом в нашей стране.

Ситуация вторая. Знак есть, но производитель из Китая решает выйти на наш рынок

Вы продаете товары из Китая и заблаговременно зарегистрировали для них товарные знаки. Китайский производитель неожиданно решает выйти на российский рынок.

Тут есть нюанс. Приоритет вашего знака выше, так как он зарегистрирован раньше. Если азиатская компания подаст собственную заявку, Роспатент ей откажет. Но производитель может оспорить вашу регистрацию и тогда вас ждут все те же печальные последствия: ваш бизнес рухнет и придется начинать с нуля.

Лучше проявить инициативу и как можно быстрее выяснить, получил ли китайский производитель регистрационное свидетельство. Если да - предложите заключить лицензионный договор, по которому вы сможете использовать бренд на законных основаниях и спокойно работать дальше.

Ситуация третья. У китайского товара несколько поставщиков, а товарный знак есть только у вас

Вы зарегистрировали бренд китайских товаров. Их производитель решает начать сотрудничество еще с несколькими поставщиками из России.

Если у вас на руках письмо-поручение, о котором мы писали выше, можете быть спокойны. Расскажу, что бывает, когда такого письма нет.

Наш клиент торговал китайским товаром и зарегистрировал на него товарный знак. Спустя какое-то время производитель из Китая решил сотрудничать еще с несколькими поставщиками. Они начали вести бизнес незаконно, так как не являлись владельцами бренда. После того, как наш клиент отправил конкурентам претензии за использование чужого товарного знака, они объединились и написали заявление в ФАС. Основание - недобросовестная конкуренция.

Сейчас поясню. Если товары под вашим брендом производятся не вами, то знак действительно могут аннулировать. Окончательное решение будет принимать Палата по патентным спорам.

Это, к сожалению, реальность, с которой сегодня могут столкнуться все, кто зарегистрировал бренд, производимый в Китае.

Выход такой: можно продолжать торговлю под своим знаком, но при этом не реагировать на других продавцов тех же товаров. Отказавшись от направления им претензий, вы минимизируете риск аннулирования вашего товарного знака через ФАС. Но! Будете иметь неограниченное количество конкурентов, которые отнимают покупателей и прибыль с продаж.

Подытожим. Производители из Китая все активнее заходят на рынок России. Они стремятся защитить бизнес и регистрируют свои бренды.

Вы можете оформить товарный знак китайского производителя. Роспатент не найдет препятствий, если товары еще не представлены у нас. Но как только производитель решит зайти в Россию, появляются риски аннулирования вашего товарного знака. Они возникают и при наличии нескольких поставщиков в России у конкретного китайского продавца. Наша практика показывает, что поставщики начинают объединяться и дружить против того, кто первым зарегистрировал китайский бренд в России.

Значит ли это, что российским продавцам в новой реальности лучше отказаться от регистрации китайских брендов?

В патентном бюро, которое не гонится за количеством заявок, а работает на результат, вам ответят примерно следующее:

Мы готовы взяться за регистрацию вашей заявки, но сразу предупредим: есть конкретный производитель, его товары очень популярны в Интернете, кроме вас есть еще несколько продавцов. Даже если случится чудо и эксперт Роспатента не заметит этих очевидных вещей, он зарегистрирует ваш знак, но потом вы можете столкнуться с определенными рисками.

Как избежать рисков? Закрывайте их при помощи письма-поручения, лицензионного договора или добровольного молчаливого согласия на торговлю конкурентов под вашим брендом.

Есть и еще пара оптимистичных сценариев.

1) Если ваш товарный знак уже зарегистрирован на территории РФ, есть вероятность того, что производитель товаров может с вами связаться и предложить решить ситуацию мирным путем. В таком случае, вы можете предложить ему продать ваш товарный знак за определенную сумму.

2) Можно попробовать связаться в производителем самому и предложить ему стать официальным дистрибьютором товаров, заключив соответствующий договор. В таком случае, вы сможете легально представлять интересы производителя и защищать товарный знак.

Китайские производители тоже регистрируют на себя российские бренды. Они могут реализовывать эту продукцию как в России, так и у себя на родине. Страдают при этом предприниматели, которые производили под наименованием собственный продукт, но не задумывались о регистрации в Роспатенте. Я подробно рассказывала об одной из таких пострадавших в своей предыдущей статье: у создательницы ювелирных украшений Татьяны Хахалкиной китайцы попытались “увести” ее бренд TANNY BUNNY. Девушке пришлось бороться за право обладать названием.

Если вам нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb. Эксперты “Железно” готовы помочь.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

88
2 комментария

Судя по всему самый лучший и безопасный вариант стать официальным дистрибьютором, тогда можно будет избежать большинства проблем

1
Ответить

Все верно!

Ответить