Зачем внедрять технологии в складские процессы: опыт российского бизнеса

Как компании повышают скорость, контроль и рентабельность.

Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.

Две трети компаний, работающих в сфере логистики, считают складские процессы главным приоритетом автоматизации. Востребованы системы контроля и управления доступом, роботизированные комплексы, решения для идентификации товаров. Особенно актуальны для бизнеса WMS-платформы (Warehouse Management System — система управления складом): в 2024 году российский рынок таких решений вырос на 30% (до 4 млрд рублей).

На примерах из практики российского бизнеса разбираемся, какие технологии компании внедряют в складские процессы и каких результатов добиваются с помощью такой автоматизации.

Автоматизация маркировки

Ситуация. У дистрибьютора контактных линз есть несколько складов, с которых каждый день идут отгрузки товаров более чем 3000 партнёрам. Клиенты оформляют заказы через маркетплейсы, и у каждой площадки свои требования к маркировке. Если сборщики допускают ошибки, то компания получает штраф.

Есть и другая проблема. Пик нагрузки на склады приходится на начало рабочего дня, в это время поступает львиная доля заказов. Однако сборщики не успевают обработать и отправить их вовремя — им приходится вручную упаковывать и маркировать каждую единицу товара. Из-за этого количество отгрузок снижается на 15% и рентабельность бизнеса падает.

Решение. Можно нанять ещё сборщиков, чтобы обрабатывать больше заказов по утрам. Но тогда расходы на ФОТ (фонд оплаты труда) вырастут на 40%, к тому же после обеда персонал будет простаивать, в это время приходит меньше заказов. Вместо этого в компании решили автоматизировать маркировку продукции — один из самых трудоёмких процессов в работе склада. Внедрили ИТ-систему, которая сама формирует маркировочные этикетки по стандартам маркетплейсов и отправляет их на печать. Сборщикам остаётся собирать заказы и наклеивать штрихкоды.

Результат:

  • сборщики справляются с обработкой заказов в пиковые часы и вовремя отправляют товары;
  • система маркирует товары без ошибок, и компания не получает штрафы.

Рентабельность бизнеса выросла на 10%.

Автоматизация очереди на погрузку

Ситуация. Завод ежегодно производит 1,8 млн тонн цемента. Половину этого объёма заказчикам доставляли автотранспортом — каждый день отправляли в рейсы 100 грузовых машин. Однако из-за проблем с ж/д перевозками предприятию потребовалось увеличить отправку цемента автомобилями вдвое и диспетчеры перестали справляться с большим потоком грузовиков.

Решение. Можно увеличить число пунктов погрузки на заводе. Для этого нужно нанять ещё диспетчеров и закупить оборудование на сумму примерно 100 млн рублей. Вместо этого руководство завода решило увеличить пропускную способность уже имеющихся пунктов погрузки. Для этого внедрили комплексное решение для автоматизации процессов. ИТ-система управляет потоком грузовых машин с помощью электронной очереди, регистрирует автотранспорт, собирает данные весового контроля и готовит перевозочные документы. Решение включает систему контроля доступа, уличные терминалы, табло электронной очереди и чат-бот для водителей.

Результат:

  • пропускная способность пунктов погрузки на заводе увеличилась в 2,5 раза — до 260 грузовых автомобилей в сутки;
  • время погрузки одной машины сократилось с 20 до 8 минут;
  • работа диспетчеров переведена в электронный формат, рутинные операции автоматизированы — сотрудникам проще контролировать процесс погрузки и оформлять документы без ошибок.

Автоматизация управления складом

Ситуация. Хлебокомбинат ежемесячно поставляет заказчикам более 1500 тонн хлебобулочных изделий. Большинство операций на складе осуществляется вручную. Сотрудники не всегда успевают вовремя оформить отгрузку, и тогда продукты с короткими сроками годности приходится списывать. Это влечёт убытки для компании.

Решение. Автоматизировали процесс управления складскими запасами и отгрузкой с помощью WMS-платформы. Теперь система сама распределяет готовую продукцию по лоткам, планирует отгрузку, формирует отчёты и отправляет данные о поставках в учётную систему компании.

Результат:

  • скорость отгрузки скоропортящихся продуктов выросла в 1,5 раза;
  • количество ошибок из-за человеческого фактора снизилось в 2 раза;
  • повысился контроль за работой сотрудников склада;
  • существенно сократилось количество списанного товара.
22
11
4 комментария

Не хочу душнить, но ради этого даже зарегистрировался
Внедрение WMS, автоматизация маркировки и, боже помилуй, автоматизация очереди на погрузку - в современных реалиях является базовыми вещами. Если на складе их нет, это не склад, а просто погреб. И у всех крупных игроков рынка это уже сделано, от ВБ и до восток сервиса. Да, сфера складской логистики, не говоря о директорах по логистике, эт закрытые ребята, но даже им рынок диктует простой месседж "если не контролируешь - теряешь работу"
Так что давайте усложним и будем рассуждать в реалиях ситуации -
Интеллектуальные балансировщики нагрузки склада хоть всё так же собираются на коленке перед сдачей дедлайна и под угрозами срыва контракта (привет ребятам с семата), и так давно выполняют свою функцию если не хорошо, то минимум не отвратно.
Основная проблема - люди, их всё так же нужно много. А люди курят, едят, воруют и всё бы хорошо, но они ХОТЯТ ДЕНЕГ.
А ещё их не хватает, эт факт
Решают это в массе своей сейчас 1 способом и 2 только начинают
Очевидный и массовый способ - трудовые мигранты из не совсем Азии (если это читает не рерайтер статьи, ты знаешь о чём я). Не дорого, сердито, но нельзя ставить на сортировку. Я кстати предлагал одной WMS с голосовыми оповещениями внедрить перевод оповещений и интерфейса, но они пока обдумывают.
Не очевидные
1) Переманивание курьеров. Раскрывать не буду, просто посмотрите ютубчик зумеров по теме "вышел на смену на складнейм через приложениенейм"
2) Роботизация. Привет яндекс, что с отделом по роботизации? А озон? Ребята из белоруссии, что с договором на госты? (кто знает, тот знает). И тут вскрывается главная проблема - все кроме яндекса (честь и хвала, хотя и со звёздочкой) и пары стартапов не хотят напрягать отдел инноваций и просят ФОНДНЕЙМ сделать им исследование, которые те берут... (если вы дочитали, то уже знаете).
А тут же база (тут фармы не касаюсь, у вас всё не так плохо и с вашими системами вам роботы и не нужны почти):
Больше роботов = меньше людей.
AGV и как казалось почти мёртвые AMR всё ещё неплохой способ повысить эффективность труда. Не говоря уже и о менее бумерских штуках. (хотя с нашей спецификой менеджмента складов не бумерские штуки будет внедрить ещё запарнее)
Глянете аналитику и поймёте 2 факта
1) Пока все российские компании продают роботов с дисконтом на будущую поддержку
2) Кадровый голод вас сожрёт )
Самое время использовать хотя бы бумерские для мира, но новые для нас механизмы роботизации, а не довольствоваться тем что поставили WMS для работы с которой начальнику смены приходится учить ещё пару языков и дежурить у клавиатуры. И сейчас это начали делать (а нужно было ещё пару лет назад)

Сумбурно подушнил, если нужна конкретика в аргументации моей позиции без сленга - пишите, готов даже созвониться с кем то из интересантов.

P.S
И да, для знающих - не затирайте про шаттлы, у нас в РФ из такого 2 проекта только планируется, и хотя я всеми силами за них, но не окупился из них пока что ни один в целом свете. Просто макиндзи ещё не кинул их в методичку. А напишите про сортировку в c роборукой окружённой стеллажами - идите склад чертить и считайте паллета-место.

4

С уходом из РФ крупных иностранцев типа TGW, Fives Syleps и других рынок, конечно, немного зашевелился, но остается в зачаточном состоянии. Баланс между сборщиками/операторами и роботизацией тоже непростой - несмотря на рост ЗП окупаемости нет, хотя и это уже не основной драйвер для собственников, потому что несобранные заказы, срывы поставок стоят дороже. А конкуренцию за людей подогрели на рынке городские службы доставок, где наблюдается рост и, соответственно, спрос на трудовую силу.

Ну и, конечно, специфика рынка..."дайте 2, дайте 3, дайте квант 6, дайте микс" и т.д., что все сказывается на докручивании и допиливании WMS, TMS (вообще, работает у кого-нибудь, интересно?).

Мой краткий вывод - куда ни глянь, одни "завалы", но это не должно отменять проработку проектов и их точные экономические расчеты по окупаемости для принятия решений по реализации.

2

И - да, шаттлы работают неплохо )))

2

Спасибо за такой развернутый комментарий и экспертную оценку рынка!