Зачем внедрять технологии в складские процессы: опыт российского бизнеса
Как компании повышают скорость, контроль и рентабельность.
Две трети компаний, работающих в сфере логистики, считают складские процессы главным приоритетом автоматизации. Востребованы системы контроля и управления доступом, роботизированные комплексы, решения для идентификации товаров. Особенно актуальны для бизнеса WMS-платформы (Warehouse Management System — система управления складом): в 2024 году российский рынок таких решений вырос на 30% (до 4 млрд рублей).
На примерах из практики российского бизнеса разбираемся, какие технологии компании внедряют в складские процессы и каких результатов добиваются с помощью такой автоматизации.
Автоматизация маркировки
Ситуация. У дистрибьютора контактных линз есть несколько складов, с которых каждый день идут отгрузки товаров более чем 3000 партнёрам. Клиенты оформляют заказы через маркетплейсы, и у каждой площадки свои требования к маркировке. Если сборщики допускают ошибки, то компания получает штраф.
Есть и другая проблема. Пик нагрузки на склады приходится на начало рабочего дня, в это время поступает львиная доля заказов. Однако сборщики не успевают обработать и отправить их вовремя — им приходится вручную упаковывать и маркировать каждую единицу товара. Из-за этого количество отгрузок снижается на 15% и рентабельность бизнеса падает.
Решение. Можно нанять ещё сборщиков, чтобы обрабатывать больше заказов по утрам. Но тогда расходы на ФОТ (фонд оплаты труда) вырастут на 40%, к тому же после обеда персонал будет простаивать, в это время приходит меньше заказов. Вместо этого в компании решили автоматизировать маркировку продукции — один из самых трудоёмких процессов в работе склада. Внедрили ИТ-систему, которая сама формирует маркировочные этикетки по стандартам маркетплейсов и отправляет их на печать. Сборщикам остаётся собирать заказы и наклеивать штрихкоды.
Результат:
- сборщики справляются с обработкой заказов в пиковые часы и вовремя отправляют товары;
- система маркирует товары без ошибок, и компания не получает штрафы.
Рентабельность бизнеса выросла на 10%.
Автоматизация очереди на погрузку
Ситуация. Завод ежегодно производит 1,8 млн тонн цемента. Половину этого объёма заказчикам доставляли автотранспортом — каждый день отправляли в рейсы 100 грузовых машин. Однако из-за проблем с ж/д перевозками предприятию потребовалось увеличить отправку цемента автомобилями вдвое и диспетчеры перестали справляться с большим потоком грузовиков.
Решение. Можно увеличить число пунктов погрузки на заводе. Для этого нужно нанять ещё диспетчеров и закупить оборудование на сумму примерно 100 млн рублей. Вместо этого руководство завода решило увеличить пропускную способность уже имеющихся пунктов погрузки. Для этого внедрили комплексное решение для автоматизации процессов. ИТ-система управляет потоком грузовых машин с помощью электронной очереди, регистрирует автотранспорт, собирает данные весового контроля и готовит перевозочные документы. Решение включает систему контроля доступа, уличные терминалы, табло электронной очереди и чат-бот для водителей.
Результат:
- пропускная способность пунктов погрузки на заводе увеличилась в 2,5 раза — до 260 грузовых автомобилей в сутки;
- время погрузки одной машины сократилось с 20 до 8 минут;
- работа диспетчеров переведена в электронный формат, рутинные операции автоматизированы — сотрудникам проще контролировать процесс погрузки и оформлять документы без ошибок.
Автоматизация управления складом
Ситуация. Хлебокомбинат ежемесячно поставляет заказчикам более 1500 тонн хлебобулочных изделий. Большинство операций на складе осуществляется вручную. Сотрудники не всегда успевают вовремя оформить отгрузку, и тогда продукты с короткими сроками годности приходится списывать. Это влечёт убытки для компании.
Решение. Автоматизировали процесс управления складскими запасами и отгрузкой с помощью WMS-платформы. Теперь система сама распределяет готовую продукцию по лоткам, планирует отгрузку, формирует отчёты и отправляет данные о поставках в учётную систему компании.
Результат:
- скорость отгрузки скоропортящихся продуктов выросла в 1,5 раза;
- количество ошибок из-за человеческого фактора снизилось в 2 раза;
- повысился контроль за работой сотрудников склада;
- существенно сократилось количество списанного товара.