Какие инструменты рекламы и удержания реально работают в российском e-commerce в 2024 году?
– А что, отец, – спросил молодой человек, глотнув бабл ти, – уникальный инструмент конверсии в покупку в этом вашем маркетинге есть? Старик маркетолог ничуть не удивился.
– Кому и мейлинг инструмент, – ответил он, охотно ввязываясь в разговор.
После десяти лет работы с маркетингом в электронной коммерции могу с уверенностью сказать: универсальных решений не существует. Но! Есть инструменты, которые стабильно показывают высокую эффективность. Расскажу о них на основе реальных кейсов и цифр.
Эта статья – для продвинутых коллег, понимающих механики и стратегии маркетинга и продвижения продуктов и брендов. Многое здесь я излагаю кратко, рассчитывая на знания читателя. Если вы мало погружены в маркетинг и рекламу и вам требуются пояснения, или возникли вопросы, нужны подробности – я всегда готов раскрыть интересующие пункты в комментариях, а еще лучше – в своей отдельной статье. Спрашивайте, не стесняйтесь.
Контекстная реклама: все еще работает, но умнее
В 2024 году просто “лить” бюджет в контекст уже недостаточно. Приведу пример: наш клиент – магазин электроники – тратил 300 000 рублей в месяц на контекстную рекламу с ROI около 150%. После внедрения новой стратегии ROI вырос до 280% при том же бюджете.
Что сделали? Ничего сверхъестественного, просто коллеги подкрутили стратегии, улучшили процессы и усилили свое присутствие для верхних уровней воронки, а именно:
Шаг 1. Внедрили динамический ремаркетинг
Шаг 2. Настроили умные торговые кампании (Google Ads)
Шаг 3. Использовали автоматические стратегии с машинным обучением при помощи инструментов Директа
Ключевые метрики успеха, и это за полгода:
- CTR вырос на 35%
- Стоимость конверсии снизилась на 42%
- Количество конверсий увеличилось на 85%
Рекомендую вот эти работающие фишки в контексте. Проверено не одним десятком интернет-магазинов:
- Геотаргетинг с корректировкой ставок по регионам
- Автоматическое управление ставками на основе прогнозной маржинальности
- А/Б тестирование объявлений с использованием ML
- Интеграция с CRM для точного отслеживания ROAS
Конечно, приборы хорошо работают, если включать их в сеть любые фишки хорошо работают, если ими пользоваться в комплексе и систематически, а не так: “попробовал вот это из списка, покрутил неделю – не зашло”.
Социальные сети: VK, Telegram и новые площадки
После ухода Meta* (запрещена в РФ) российский СММ сильно изменился, и не сказать что в худшую сторону. Появились новые возможности.
Кейс из практики нашего заказчика: магазин косметики перенес рекламный бюджет из Instagram* в VK и Telegram. Позже владелец немного подумал и запустил блог на Дзене для нагона трафика и лидов в ВК и на сайт. Лиды (посетителей) подхватывал наш ИИ-консультант Molver, но это уже другая история.
Результаты за 6 месяцев после переноса:
- Охват аудитории +40%
- Стоимость привлечения клиента -25%
- Конверсия из социальных сетей +18%
Что сработало у владельца магазина и что реально работает в соцсетях? Во-первых, отмечу, что магазин расширил свое присутствие в онлайн-зонах клиента и это само по себе повлияло на результат. Однако ваши результаты точно порадуют и вас, если использовать:
В VK:
- Таргетированную рекламу с применением look-alike аудиторий
- Промопосты в тематических сообществах
- Карусели товаров
- Прямые эфиры с демонстрацией продукции
В Telegram:
- Рекламу в тематических каналах
- Создание собственного канала с экспертным контентом
- Интеграцию с готовыми ботами для автоматизации продаж, а также внедрение своего настроенного ИИ-консультанта и своих сценариев
- Прямые продажи через мини-приложения
На относительно новых площадках (RuTube, Дзен):
- Нативные интеграции
- Видеоконтент
- Коллаборации с авторами
- SEO-наполнение, теги и ключи, ссылки на лендинги, продуктовые страницы, лид-магниты (пока работает)
Email-маркетинг: старый конь борозды не портит
Вопреки прогнозам скептиков, email остается одним из самых эффективных каналов с ROI до 4200% (по данным наших проектов, партнеров и заказчиков).
Живой пример – интернет-магазин мебели внедрил новую стратегию email-маркетинга:
До внедрения:
- Open Rate: 12%
- Click Rate: 2%
- Конверсия: 0,5%
Реализовали трехшаговую стратегию, которой можете пользоваться и вы:
Шаг 1. Сегментировали базу по:
- Истории покупок
- Интересам
- Поведению на сайте
- Реакции на рассылки
Шаг 2. Внедрили триггерные цепочки:
- Welcome-серия
- Брошенная корзина
- Пост-покупочные сценарии
- Реактивация
Шаг 3. Персонализировали контент:
- Динамические товарные рекомендации
- Персональные скидки
- Контент на основе интересов
В целом поэтапное неспешное внедрение, запуск, обкатка заняли у коллег 5 месяцев. Уже на первых тестах получили приятное:
- Open Rate: 35%
- Click Rate: 8%
- Конверсия: 2,3%
Ремаркетинг: тонкая настройка возвращает клиентов
Ремаркетинг остается одним из самых недооцененных инструментов. При правильной настройке он может давать конверсию до 25% (в 5-7 раз выше, чем у обычной рекламы).
Для хороших результатов очень важно настраивать умный ремаркетинг с разными сценариями. Вот как это может выглядеть (примеры из успешной практики магазинов):
Сценарий 1. Просмотр товара без добавления в корзину. Действия (показы):
- Показ похожих товаров
- Акцент на преимуществах
- Отзывы покупателей
Сценарий 2. Брошенная корзина. Действия (показы):
- Напоминание о товаре
- Дополнительная скидка
- Бесплатная доставка
Сценарий 3. Завершенная покупка. Действия (показы):
- Сопутствующие товары
- Программа лояльности
- Отзывы и рейтинги
При том указанные сценарии хорошо работают как в контексте и таргете, так и в схеме ИИ-консультанта в чате на сайте магазина, когда ИИ доводит неуверенного посетителя до покупки или сопровождает его после заказа.
Нативная реклама: когда не видно, что это реклама
В 2024 году прямая реклама работает неплохо как и раньше. Но нативные форматы, особенно social selling и рекомендации “доверенного круга” показывают конверсию на 20-30% выше (по нашей статистике и данным коллег).
Напомню проверенные форматы: это экспертные статьи, обзоры и сравнения, как всегда рулит видеоконтент, включая сторис, рилсы, стримы... В ряде сегментов екома заходят подкасты и образовательные материалы (например, в сегменте DIY).
Но есть один момент независимо от формата. Контент нужно уметь делать, он должен быть хорош, оправдывать ожидания аудитории. Важен и автор контента, его репутация и кредит доверия. И еще нужно уметь выбирать аудиторию и канал, особенно если привлекаешь ЦА инфлюенсера.
Программы лояльности: математика удержания
Привлечение нового клиента стоит в 5-7 раз дороже, чем удержание существующего. Наши данные показывают, что правильно настроенная программа лояльности может:
- Увеличить LTV на 30-40%
- Поднять частоту покупок на 20-25%
- Снизить отток клиентов на 35%
Коротко о работающих механиках, вот наиболее эффективное трио:
- Многоуровневая система лояльности, от базового до VIP, плюс
- Гибкая система наград, например баллы за покупки, дополнительные привилегии и эксклюзивные предложения
- Геймификация, из крупного екома ее не использует только ленивый. Это разные челленджи с наградами, рейтинги, спецмиссии и т. п.
Обратная связь и поддержка: AI меняет правила игры
В 2024 году качественная поддержка невозможна без AI. Наш опыт внедрения AI-консультанта Molver показывает хорошие результаты. Вот свежий пример от магазина электроники, где коммуникацию с клиентом в чате и ведение клиента на сайте перебросили на ИИ:
- Время ответа сократилось с 15 минут до 30 секунд
- 85% запросов в чат решается без участия человека
- Удовлетворенность клиентов выросла на 40%
- Конверсия из чата увеличилась на 28%
Это внедрение достойно отдельного материала, но если коротко, то у такого рода коммуникации есть “три кита”, которые и улучшают показатели. Приведу их с базовым списком параметров для понимания:
Мгновенные ответы и предложения на типовые вопросы:
- Наличие товара
- Статус заказа
- Условия доставки
- Возврат и обмен
Персонализированные рекомендации:
- На основе истории покупок
- С учетом просмотренных и сохраненных товаров
- По данным о предпочтениях, трендах, комплементарных товарах
- С учетом размерного ряда (если это одежда)
Проактивная поддержка:
- Предупреждение возможных проблем
- Напоминания о важных событиях (технического и коммерческого плана)
- Уведомления об акциях и “забытых хотелках” клиента
Комьюнити и вовлечение: мощь сообщества
Создание активного комьюнити вокруг бренда – один из самых эффективных способов удержания клиентов. Наши исследования показывают, что участники сообщества в целом:
- Покупают на 70% чаще
- Тратят на 25% больше
- На 82% чаще рекомендуют магазин
Опять же, сообщество должно быть качественным, живым и содержать релевантную ЦА. Любите людей, в общем, и нанимайте увлеченных комьюнити-менеджеров.
Перечислю все еще работающие форматы:
Закрытые клубы с эксклюзивным контентом, ранним доступом к новинкам, общением с инфлюэнсерами и экспертами, спецмероприятиями. В конце концов, просто разведите ЦА по открытым каналам и, например, давайте особые скидки только в Telegram. Так и подписок больше станет.
Онлайн-активности в виде прямых эфиров, мастер-классов, челленджей и конкурсов.
Конечно же, UGC/пользовательский контент. Обычно это отзывы, обзоры с фото-видео и распаковкой, креатив от покупателей и т. п. Даже если вы торгуете кружками Эсмарха, сила сообщества увеличит продажи, и я не шучу. Важно знать своего покупателя и его tone of voice – и пробовать разные типы взаимодействия.
Комплексный подход: синергия каналов
Отдельные инструменты работают хорошо, но настоящий прорыв происходит при их интеграции. Например, знакомый магазин техники в начале 2023-го объединил:
- Контекстную рекламу
- Email-маркетинг
- Ремаркетинг
- AI-консультанта
- Программу лояльности
Кейс интересный и на целую статью, приведу сразу результат за 2023 год:
- Общая конверсия в заказы +85%
- CAC снизился на 35%
- LTV вырос на 45%
Вызовы и риски
По опыту, риски рынка типа высокой конкуренции, геополитики и внезапной смены поведения потребителя существуют всегда и для всех, поэтому их опустим. Нам важны два типа рисков:
- Технические, где слабые места: интеграция разных систем, качество данных и их безопасность;
- и организационные, где придется решать проблемы с обучением персонала, координацией отделов и сопротивлением изменениям. Но все решаемо.
Будущее инструментов продвижения
На основе нашего опыта и анализа рынка, я выделил три тренда:
AI везде: нас ждет персонализация контента, автоматизация коммуникаций и предиктивная аналитика.
Омниканальность в тренде всегда, здесь будет важен бесшовный опыт, интеграция офлайна и онлайна и как следствие – единая история клиента.
Приватность в эпоху блогинга и тиктока. То есть защита данных, прозрачность их использования магазином и их контроль со стороны пользователя.
В чем сила?
Успех в e-commerce 2024 года – это не выбор "серебряной пули, чтоб с одного раза наповал". Я даже не знаю, откуда у некоторых предпринимателей такая иллюзия – что, мол, есть особый, волшебный канал, лишь он перформит, лишь в него надо направлять бюджеты и усилия, а прочее – фигня.
Успешной будет только грамотная комбинация инструментов, основанная на данных и автоматизации + настойчивая работа по взаимодействию с клиентом + постоянный анализ результатов. Начните с базовых инструментов, измеряйте результаты и постепенно добавляйте новые каналы.
P.S. И помните: технологии меняются быстро, но основной принцип остается неизменным – клиент должен быть в центре всех ваших маркетинговых усилий.
Насколько перечисленные инструменты применимы для СМБ? Та же геймификация, как вы сами отметили, больше применяется в крупном екоме. Малый бизнес вряд ли потянет такое. Есть альтернативы?
Могут быть специализированные акции и предложения в рамках бонусной системы для небольших магазинов. Сейчас количество сервисов, которые расширяют фунционал в таком ключе, растет. Ну и пользователей все еще можно привлекать и удерживать за счет возвращающего маркетинга, например.