Как говорить «нет» клиентам, чтобы бизнес зарабатывал больше? Делюсь выводами, спустя 10 лет в агентском бизнесе.

  • Когда? Кому? и Как? говорить «Нет», чтобы зарабатывать больше.
  • Как научиться говорить «Нет», или почему всегда говорить «Да», крайне хреновая идея?
  • Делюсь практическим опытом в общении с 1000+ клиентов.
Как говорить «нет» клиентам, чтобы бизнес зарабатывал больше? Делюсь выводами, спустя 10 лет в агентском бизнесе.

Привет VC, я Артур Ткаченко, основатель и арт-директор веб-студии Alt Design. Мы дизайним бренды и создаем впечатляющие сайты основанные на маркетинговой аналитике. Наши проекты получают награды, а клиенты бизнес-результаты. Очень сильны в недвижке, eCommerce, производстве, сфере услуг. Умеем работать с большим бизнесом и госсектором.

А еще я активно веду Telegram канал — пишу про бизнес, дизайн и маркетинг, развитие своей веб-студии и личный бренд. Подписывайтесь, буду рад вас видеть!

О чем пойдет речь?

В моей жизни был период, когда я решил выстроить позиционирование своего агентства по разработке сайтов только на сфер недвижимости. Это было необходимо, чтобы стать экспертами в какой-то конкретной нише, получить признание лидеров рынка и научило создавать приносящий результаты продукт для клиентов.

К слову, так мы проработали почти 5 лет и добились поставленных целей. Спустя некоторое время получили крупных клиентов и делали х3 в годовой выручке, по сравнению с тем как было до сужения фокуса на недвижке.

Но за очевидными преимуществами, скрывалась огромное количество "сложных решений" и клиентов, которым я был вынужден отказывать (поверьте это очень больно), т.к. ниши их бизнеса не соответствовали нашей узкой экспертизе.

Именно о том, как отказывать клиентам и почему это нужно уметь делать и пойдет речь в данной статье.

Почему всегда говорить «Да», хреновая идея?

Кажется, что, если всегда говорить «да», у тебя будет всё, что душе угодно: женщина мечты, успех в бизнесе и куча других плюшек, как в фильме с Джимом Керри. Но в реальности, скорее всего, просто рабочий календарь превратится в пазл, который трое собирали наугад в темноте. И это наименьшее зло, к которому может привести безотказность.

Первое, что нужно осознать - это необходимость отказывать в нужный момент, при этом делать это твердо и красиво.

Например, иногда наши клиенты хотят совместить в одном проекте несовместимое. Если мы видим, что из этого получится франкенштейн, который не будет перформить, мы скажем «нет». Но при этом предложим наше видение проекта, чтобы в итоге все были довольны и результат работы стал не скелетом в шкафу под десятью печатями NDA, а новым поводом для гордости агентства и крутым кейсом.

«Нет» одной возможности — это «да» тысячам другим. Когда мы соглашаемся только потому, что «неудобно отказать» или «нужны клиенты», забываем, что могли бы потратить свободное время на множество других интересных вариантов развития событий.

Как научиться говорить «Нет»?

Первое и самое важно, что нужно понимать: чтобы смело говорить «нет», этому нужно учиться. Говорить «да» и нравиться всем намного легче, чем отказывать и выбирать свои интересы.

Вот основные правила, которые облегчат для вас отказ клиенту:

  • Будьте вежливы и профессиональны. Помните, что клиент всегда прав, даже если он не прав. Соблюдайте деловой тон и избегайте конфликтных ситуаций. Просто будьте дипломатичны и слегка сгладьте углы если требует ситуация.
  • Объясните причину вашего отказа. С психологической точки зрения объяснение причин ваших решений, создает доверие и одобрение у окружающих. Попытайтесь дать клиенту понять, почему вы не можете выполнить его запрос или заказ. Стройте аргументацию с точки зрения пользы для самого покупателя.
  • Скажите «да» человеку и «нет» его просьбе. Несмотря на ваш отказ, не забивайте на клиента, а относитесь к нему с уважением и должной заботой. Возможно когда-то он к вам вернется с подходящим запросом или порекомендует крутым клиентам.
  • Предложите альтернативный вариант или порекомендуйте другую компанию, которая может выполнить данную работу. Здорово если такая компания ваш партнер и вы можете получить вознаграждение за переданного клиента (у нас таких партнеров много). Это проявление той самой заботы, которое обязательно сгладит впечатление от отказа и покажет вашу заинтересованность + принесет дополнительную прибыль.

И помните, чтобы научиться говорить «Нет» нужно постоянно практиковаться. Чем больше вы будете отказывать, тем проще это будут даваться.

Заключение

В погоне за всеми возможностями в мире легко потерять смысл и забыть про свои личные цели, а вместе с этим и про здравый смысл. Фокусируйтесь на важных задачах и помните о своей цели, чтобы легко отказываться от неподходящих клиентов и их проектов, а также от ситуаций и последствий к которым все это приводит.

Спасибо за внимание, если статья оказалась для вас полезна:

99
33
12 комментариев

Мне как-то агентство предложило взять ответственность за проект, вернее за результат. Я посмотрел и честно ответил, что работа в этом случае начнется с увольнения того кто взял проект без исследования спроса, и директора кто такой подход утвердил. По моему они обиделись).

1
Ответить

Посыл у вас правильный, но с подачей я бы еще поработал)

1
Ответить

Классная и полезная статья. Спасибо! Был рад познакомиться с подобным опытом

1
Ответить

Спасибо за обратную связь! Рад что полезно

Ответить

Очень интересно, спасибо!

1
Ответить

Благодарю!

Ответить

Я думаю это очень болезненная тема для агентского бизнеса. Отказываться от проектов когда их и так дефицит, очень сложно.

1
Ответить