Мы больше так не будем: как HR-агентство наняло клиенту HR-директора и пожалело об этом
Привет! Я Лёша Шаповалов, CEO Рекурсми. Пришёл к вам с историей, о том, как мы помогли клиенту решить кучу HR-задач, в том числе нашли классного HR-директора (HRD), но сами не угадали с пользой для нас.
Спойлер: это повторится! В заголовке я вас обманул…
Контекст для знакомства
Я руковожу HR-агенством Рекурсми. К нам обращаются, за поиском руководителей (CEO, CEO−1, линейные руководители). Мы супер-полезны, когда вакансия буксует: нет откликов, а вакансию нужно срочно закрыть, или отклики есть, но они все не такие (не тот опыт, не та сфера), или когда на работе зашиваются и некогда заниматься ещё и поиском и отбором кандидатов.
Мы отличаемся от других HR-агенств тем, что не просто «гарантируем», что закроем вакансию в короткие сроки, принеся какое-то количество резюме. Мы гарантируем, что найдём специалиста, который:
- может и хочет работать;
- не убежит во время испытательного срока;
- соответствует ценностям и духу компании;
- 🔥 решит бизнес-задачи, ради которых и запустили поиск кандидата.
Это достигается за счёт точного сбора проблем и бизнес-задач клиента, составлением воронки отбора, управлением трафиком и принципам отсева слабых кандидатов.
О клиенте, который искал HRD
Клиент — коммуникационное агентство. Пришёл с запросом: «Нужен HR-директор, мой увольняется!» По ряду причин, мы не назовём имя, лишь обозначим масштабы:
— обладатель более 160 наград, среди которых: Golden Drum, Cannes Lions, Art Directors Club Europe;
— за 7 лет, компания выросла в 6 раз;
— 2 совладельца;
— 15 топ-менеджеров;
— 200+ сотрудников;
— ≈40% текучка (естественно, и отзывы на работодателя не очень);
— уже есть HRD, который не вывозил и он написал заявление на увольнение!
Почему взялись и кого искали
🔥 Фишка этого кейса в том, как мы начали с ним работать. На созвоне с совладельцем я понял, что уже видел эти зелёные стенки переговорки. Когда мы уже договорились и начали общаться с текущим HR-директором, я вспомнил.
Где-то полгода назад я созванивался с HRD, по вопросам «построить систему поиска и отбора специалистов, а то у нас очередь из 60+ вакансий, и часть из них по 3 месяца не закрывается, да и текучка ещё». Тогда один из первых вопросов, который я задал: «где владелец?».
Дело в том, что для решения ряда проблем, озвученных на звонке, нужно влияние совладельцев. На уровне руководителя такое не решить — нет власти. Тогда мы договорились, на два варианта:
- HR-директор организовывает созвон с совладельцем для оперативного решения проблем
- HR-директор терпит и работает, так как есть. Пока не устанет.
Через полгода устал. И теперь боль с поиском сотрудников и текучкой легла на совладельца.
Для каких задач искали HRD (их мы разобрали на созвоне):
- повысить эффективность сотрудников;
- снизить текучесть персонала;
- системно закрывать должности тимлидов и их подчинённых;
- оцифровать состояние команды.
Отдельно разобрали, почему HRD уходит, и что нужно от специалиста, чтобы тот справился. Если коротко, то «опыт управления сложными проектами». Дело в том, что компания выросла в 6 раз за 7 лет, а руководители тоже выросли, но не так сильно. Не было уверенности в том, что они классные, кто-то должен был понять «в чём измерить классность», «как измерить», «кого уволить», «кого нанять».
В задачах описали так:
- за год расширить команду на 20%;
- уменьшить текучку с 38%;
- разработать программу оценки и адаптации сотрудников на системном уровне;
- быть достаточно самостоятельным и проактивным.
💅 Почему мы взялись за поиск HRD, вместо того, чтобы самим закрывать найм
Почему мы взялись за поиск HRD, вместо того, чтобы самим закрывать найм. А мы на это и рассчитывали! Надеялись нанять директора, а через него продавать компании свою систему поиска и отсева кандидатов.
К нашему (небольшому) огорчению, заказчик выбрал супер-крутого HRD, который согласился на даунгрейд (по сравнению с прошлым опытом и зарплатой), который самостоятельно закрыл вопрос найма и быстро вырос до до бизнес-партнёра (HRBP).
Для бизнеса это крутой результат и мы рады, что хорошо поработали. Но нам немного грустно, что мы потеряли потенциального клиента, у которого была трёхмесячная очередь незакрытых вакансий.
Что сделали для поиска HRD
На созвоне с клиентом составили профиль должности. Это такая таблица с кучей вопросов, на котором собираем требования к кандидату, ожидаемый уровень хард и софт-скилов, задачи т компании перед кандидатом и прочие вещи.
Профиль должности — база. Из него мы формируем этапы отбора, воронку найма, стратегию отсева кандидатов, текст вакансии и многое другое.
Этапы воронки получились такие:
- Размещение текста вакансии и сбор откликов. Разместились на хедхантере, и получили 740 контактов. Такой результат получился, потому что мы качественно заполнили профиль должности, написали нормальный текст вакансии, когда его читает специалист, тот понимает «нормальная работа, заказчик не дурак!», и предложили зарплату чуть выше рынка. Важный элемент вакансии — подробно описан контекст компании и предупреждаем об этапах отбора.
- ❗Анкетирование — всем, кто откликнулся — предложили пройти анкетирование. В вакансии мы писали, что нам важен опыт, в анкете был вопрос уточняющий «сколько лет работаете» и ключевой вопрос «в компаниях какого размера вы уже работали». Мы отбирали кандидатов, которые работали HR-специалистами в компаниях с 200+ сотрудников. Дальше расскажу о подводном камне для кандидатов, который был на этом этапе.
- Тестовое задание — оценивали по скорости работы, качеству выполнения и удобству коммуникации. Этот этап прошло 11 человек!
- Первичное собеседование — проводили мы, клиенту отправили: тестовое, отчёт, тракнскрибацию звонка и видео, а также наши рекомендации для финального собеседования.
- Диагностика гибких навыков, через сервис Рекурсми.
- Финальное собеседование с руководителем, до этого этапа дошло 5 человек.
- Оффер, после чего человек вышел на работу.
❗ Подводный камень отбора
В тексте вакансии мы честно описали «кого мы ищем». Подводный камень заключался в том, что в анкете мы задавали вопросы, которые достаточно объективно оценивали кандидатов по нашим требованиям.
Когда заполняли профиль должности, определили, что ожидаем от кандидата профиль LFRA, LRFA, FLRA. Нужные буквы «L» и «F». «L» — лидер, умеет руководить людьми и облает стратегическим мышлением. «F» — умеет коммуницировать с людьми.
Практически все эйчары умеют коммуницировать, а вот быть грамотным руководителем — это ахилесова пята hr-специалистов. Чтобы определить эту слабость, мы «незаметно» прописали в тексте вакансии требование «уметь руководить командами». А в анкете были вопросы, которые помогали определить склонности кандидатов. Подробнее о склонностях можно почитать у нас на сайте: recurs.me/hh
Тестовые и собеседования
После прохождения анкеты мы получили 200 кандидатов, которые соответствовали нашим критериям. Всем им предложили выполнить тестовое. В нём нужно было рассказать «что они сделают, чтобы снизить текучку и как укомплектуют штат».
Результаты тестового оценивали по скорости, удобству и качества. Но прежде всего смотрели на умение решать бизнес-задачи и стратегическое мышление. Если было видно, что тестовое делали наобум, через chatgpt и не по делу — снижали оценку. Если понимали, что это стратегическое решение — повышали.
Тестовое выполнили 59 человек, прошло 11. Для каждого кандидата создали «профайл», в котором занесли все необходимые данные: имя, результат тестового, оценка по склонностям и вопросы с ответами на собеседовании.
Первичные собеседования с кандидатами проводили мы. Наша задача на интервью — убедиться, что наша информация о кандидате, его результаты, опыт — соответствуют реальности. Когда нанимаешь человека с перспективой роста до HRBP — это крайне важно.
Каждому кандидату задавали одни и те же вопросы, чтобы было проще оценивать, заодно это даёт более объективную оценку кандидата. Меньше ошибок найма по причине «понравился» или «вайбовый». Результат тестового, видеозапись интервью, транскрибацию и отчёт о собеседовании отправили заказчику.
Дальше оставалося финальное собеседование кандидата и заказчика и оффер. На финальное интервью позвали пятерых. И заказчик нашёл своего единорога, которого позвал работать и улучшать HR-ситуацию компании.
Мы также помогали с адаптацией сотрудника на работе, но это уже для другой статьи. Когда мы пришли к HRD с предложением: «А давай ты будешь делать всё эйчарное, а нам передашь поиск и отбор кандидатов?» Получили ответ в духе: «Ребят, отвалите, мне некогда, я работаю!»
И ведь действительно! Справилась. Молодец!
Когда мы в команде обсуждали этот кейс, высказывали «больше не браться за HRD». Но потом всё же пришли к решению «пересмотреть бизнес-модель найма таких специалистов».
Было интересно, дайте пользу. Есть вопросы, пишите комменты!
---
А если вам нужен такой специалист или ваши вакансии буксуют — обращайтесь в Рекурсми! Подписывайтесь на мой ТГ-канал «Метрики счастья».
Будут вопросы, критика, предложения — обязательно пишите! Отвечу!
Вы написали, что не все HRD умеют быть руководителями. А есть что-то ещё? Какие скилы надо качать всем HR? (кроме человечности)
Это дискуссионный вопрос. Я предполагаю, что важно не «всем эйчарам качать какие-то скилы», сколько
а) стараться понять «свои сильные стороны»;
б) стараться найти «свою» компанию, где эти скилы будут применимы
А вообще, проблем среди HR-специалистов много «ахиллесовых пят». Расскажу об этом как-нибудь в следующий раз.
воронку могли бы и графикой нарисовать!))
а как это всё считали? Не вручную же? Есть какая-то аналитика внутренняя?
а) А что бы дала графически нарисованная воронка?
б) Как считали воронку?
Можешь уточнить вопрос? Возможно, я неправильно понял. В чём проблема посчитать? В целом, для каждого клиента и вакансии собираем воронку, как в CRM. в воронку данные попадают автоматически, ну, а дальше всё считается внутри этой воронки. Движение каждого кандидата автоматически отражается в воронке.