Кто первый задал вопрос, того и тапки
— Кто там? - спросил Штирлиц
— Здесь вопросы задаем мы!
“Коучи...”, - подумал Штирлиц.
Нужны ли предпринимателю люди, которые задают вопросы? Правильно заданный вопрос — половина ответа! Узнав о волшебных «сильных» вопросах, которые меняют фокус внимания, начинающие коучи реально учат их наизусть. Однако, дело не в самих вопросах, а в умении рассмотреть контекст, а для этого мало знать сильные вопросы.
Сейчас куда не глянь — везде наставники и наставники наставников.
Как наставник наставников, не могу не порассуждать на эту тему.
Коучинг - это про умение задать фокусирующие вопросы, зная, куда ты их задаешь, что именно фокусируешь. Наставник - человек более широкого профиля, он совмещает роли учителя, тренера и руководителя проекта "рост предпринимателя" для каждого своего ученика.
Меня зовут Нина Рубштейн. Я автор 44 книг по саморазвитию, приглашенный эксперт по психологии в СМИ с 2002 года, руководитель Школы, где обучаю развивать социальные и профессиональные мягкие навыки, имею государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Я являюсь предпринимателем более 30 лет. И я свой путь проходила с наставниками, самым значимым из которых был для меня Нифонт Борисович Долгополов — наш основной учитель с моим партнером по всем проектам Евгением Жидковым. Он обучал нас организационному консультированию, мы работали с ним на бизнес-проектах крупных коммерческих и государственных корпораций. Он умер в 2018 году.
Мы учились у него и сотрудничали с ним 10 лет. Выдающийся человек с очень уважаемым списком предприятий, с которыми у него был постоянных контракт. Он руководил Московским Институтом Гештальта и Психодрамы, в котором мы у него учились, и бизнес-центром Альф, где мы стажировались как бизнес-тренеры и оргконсультанты. Он проводил управленческие тренинги для корпораций, а мы в числе других сотрудников “Альфа” затем консультировали индивидуально ТОПов и региональных директоров этих предприятий по их индивидуальными управленческим задачам. Это была реальная работа с управленческими компетенциями.
Был очень небольшой период в 2010-х, когда появились первые реальные бизнес-тренеры, а затем, их копируя, потянулись инфобизнесёры, не знающие, что такое бизнес, называющие бизнесом развод людей на деньги.
Сейчас “наставник” - это ругательное слово, а “наставники наставников” — финансовые пирамиды.
Такие “специалисты”, обычно, просто повторяют услышанные от гуру смыслы, но не обучают действовать, так как не владеют педагогическими/тренерскими технологиями, вместо этого пытаясь вдохновить или заставить ученика что-то делать, не важно, что.
Другая версия коучей - психологи, в глаза не видавшие бизнесов, приходят на предприятие и пытаются внедрять психологическую культуру, несовместимую с бизнесом.
Третий вариант - предприниматели, которые хотят учить других предпринимателей, но, не владея навыками развивающей беседы, диалога, диагностики, они не способны встретиться с личностью ученика или преемника и подобрать именно для работы с ним наиболее грамотный и результативный подход. Ну, или признать, что этот ученик не сможет развиваться и незачем тратить на него время и силы.
Поэтому не зря сейчас многие предприниматели высказывают негативное мнение о бизнес-наставниках: очень мало реальных специалистов, не болтунов.
Большинство состоявшихся бизнесменов, к сожалению или счастью, являются наставниками только для узкого круга своих преемников или друзей. Редкий бизнесмен умеет и предпринимателем быть, и преподавателем.
Но если вам повезло попасть в руки такого мастера, это подарок жизни!
Как же понять, что наставничество эффективно?
1. Ваш учитель умеет разобраться в ситуации и в особенностях своего ученика.
2. Он умеет подобрать наиболее эффективные инструменты обучения и доводит ученика до реальных результатов.
3. Помогает связать личные цели с целями бизнеса своего наставляемого.
4. Помогает создать сбалансированную систему “работа-учеба-отдых”, которая является профилактикой против предпринимательского выгорания и позволяет достичь максимальных результатов в бизнесе.
5. Способен обучить тонкостям взаимодействия с командой, как с группой людей, а не просто наемными работниками.
6. Доходчиво передает смысловые составляющие жизни бизнесмена, способен помочь внедрить в жизнь стратегии, позволяющие избежать попадания в типичные лидерские психологические ловушки, которые есть на пути каждого растущего бизнесмена.
Работа наставника состоит из нескольких компонентов:
- диагностика (ситуации и ученика),
- совместная постановка задач,
- совместный подбор стратегий,
- совместная корректировка выполнения через оценку и развивающую обратную связь.
И так по кругу.
А как понять, что наставничество не удалось?
Критерий простой: если в течение 1-3 месяцев нет результатов - вы занимаетесь чем-то не тем.
Через качественное наставничество вы сможете:
- перенять и развить системное и стратегическое мышление, видение, планирование.
- освоить навыки делегирования и выстраивания бизнес-процессов, управления командой, оценки рисков и возможностей.
- научится формировать кадровый резерв и принимать кадровые решения.
- освоить умение результативно коммуницировать с командой,
- управлять конкуренцией и сотрудничеством с конкурентами.
- системно и стратегически выстраивать баланс между жизнью и работой.
- развить метастратегические навыки. Об этом я пишу в своем ТГ-канале
Вывод
В настоящее время основная проблема в этой теме в том, что еще не сложился класс бизнес-наставников, нет такой культуры, она еще только формируется: нет стандартов передачи знаний и отбора в профессию. Именно поэтому многие не разбираются в том, кто наставник, а кто просто поболтать.
Из тех, кого сегодня можно назвать реальными наставниками - Оскар Хартманн, Михаил Федоренко, один из лучших бизнес-тренеров - Марк Кукушкин.
Если знаете еще реальных наставников - пишите в комментариях!
Будьте предельно бдительны, когда идете на наставничество, доверяя свои проблемы, жизнь и бизнес: убедитесь, что наставник - это действительно наставник, а не продавец воздуха.