Когда ассистенту не нравятся ваш парень и бизнес-идеи: границы с сотрудником, который знает о вас всё
Если вам спокойно, значит, ассистент работает хорошо. Что бы там ни было с границами
Привет! Я Маша Ивахненко, раньше я работала в Бизнес-секретах, это медиа Тинькофф, а полгода назад организовала своё контент-бюро — мы с ребятами пишем статьи для бизнеса и помогаем предпринимателям рассказывать о себе. Но эта история не о том, кому и сколько клиентов мы привели (хотя еще как приводим), а про моего ключевого сотрудника — ассистента Аню.
Ассистент — слишком близкая позиция, чтобы отношения были только рабочими. Вы на связи целыми днями. Это сотрудник, с которым ты минимально фильтруешь речь, потому что слишком сложно было бы постоянно себя контролировать. Я думаю, никто не слышал от меня столько мата (и вообще почти не слышал), как Аня.
Границы с ассистентом держать сложно. К примеру, если тебе весь день помогают в личных задачах, в какой-то момент эта помощь переходит в гиперопеку, и это начинает злить.
В то же время, если ассистент расклеивается, становится невнимательным или часто переспрашивает, такое сразу же очень заметно. Нужно много разговаривать и выяснять, что происходит. (А в этих разговорах ты можешь узнать, что ассистент в глубине души хочет поехать добровольцем в горячую точку. И ты такой — ой, а это может произойти в любой день, да?)
Рассказываю, как мы выстраиваем границы и почему это стоит всех эмоциональных затрат.
Чем больше ассистент о тебе знает, тем больше у него возможностей быстро вникнуть в задачу
Когда я нанимала ассистента, не было никакой вакансии и тестового задания. Знакомая предпринимательница — опытный старший товарищ — как в фильмах, на листочке в кафе быстро выписала всё, что можно делегировать, и я подумала про Аню.
Лет десять назад мы однажды вместе ловили в подвале собаку — Аня была волонтером в зоозащите, а я просто жила в этом доме. Потом читали блоги друг друга, чувствовался общий вайб, и я в первую очередь написала ей.
За первые полгода «жизни с ассистентом» было достаточно приключений. Вот несколько интересных ситуаций и важных вех:
- у меня болела кошка, Аня возила ее в ветеринарку, а однажды мы спали по очереди, потому что с кошкой надо было дежурить (бодрое начало для старта бюро и первых задач?);
- Аня отсмотрела 250 откликов авторов, которые хотели с нами работать (уже похоже на типовые задачи помощника, но объем оказался выше ожидаемого);
- я звонила Ане с незнакомого номера и просила перевести деньги (вообще для таких случаев надо помнить номер Ани наизусть, но я помню хотя бы ник в телеге);
- после сильных переживаний — с кошкой и в целом — я на пару месяцев впала в благостное оцепенение, когда всё «за ваткой». Аня пыталась меня расшевелить, а я говорила: «Дедлайны? Какие дедлайны? Солнечный свет на этих ветвях, с нами ничего не случится» (это из БГ);
- когда я активизировалась, Аня начала саботировать интересные задачи на вырост. Дескать, один раз она уже хотела расти и растить бюро, а мне было не нужно.
Тут можно сказать: какое расшевелить? Какой саботаж? Как вы вообще работаете с такой дополнительной эмоциональной нагрузкой? Ну, наверное, на такие отношения и частые «разговоры про отношения» со всеми ребятами в команде я не готова, но с Аней сейчас так.
Вторая проблема с границами даже более объективная — смысл работы с ассистентом в том, чтобы тебе жилось спокойнее. И чем больше ассистент о тебе знает, тем больше у него возможностей понимать ситуацию на лету. Если у ассистента есть доступ, например, к счету ИП, он может оплачивать сервисы, переводить гонорары — но при этом видеть, что ты с этого счета покупаешь круассанчики.
До 10-го гонорары платить, а ты круассаны со счета ешь?
Чтобы не раздражаться на такие тайные знания и не огрызаться на ассистента, сначала надо самого себя за круассанчики не винить.
Если у вас еще нет ассистента, он вам уже нужен
Ладно, сначала расскажу, для каких задач мне изначально нужен был ассистент, если без приключений. Вообще, бывают личные ассистенты и бизнес-ассистенты — скорее администраторы проекта. Но на первых порах это часто один человек.
Дела по бюро чаще всего такие (сейчас вы, возможно, восхититесь многозадачностью и совмещением ролей):
- оформлять договоры;
- общаться с новыми клиентами, если это не персональный запрос ко мне;
- проверять, всё ли на месте в статье и все ли к ней есть картинки;
- верстать статьи;
- настраивать рекламу для клиентских статей;
- подбивать таблички с задачами ребят и платить гонорары;
- вести воронки в Битриксе;
- искать каналы для рекламы нашего бюро;
- оргвопросы по бюро, например, заказать печать;
- помощь с вебинарами, например, оформить гугл-док в черновик презентации;
- общаться с поддержкой банка (Банк Точка вместе с картой присылает пару конфет фрутеллы, вы знали?)
Совершенно внезапный пласт — съемки. Аня еще и фотограф-видеограф (и ветеринар, и волонтер, и няня, и…), так что все материалы для сайта снимала она сама.
А вот примеры личных задач:
- найти мастера поменять замок-прочистить стиральную машинку-починить незакрывающееся окно — и так далее;
- найти, где можно пересмотреть последние сезоны «С большой буквы» в хорошем качестве;
- найти — это мой любимый запрос — контейнер с подсветкой для пластилиновой башни, которую я слепила;
- написать за меня плохой отзыв (там такой сервис, что Аня потом спрашивала: «А вдруг эта Кристина меня найдет? Будет грубить, преследовать?»);
- написать хороший отзыв («Обязательно добавь, что чувак вдумчивый»);
- выложить на авито 100 моих книг, которые я продаю при переезде;
- с кошкой много всего было, но уже нет сил про это вспоминать. Помогала выхаживать, в общем.
(Аня, напиши, пожалуйста, в комментариях, что ты сама считаешь действительно нестандартными или неожиданными задачами))
Жить и работать с ассистентом, стало значительно проще. Аня как голос в голове. Но теперь про проблемы с границами.
«Я идеализировала тебя, как в ЖЖ идеализировали подписчики»
Когда-то — задолго до редактуры и тем более предпринимательства — я много писала в блогах типа Живого Журнала, рассказывала, как брожу по лесам с луком и стрелами.
Всё так и было. Но помимо лесов и эльфов я любила кофейни, книжные серии вроде «Шопоголика» или «Джинсы-талисман» и разговоры о парнях. И несколько раз бывало такое, что кто-то из активных подписчиков или подписчиц замечали наконец мои «приземленные» увлечения и писали, как сильно они разочарованы.
Это всё такие подростковые ситуации, но с Аней у нас проигрался тот же сценарий.
Аня много лет смотрела меня в инсте, и у нее уже был какой-то образ. Вначале как раз из-за этого образа Ане захотелось со мной работать, но в реальности она увидела меня где-то суперуставшей, где-то беспомощной и повторяющей одни и те же ошибки. Иногда разгильдяем, который факапит дедлайны, а иногда зацикленным перфекционистом, который к чему-то злобно прикапывается.
Когда слышишь от выгоревшего сотрудника, что ты, оказывается, не такой, как он представлял, это вызывает раздражение и усталость — опять? Почему ты что-то придумала, а мне надо это слушать? Такое может быть не только с ассистентом. Вообще, на любой позиции, где ты начинаешь работать с «подписчиком» или неким «последователем», который видит в тебе ролевую модель.
Ну, если человек, «переболев», в итоге отдает себе отчет, что ты не отвечаешь за его ожидания, можно пережить этот кризис и работать дальше.
«Ты как родственник, который говорит, что ничего не получится»
Но после идеализации к человеку приходит скепсис.
Я уже упоминала в начале статьи, что в какой-то момент у меня столько всего случилось в жизни и я совершенно выпала из рабочих дел. Сначала была в переживаниях, а потом в блаженном отходняке.
Сейчас я уже побольше чувствую свою ответственность как предпринимателя. Но, подозреваю, что есть тот уровень стресса, на котором мне снова станет всё равно, какие там у меня обязательства и как факапы повлияют на репутацию. Остается надеяться, что с каждым кругом этот уровень будет подрастать.
В какой-то момент я пришла в себя и снова почувствовала некоторый азарт — но Аня на бодрый вайб уже не переключалась.
С самого начала Аня всегда была внутри понимания, что и зачем мы делаем — не просто получала задачи и инструкции. Можно было обрисовать вектор, и дальше она сама придумывала какие-то классные решения. Но теперь, когда я начинала кидать задачи в формате идей, Аня такая: а потянем ли? Или: а такой продукт уже есть на рынке, зачем делать еще?
Мне стало сложно что-то рассказывать, потому что одновременно с постановкой задачи я порывалась доказывать, почему это хорошая идея. Предупреждать, что она всё равно может не сработать и что это нормально — тестируем.
В какой-то момент я разозлилась и сказала, что Аня как родственник, который постоянно рядом и транслирует, что у тебя ничего не получится. Это, конечно, закаляет, но когда ты еще довольно шаткий предприниматель, слишком много сил уходит на то, чтобы подбодрить самого себя — и вытаскивать сотрудника из минусового отношения слишком затратно.
Но я вижу в Ане большой потенциал (как она видела в начале в моем проекте), так что мы снова много говорили. Я рассказывала, как это видится с моей стороны, Аня рассказывала, что она обычно разочаровывается раз и навсегда, но с этим надо что-то делать.
У меня пока нет финального ответа, что помогает сотруднику прекратить саботаж и «снова поверить в проект» — работаем, наблюдаем.
Но я уже нашла «нормального ассистента»
Когда я показала Ане черновик этой статьи, Аня сказала: предчувствую комментарии — а не думали нанять «нормального ассистента» и не нянчиться?
Мне кажется, я уже нашла себе нормального ассистента. Вот я описываю вам наши сложные взаимоотношения, но по большей части меня всё устраивает:
- я реально сняла с себя все рутинные и организационные задачи;
- можно записывать сообщения по одному слову и наговаривать голосовые в рандомное время, и Аня всё это обработает и вычленит главное;
- Аня понимает, что когда я постоянно переспрашиваю, я над ней не издеваюсь :)
- можно приходить с совершенно рандомными вопросами, Аня не удивится и будет решать;
- можно бесконечно обсуждать какие-то штуки по бюро — но хорошенько фильтровать, если у Ани режим критика и скептика;
- можно быть уверенным, что человек не пропадет со связи и сделает всё, что может. Да, может Аня и хочет уехать куда-то добровольцем, но она вряд ли сделает это посреди дня.
Бонус: можно бесконечно тренировать независимость от чужого мнения, когда ты так близко впускаешь в свою жизнь человека, который в чем-то не разделяет твои идеи или, к примеру, предвзято относится к твоему парню — даже при некотором общем с тобой вайбе.
Главное, как я уже говорила, с Аней работать гораздо спокойнее.
Интересно, как у вас дела с таким сближением с сотрудниками: есть ли у вас ассистент — или чувствуете, что пора найти? Сложно ли кого-то к себе подпускать и как дела с границами в таком формате работы?
Мы пишем статьи, интервью, истории и кейсы для предпринимателей. Можем рассказывать, как вы решили задачу, а можем — про переживания и взаимоотношения в бизнесе, как рассказываем о себе.
Приходите к нам на сайт бюро (там можно надеть очки на кошку) или сразу пишите в тг — обсудим, как можно интересно рассказать про ваш бизнес.