Обучение сотрудников: нужная вещь или поп-культура нас разводит?
Сейчас нас окружает “культ обучения” и каждый уважающий себя предприниматель считает важным обучать своих сотрудников чему бы то ни было. Но предлагаю посмотреть на этот вопрос с критической точки зрения. В каких случаях это реально влияет на эффективность, а в каких - маркетинговый ход, чтобы фаундеры тратили свои деньги в надежде на повышение прибыли? Ведь большинство исследований, проведенных на эту тему, созданы тренинговыми компаниями или образовательными платформами.
Будем честны, оценить связь обучения сотрудников и повышение прибыли крайне сложно, исключениями являются, пожалуй, только отдел продаж и клиентский сервис, в этих отделах результаты обучения можно отследить максимально быстро.
Почему обучение иногда проваливается?
- Отсутствует конкретная цель обучения
Допустим, сотрудник команды рекрутмента приходит к вам с запросом на прохождение курса HRBP, но очевидно, что данный курс никак не повлияет на эффективность работы компании, потому что, хоть и является одной спецификации с профилем сотрудника, инструменты с курса он не сможет применить в работе. Вероятнее всего, после прохождения курса, сотрудник просто выйдет на рынок в поисках для себя новой должности.
- Недостаточно связи с бизнес-метриками
Перед тем, как отправлять сотрудников на обучение определите, на какую конкретно метрику это обучение повлияет и поставьте таргеты, на которые хотели бы выйти. Обучение не должно быть самоцелью для бенефит-пакета, оно должно приносить реальное велью компании.
- Нехватка мотивации и сопротивление сотрудников
Не всегда сотрудники понимают, зачем им нужно какое-то обучение, и соответственно, не воспринимают его всерьёз. Сделайте цели сотрудника на обучение прозрачными, все должны понимать для чего оно проводится и как повлияет на дальнейшую работу.
- Нет связи с рабочими процессами
Компания может потратить 500к на создание корпоративного университета, но сотрудники пройдут лишь 20% предоставленных курсов, потому что другие 80% не адаптированы под реальные задачи. Зачем им тратить время на купленные курсы, которые для них неактуальны в работе?
Но есть ситуации, в которых стоит вложиться в обучение сотрудников.
- Адаптация к новым рынкам
Например, обучение сотрудников местным регуляторным требованиям и особенностям, с которыми ранее они не сталкивались, но в силу выхода на новые рынки им придется регулярно с ними работать.
- Реакция на изменения в законодательстве
Вот этот блок я бы сделала обязательным вообще для всех сотрудников юридических отделов, кадровых специалистов и бухгалтерии. Регулярные дайджесты при обновлениях и полноценные обучения при серьезных изменениях в законодательстве.
- Внедрение новых технологий
Личный опыт
Кейс перехода с Oracle на PostgreSQL в дочерней компании бигтеха
В 2016 году бизнес-юнит компании, в котором я работала, столкнулся с необходимостью оптимизации расходов на лицензирование ПО. Переход с Oracle на PostgreSQL выглядел очень логичным, но экспертизы внутри команды не было, найм встал бы в круглую сумму, а потом еще и увольнение текущей команды сотрудников. В общем это все обошлось бы дороже, чем обучение уже работающих разработчиков.
Решение было простым: был приглашен опытный тренер по PostgreSQL, который за 180к провёл серию оффлайн-лекций для команды. Я считаю, это победа, потому что таким образом нам удалось и сэкономить деньги на пересборке команды и сократить расходы на лицензии.
- Повышение эффективности сотрудников
Личный опыт
Повышение скорости релизов за счет обучения сотрудников
Компания среднего размера в сфере финтех столкнулась с проблемой нехватки DevOps-инженеров. Нет, на рынке были, но бюджета у компании на них не было. Мы решили провести внутреннее обучение для разработчиков и сисадминов, уже работающих в компании. Ребята прошли интенсивный курс DevOps-навыков, который обошёлся нам 300к для 15 человек. В результате, скорость релизов увеличилась на 25%. Это тоже очень хороший кейс, когда вложенные в обучение деньги дали видимый результат.
Поэтому, всегда оценивайте необходимость обучения сотрудников конкретно в вашем случае. Отмечайте метрики, на которые вы планируете повлиять с помощью этого обучения и привязывайте все к реальным процессам.
Не всем нужны внутренние корпоративные университеты. В случае, если у вас совсем небольшая компания до 300 сотрудников, возможно, будет более эффективным и выгодным вариантом создать для сотрудников ИПР, и не тратить большое кол-во ресурсов на покупку унифицированных курсов, которые пригодятся далеко не всем.
Расскажите, приходилось ли вам тратить свое время корпоративное обучение, которое не принесло результата?