Фрикономика — зачем известные люди так странно выглядят и странно себя ведут
• Как особенности внешности и поведения работают на известность человека?
• С кого можно брать пример, а с кого не стоит?
• Как это использовать для продвижения компании?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в теме эпатажа
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.
Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
Дивертисмент
Фрики
О фриках писал еще Лев Толстой в повести «Поликушка». Точнее об одном конкретном фрике — индейской девушке Хулии Пастране, чей вид определил ее судьбу.
Ей не нужно было красить волосы в синий, как это делает Артемий Лебедев или носить жилетку с сотней карманов, как Анатолий Вассерман. Напротив, общественность реагировала настолько бурно, что в Германии, например, ее реальный вид выдавали за грим.
Она страдала гипертрихозом, поэтому все ее тело за исключением ладоней и стоп было покрыто волосами. Кроме того она отличалась выдающейся вперед челюстью, коротким лбом, мощными надбровными дугами, непропорционально большими ушами и носом.
Хулия знала два языка, умела читать и писать, но никакими выдающимися талантами не обладала. Однако, ею интересовались. В гастролях по России она путешествовала вместе с писателем Александром Дюма. На ее выступлении побывал российский император. Ее имя, по свидетельствам Гиляровского, вошло в народный фольклор.
Девушке с ее внешностью сложно найти спутника жизни, но и тут работают законы фрикономики. От желающих не было отбоя. Потенциальные женихи публиковали в газетах предложения руки и сердца еще несколько лет после ее смерти.
Современное значение слова «фрик» появилось в 60-е годы и обозначало собирательный образ людей, выделявшихся из общей массы: от пост-хиппи-пацифистов до любителей рок- и психоделической музыки.
Не каждый панк будет популярен благодаря своему ирокезу, но выдающиеся панки имеют и деньги и славу. Это отлично работает и в политике, и в бизнесе, — короче говоря, везде, где нужно привлечь внимание. Просто не каждый готов быть выдающимся панком.
Фрикономика
Талантливый человек — талантлив во всем. Во всяком случае, так принято считать. Другими словами, если продемонстрировать выдающиеся способности в одной области, то отношение изменится ко всему человеку целиком.
Профессор психологии Гарвардского университета Дэниел Гилберт утверждает, что «талант – это превосходство над окружающими». Когда спортсмен или артист превосходит всех в одном конкретном деле, окружающие с готовностью прислушиваются к его мнению в любых других вопросах.
Это не логично, но мы знаем, что реальность такова. Больше того, окружающие могут даже не знать в чем именно человек талантлив. Главное, чтобы они это подозревали.
Много лет назад я наткнулся на исследование, доказывающее, что аудитория отдает предпочтение талантливым, а не трудолюбивым. Трудно найти в запрещенной инсте фото тяжелого труда или смертельной усталости. Чаще наоборот — ощущение, что человеку все дается без труда.
Возможно, поэтому Михаил Токовинин во всех интервью утверждает, что ничего особенного он не делает, никак над собой не работает и никаких секретных книжек не читает. Просто талантливый человек (я без иронии, Мишу люблю и уважаю). Просто приятно послушать, так сказать, приобщиться.
Разумеется, что и хедлайнеры на Мишиных конференциях — тоже люди необычные: Блиновская, Моргенштерн, Собчак, уже упомянутый Лебедев, Бузова и т.д. А вот ресторатора Алексея Васильчука трудно поставить в тот же ряд, хотя он знает свое дело не хуже других.
Может показаться, что «хорошими делами прославиться нельзя», как утверждала Шапокляк. Но секрет фрикономики не в голых вечеринках как таковых, а в способности привлечь внимание. Шапокляк отлично это знала, поэтому и держалась поближе к реальному фрику — Чебурашке.
Похожим образом прославился фотограф Филипп Халсман, который выпустил книгу «Усы Дали». Аудитории не так важно в чем талант — в ушах или в усах. Главное, чтобы они были по-настоящему выдающимися.
На этом фоне бледно и бессмысленно смотрятся более робкие попытки. Например появляться на всех фото в каком-то шарфике или бабочке, или побрить голову, или побрить голову и одновременно отпустить бороду. Это то же самое, что быть обычным панком, а не выдающимся (не имею ввиду никого конкретного).
Когда внешние данные не позволяют претендовать на гениальность, в ход идут поступки. Так, например, тот же Лев Толстой сбежал из дома, а Петя Осипов облизал руль своей машины и выложил в инсту. Разумеется я их не сравниваю. Вряд ли бы Лев Николаевич стал облизывать руль, а Петя — сбегать из дома.
Компании тоже могут что-нибудь такое выкинуть и собрать свои лучики славы. Недавно я делал подборку примеров. Посмотрите: «Гениальные PR-ходы — топ-7 остроумных и вдохновляющих акций».
Главное из фрикономики не перейти в хейтономику. Денег там больше, но это как татуировка, сделанная по-глупости: время пройдет и нужно будет как-то объяснить поступки себе и внукам. Впрочем каждый сам кузнец своего счастья.
Я лишь вставлю свои три копейки. Павел Зыгмантович, который придумал слово «хейтономика» утверждает, что «ненависть — это новая нефть, она дает деньги». Чушь, конечно, но ссылку на него я поставил.
Итого
«О высшем лидере всего лишь знают, что он существует. Следующего за ним любят и славят. Следующего — боятся. Низшего — презирают. Он не верит людям, поэтому люди не верят ему. Высший говорит мало и ценит слова. Когда его дело завершено и цели достигнуты, люди говорят, что сделали все сами естественным образом». — Лао Цзы
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.