А может Тинькофф + Озон?
16 октября стало известно о срыве сделки между Яндексом и Тинькофф. Были опубликованы эмоциональные письма, ответы PR-служб, комментарии третьих лиц. Рынок ждал этой сделки еще с ПМЭФ-2019, где Тиньков впервые публично, в ироничной форме, предложил вариант слияния.
Теперь, когда окончательно стало ясно, что сделка не состоится, можно пофантазировать, что же будет дальше.
Очевидно, что Тиньков стремится создать экосистему — на это указывает запуск супер-аппа и точечные инвестиции в сервисы типа Кассир.ру, — и ищет на рынке варианты, которые в этом помогут.
При этом запустить помимо банка такси, доставку еды и маркетплейс с нуля не может никто, даже компания с чистой прибылью 46 млрд рублей в год. Даже Сбербанку, который зарабатывает в 20 раз больше, для этого потребовалось партнерство с Mail.ru.
Важно понимать, что не существует какой-то единой большой компании Яндекс: Яндекс — это зонтичный бренд, который объединяет разные компании с разными интересами.
За пределами Маркета и Go у Яндекса и Тинькофф банка не так много точек для синергии (и то, в случае с такси я не вижу вариантов прямой синергии, кроме кредитования таксистов и сбора больших данных по поездкам).
При этом Маркет, хоть его выручка и растет, остается неудачным ребенком, зависшим в начале 2000-х. После расставания со Сбером, интеграцией с оставшимся после этого расставания сервисом Беру, Маркет — по-прежнему отстающий в гонке маркетплейсов, и у него не так много шансов стать абсолютным лидером, учитывая давление со стороны альянса Alibaba+Mail.ru+Сбера, Wildberries и Ozon.
А если мы предполагаем трансформацию Маркета в маркетплейс, вероятнее всего, прибыль ООО Яндекс.Маркет еще долго будет реинвестироваться в гонку маркетплейсов, и не будет приносить денег Яндексу.
В то же время поисковые продукты и рекламная сеть, которые приносят Яндексу почти всю прибыль, имеют мало точек синергии с Тиньковым.
Если не Яндекс то кто?
Крупнейшая в мире экосистема с банком — это китайская Alibaba. В ней нет поиска, но для китайского Uber, компании DiDi, Alibaba, наравне с Tencent — является партнером и инвестором.
Amazon конкурирует с поиском Google через Алексу и отъедает долю у Google, становясь дефолтным поисковиком для товаров (ищешь товар, получаешь предложения всех магазинов)
Тем временем Ozon пытается в финтех: дает рассрочку, кэшбэк-карточку с процентом на остаток (кстати, больше чем в банке). Но все это — без особенного успеха. Развивать финтех без банка невозможно, единственный новый банк в России с 2015 года — это Банк 131, и тот имеет лицензию с ограничениями.
Ozon активно развивает своих конкурентов сервисам Яндекс.Go (правда, без такси).
Напрашивается очевидное партнерство Ozon + Тинькофф банк. У Тинькова есть свободные средства, банк генерирует прибыль, которую может вкладывать в развитие, у обеих компаний есть определенный лимит роста — инвестиции для выхода на новые рынки и конкуренцию в них больше, чем эти компании по отдельности могут себе позволить.
И еще одна деталь. АФК-система — крупнейший акционер Ozon. Именно о переговорах с АФК-Системой все крупные издания недавно писали как о «сделке МТС и Тинькофф».
В начале октября Kaspi, финтех-компания и маркетплейс из Казахстана, вышла на биржу с оценкой в 7,5 млрд долларов, что в три раза дороже чем стоит Народный сберегательный банк Казахстана.
Об авторах
Статью подготовили Иван Кузнецов и Надежда Коротченко. Иван 8 лет занимается финтехом в ролях от менеджера проектов до CEO. Надежда несколько лет была редактором, главным редактором и затем издателем ihodl.com, а сейчас руководит проектами в диджитал-агентстве.