Как маркетолог, пиарщик и черепаха работали курьерами
На днях «Коммерсант» написал, что в Москве серьезная нехватка курьеров. Скажем честно: наш сервис Take’N’Go тоже с ней столкнулся. Мы забили тревогу и усилили поиск курьеров по всем каналам. А заодно решили выслать в поля наших офисных тружеников. Но собрать из них курьерское войско оказалось не так просто.
Первыми откосили айтишники, сославшись на интеграции, которые «идут, идут и вот-вот дойдут» (вангую, просто испугались комментов на VC).
Продакт припомнила, как развозила заказы на 7-м месяце беременности — пришлось выдать и ей индульгенцию. А клиентская поддержка висела на телефоне и, кажется, даже не заметила призыв в чате.
В итоге спасали компанию наши воины добра и света — пиарщик и SMM-щик. А помогал им наш самый мудрый и опытный сотрудник — черепаха Донателла.
Маша, PR-менеджер
Доставляла: татарские пироги
12:30 Просыпаюсь разбитая, будто тусовалась всю субботнюю ночь (нет, это старость, детка). Но делать нечего: назвалась курьером — полезай в приложение.
Ставлю чайник, потихоньку начинаю соображать. Кажется, нужно сфоткать документы для доступа к заказам. Одной ногой размешиваю сахар в кофе, другой достаю из ящика стола ИНН, СНИЛС и паспорт. Фоткаю прямо на кровати и справляюсь с регистрацией за 5 минут. Хм, не зря мы пишем везде, как это легко!
13:20 Листаю заявки, ищу самые классные, всё почти как в тиндере. Вижу: в 17:15 нужно отвезти пироги с Электрозаводской на Варшавскую. Платят за это 300 рублей. На выполнение дают 2 часа. Не мэтч мечты, но в целом подходит, беру!
Открываю Яндекс.Карты — интересно, куда послал меня курьерский бог. И тут первый облом — Варшавская закрыта на ремонт. Ну ничего, рядом есть Каширская — поеду туда. Радуюсь тому, какая я предусмотрительная зайка.
14:20 Коля (наш СЕО) говорит, что надо взять ещё один заказ, иначе я читер. Снова лезу в приложение. О, появилась эстетская заявка — надо доставить коробку пастели с Цветного бульвара. Уже жалею, что взяла пироги — я бы с бОльшим удовольствием прогулялась по центру, чем по промзонам Электрозаводской. Но к художнику на свидание я уже не успеваю, печалька.
14:25 Ага, а вот с Каширской на Мичуринский проспект нужно доставить пакет чая до 19:00. Просто подарок судьбы, а не заказ: я же как раз еду на Каширскую!
Откликаюсь. В комментариях читаю: «находимся у метро Печатники». Хорошая шутка, ребят! Но пока я в панике пытаюсь рассчитать время, заказчик отменяет заявку сам. В рабочем чате смеются: «Будешь есть пироги всухомятку».
15:45 Собираюсь, выхожу из дома. Минут на 15 раньше, чем нужно — вдруг в метро будет пробка?
16:45 Я на Электрозаводской. И… на полчаса раньше, чем нужно. Что в таком случае делают курьеры? Или они никогда не приезжают заранее? Ладно, скоротаю время в кафе «Аленка» — чашка кофе с конфетой не помешает.
17:00 Бреду по переулкам, сверяясь с Яндекс.Картами. Прохожу мимо симпатичного арт-кластера с галереями и фуд-траками — не знала, что на Электрозаводской есть такое место. Сегодня хипстерский досуг не для меня, но при случае обязательно сюда загляну.
17:06 Еле нашла нужный дом — его реставрируют, здание в лесах, табличек с адресами на ближайших домах нет. Меня раздражает, что в Москве с ее бюджетами всё так плохо с уличной навигацией. Хорошо, что есть Яндекс.Карты. Они подключены к нашему курьерскому приложению — можно даже не заходить в них отдельно.
17:10 Захожу в железные ворота. Страшный двор. Встречает охранник (как в таком месте — и без охранника!), спрашивает, зачем пожаловала. Говорю: «Приехала забрать посылку». Он так удивляется, как будто я сказала, что тут припаркован мой личный самолет. Может, перепутала адрес? Звоню ребятам: они обещают вот-вот меня встретить.
17:15 Жду, волнуюсь, охранник все еще смотрит с недоверием. Но тут вижу женщину с большим пакетом — ура, она идёт ко мне. Нажимаю кнопку «Заказ получен». Приложение подсказывает, что теперь я должна забрать деньги. Договариваемся, что 350 рублей (ровно столько я заработала) переведут мне на карту Сбера. Я отдам сервису комиссию — 50 рублей, а 300 заберу себе.
17:25 Еду в метро. С непривычки вспотела, хотя пакет весит всего пару килограммов. Женщина с поддельной сумкой Dior толкнула меня при входе — никакого уважения к начинающему курьеру. Зато татарские пирожки греют колени даже через два пакета. И вкусно пахнут.
17:34 Пуш от Сбера: пришли мои 350 рублей. Я отчитываюсь в приложении: деньги получила, выехала на вторую точку. Тут же звонит телефон: заказчица Эльмира интересуется, когда я буду на месте. Видимо, очень ждёт пирожки. Ору в трубку, пытаясь перекричать шум поезда: «Минут через 20!!!» Пока не понимаю, наврала я или нет. Очень сложно быть курьером.
17:39 Так, Каширскую тоже ремонтируют, незадача. Станция открыта только для поездов, которые едут в обратную сторону. Придется ехать до Кантемировской, а потом обратно одну остановку. Ох. Зато наконец побываю на станции, про которую пел Нойз.
17:50 Выхожу из метро и... заказываю такси. Да, от моего заработка останется всего 150 рублей. И вообще, курьеры так не делают. Но, во-первых, сейчас пандемия и мне не хочется лишний раз ехать на автобусе или маршрутке. А во-вторых, я искренне хочу, чтобы пироги добрались до Эльмиры горячими. Поэтому разрешаю себе такую вольность.
17:58 Едем в такси. Суровая промзона: ни одного жилого дома, вокруг какие-то стройки. Кто же моя заказчица? Может, она прораб и решила угостить пирогами свою бригаду? Водитель спрашивает, где меня высадить. Я озадачена. Паркуемся около отделения полиции. Может, Эльмира — полицейский?..
18:05 Заказчица встречает меня на остановке. Радостно передаю ей пироги — кажется, они еще горячие. А ведь приятно кормить людей!
Эльмира диктует мне код, который пришел ей на телефон. Теперь я наконец могу закрыть заказ. Ура, Добби свободен! Теперь я могу пойти и с чистой совестью потратить свой скромный заработок на бургер в «Фарше». Или на билет в кино.
Резюме: курьером быть сложнее, чем я думала. Один заказ доставить и то хлопотно, а когда их пять или шесть, и все идут вплотную друг за другом? А ещё очень непривычно, когда время тебе не принадлежит. Зато очень приятно, когда привозишь человеку то, чего он очень ждал. Это почти как дарить подарки на Новый год!
Настя, SMM-менеджер
Доставляла: сушилку для обуви, подушку для беременных, фотокнигу
Мы с нашим CEO Колей решили выйти на линию во вторник и сделать 3 доставки. Коля любезно согласился побыть моим шофером, а заявки выбирала я сама. Благодаря хорошей погоде и тому, что катались днем, совсем не собрали пробки и потратили на 3 доставки ровно 4 часа.
Накануне в понедельник беру первую заявку: доставить из ТЦ «Экстрим» сушилку для обуви. Заодно решаю, что будем брать такие заявки, чтобы пункты А и Б были на севере, северо-востоке или северо-западе Москвы и в черте города. Так мы точно успеем все доставить и не потратим на это целый день. На стоимость доставок, честно говоря, не обращаю внимания, заработать деньги для нас не приоритет. А вот на то, что везем, смотрю — хочется максимально разнообразных доставок.
12:00 Своим ходом добираюсь до ТЦ «Экстрим» и забираю сушилку для обуви. Утром буднего дня в нужном павильоне всего один покупатель, поэтому совсем не жду, чтобы консультант отдал мне посылку. Встречаемся с Колей около ТЦ и едем к заказчику в район метро «Ботанический сад».
Пока едем, выбираю следующую доставку: отвезти эклеры и букет со Сретенки на Ярославское шоссе, причем в дом, где живет моя бабушка. Но через несколько минут заявку отменяют, а жаль, могла бы заодно к бабушке в гости зайти :)
В итоге беру такую заявку: доставить подушку для беременных с Тушинской на все тот же «Ботанический сад».
12:40 Вручаю заказчику сушилку для обуви. Пока он переводит мне деньги на карту, вокруг меня прыгает и просит поиграть джек-рассел терьер, приятный для меня бонус в работе курьером :)
Закрываю доставку, перечисляю деньги продавцу и едем забирать подушку.
13:30 Приезжаем на Тушинскую в какую-то промзону с забором, обнесенным колючей проволокой. Приехали раньше назначенного времени, на месте никого нет. Сидим, ждем и понимаем, что уже хочется есть. Пока ждем, выбираю третью доставку: отвезти фотокнигу из БЦ в районе «Бутырской» на бульвар маршала Рокоссовского.
14:10 Наконец забираю подушку и едем дальше. Решаем по дороге забрать фотокнигу, чтобы успеть в назначенное клиентом время, и потом уже везти подушку.
14:30 Находим нужный нам БЦ, забираю красиво упакованную фотокнигу и мчим отдавать подушку.
15:10 Без приключений вручаю подушку заказчику, забираю у него деньги, закрываю заявку и отправляемся добивать третью и финальную на сегодня доставку.
16:00 После 10 минут тупняка и инструкций по телефону находим нужный подъезд к дому. Отдаю клиентке фотокнигу, даже не выходя из машины. Повезло, что она в этот момент гуляла с ребенком и поймала нас прямо во дворе.
В итоге заработали 782 рубля на двоих. Прикинули, что на бензин ушло около 500 рублей, через пару дней Коле еще прилетел штраф на 250 рублей, так что можно сказать, что вышли в ноль :) И хотя ездили на машине, а не своим ходом, все-таки устали с непривычки и вполне с радостью поехали домой.
Работать курьером каждый день я бы, скорее всего, не смогла. Тяжело физически, а еще нужно постоянно помнить о разных деталях: забрать деньги у заказчика, сделать фото для закрытия доставки в приложении, сразу уточнить у клиента все моменты, чтобы не перезванивать несколько раз и не бесить его.
С заказчиками нам повезло, все были адекватны, вежливы, подходили к телефону, когда я им звонила. Курьеров я ценила и до этого, но после своего опыта начала уважать их нелегкий труд еще больше.
Сильно облегчило работу наше приложение для курьеров. Я до этого никогда не работала курьером, но быстро поняла, как пользоваться аппом. В каждой заявке есть комментарии от клиента, контакты и даже номер карты, на который нужно скинуть деньги. Также можно посмотреть финансовый баланс и сразу же из приложения связаться с техподдержкой для решения вопросов.
Я (был водителем Насти)
Буду краток: я устал ездить :) Пробок много, особенно с 3 часов дня. Но все равно это лучше, чем быть таксистом. Сидишь себе, музычку слушаешь, никто не говорит: «Вези меня, тварь». В общем, я бы смог так работать при необходимости.
Черепаха Донателла
Извините, я еще не приползла в первую точку, можно сдам отчет попозже?..
Везунчики - даже штрафы по 3 000р. не получили.
Мы очень надеялись, что пронесет)
Я тоже думала пойти покурьерить, но боязно из-за пандемии
Мы все боялись, но трус не играет в хоккей!
Комментарий недоступен
К счастью, работы у меня много :) А курьерила я в воскресенье)
Они у нас просто самые ответственные.