6 косяков, которые допускает каждый, кто открывает компьютерный клуб, — а с нами вы этого избежите
Кажется, открыть компьютерный клуб проще простого: купил компьютеры, поставил столы — и готово. Но на практике все гораздо сложнее. Рассказываем, какие ошибки чаще всего совершают новички и как их избежать.
Привет! Я Илья Литвиненко, основатель сети киберхаусов «Ваншот». Раньше я занимался ресторанным бизнесом и открыл пять пиццерий по франшизе «Додо Пиццы». Когда начал присматриваться к новой нише, обратил внимание на компьютерные клубы. Рынок уже существовал, но был в плачевном состоянии. Многие клубы предлагали плохой сервис и качество услуг. Опереться было не на кого, поэтому мы решили делать бизнес принципиально по-новому. И без косяков, конечно, не обошлось.
Ошибка №1: забивать на планировку
Новички думают, что достаточно поменять цвет стен и мебель за предыдущим арендатором и можно открываться. Но чтобы посетителям было комфортно, нужно тщательно продумать планировку. Например, в компьютерном клубе обязательно должна быть вентиляция, особенно если он находится на цокольном этаже. Оборудование сильно нагревает помещение, поэтому без хорошего воздухообмена будет жарко и душно.
Чтобы наши партнеры не парились с поиском помещения и проектированием, мы берем все на себя. Команда «Ваншот» тщательно изучает документацию каждого объекта. Если есть хотя бы малейшее подозрение, что место не очень, — сразу отказываемся от него и помогаем найти более подходящее. Это позволяет минимизировать ошибки при проектировании и уменьшить сроки строительства.
Когда мы разрабатываем проект, учитываем общие требования к планировке. Например, основной зал должен занимать большую часть помещения, а техкомната — всегда находиться посередине, чтобы провода и оборудование были под рукой у админов.
Обычно в киберхаусах «Ваншот» есть общий зал, ВИП-комнаты, складское помещение, серверная и помещение для персонала. Но иногда мы добавляем в проект новые зоны. Например, в одном из последних киберхаусов сделали комнату с плазмой. Там круто собираться с друзьями или отмечать дни рождения.
Помимо этого, мы берем на себя все технические штуки. Например, в клубах «Ваншот» работает умная система вентиляции. Она автоматически регулирует подачу свежего воздуха в зависимости от количества посетителей.
А еще мы придумали крутую фишку со светодиодной подсветкой. Она решает сразу две задачи: освещает пространство и работает как навигация для клиентов. Например, по цвету подсветки плинтуса можно легко ориентироваться в клубе: красная ведет в компьютерный зал, а синяя — в зону PS.
Ошибка №2: экономить на мебели
Часто в компьютерных клубах можно встретить дешевые столы и кресла. За ними неудобно сидеть: спина болит, шея затекает — никакого удовольствия от игры.
Когда мы открывали клуб, долго не могли найти нужные столы. В магазинах были либо дешевые и хлипкие варианты из ДСП, либо массивные и дорогие. В итоге практически всю мебель для Ваншот мы проектировали сами. Заморочились, конечно, но оно того стоило.
Например, нам нужна была металлическая рама с идеально прямым углом, чтобы отделить зону PS от основного зала. Вроде бы такая мелочь, а найти мастера оказалось очень сложно. Никто не мог сделать ровную деталь — получалось либо 89, либо 91 градус.
Но мы не сдались, и вся мебель для Ваншот получилась просто классная. Например, у наших игровых столов есть подставка для ног и вырез для посетителя, чтобы ему было удобно играть. Все провода спрятаны внутри конструкции, поэтому они не запутаются и не порвутся. А еще у стола нет передних ножек, поэтому он занимает меньше места.
Кто-то посчитает это задротством и перфекционизмом. Но мы хотели добиться идеального результата, и наши старания окупились. Как итог — сессии у посетителей Ваншот длятся от пяти часов.
Ошибка №3: экономить на оборудовании
Большинство клубов рассчитывают, что клиенты будут играть в основном в сетевые игры, поэтому берут средненькое железо. Это можно понять, но здесь важно найти баланс: можно не покупать самое топовое железо, которое нужно единицам игроков, но при этом оно должно быть достаточно сильным, чтобы гости могли потестить ААА-новинки.
В клубах «Ваншот» мы установили модели с мощной начинкой: процессором Intel Core i5-13400F, видеокартой GeForce RTX 4060 и большой оперативной памятью ADATA XPG Lancer Blade 32Gb. За счет этого даже самые требовательные шутеры, экшены или квесты не подтормаживают. А еще у нас стоят мониторы с диагональю 24,5 дюйма, чтобы картинка была максимально реалистичной.
Но мощный компьютер — это только половина дела. Чтобы играть без лагов, нужен еще и быстрый интернет. Поэтому мы выбираем провайдеров с низким показателем пинга — это время, которое требуется, чтобы компьютер отправил запрос на сервер и получил ответ.
Ошибка №4: ограничиваться стандартной CRM
Многие используют стандартный софт для игровых клубов, но там ничего нельзя менять под себя. Например, не получится добавить программу лояльности или другие фичи. Чтобы систематизировать информацию о клиентах и эффективно управлять клубом, пришлось разрабатывать собственную CRM-систему.
Любой франчайзи, как и мы сами, заинтересован в возврате инвестиций. Чтобы оценить этот показатель, мы используем различные метрики. Одна из ключевых — время взаимодействия с клиентом. Мы смотрим, как долго человек ходит к нам в клуб и сколько денег в среднем тратит. Чтобы картина была полной, анализируем еще около 30–40 разных показателей — от совокупной прибыли до индекса потребительской лояльности.
Вот основные показатели, которые мы смотрим в нашей CRM:
- Продажи. CRM подключена к кассам, поэтому каждый платеж мгновенно отражается в системе.
- Качество обслуживания. Мы анализируем телефонные звонки сотрудников, чтобы понимать, как администраторы общаются с потенциальными клиентами.
- База клиентов. В CRM фиксируется вся информация о пользователе — от даты регистрации до предпочтения в играх. А если кто-то из гостей дебоширит — можно одним кликом заблокировать ему доступ в клуб.
- Бронирования. Забронированные компьютеры фиксируется в CRM, поэтому сотрудники всегда знают, сколько свободных мест в клубе. Анализируя процент бронирований, мы можем оптимизировать ценообразование и повысить спрос на эту услугу.
- Обратная связь. После посещения гости оценивают клуб по 10-балльной шкале. Их отзывы хранятся в системе, чтобы мы могли понять, что нужно улучшить.
- Инвентаризация. Благодаря CRM легче вести учет продуктов и следить за их сроком годности, а еще это удобный способ контролировать, на месте ли комплектующие: клавиатуры, мыши, геймпады.
К слову, в нашей CRM можно настроить доступ для каждого сотрудника. Например, ограничить данные по финансам для всех, кроме бухгалтерии и руководства. Это помогает обезопасить информацию о работе компании.
Ошибка №5: не думать о комфорте посетителей
Чтобы поиграть в любимые игры, посетителям зачастую приходится проходить целый квест: стоять в очередях, искать свое место, вводить код. Это мелочи, на которые клубы не обращают внимания.
Мы решили сделать жизнь геймеров проще и разработали мобильное приложение. На его создание у нас ушло больше года. Зато пользователям не надо стоять в очередях или общаться с кем-то: все можно сделать онлайн.
Чтобы войти в клуб и начать играть, нужно отсканировать QR-код. Когда захочется перекусить — заказать снеки и напитки прямо в приложении. А если клиенту понадобится помощь администратора, достаточно один раз нажать на экран.
Еще один неочевидный плюс: приложение разгружает администраторов и помогает контролировать порядок в заведении. Например, сотрудникам не нужно постоянно проверять зал: когда посетитель уйдет, им поступит уведомление.
Ошибка №6: не следить за чистотой
После долгой катки клавиатура и мышка становятся влажными и липкими, а на столе остаются крошки от еды. Часто в компьютерных клубах посетители сами протирают игровые места влажными салфетками. А за порядком следит уборщица, которая приходит раз в сутки. В итоге грязь и неуютная обстановка портят впечатление о клубе.
Чтобы поддерживать порядок, важно вовремя чистить игровые места. Например, в Ваншот, когда посетитель заканчивает сеанс, администратор получает пуш-уведомление и идет проводить мини-уборку. Для этого у нас есть специальная инструкция.
Администраторы моют коврик, мышь и другую периферию. Чтобы точно убрать пятна и отпечатки жирных рук, на игровое место светят специальными ультрафиолетовыми лампами. Раз в неделю мы разбираем клавиатуры и замачиваем клавиши в дезинфицирующем растворе. Разбираем наушники и промываем все, что соприкасается с головой.
При создании франшизы мы учли ошибки конкурентов и собственные факапы. В итоге у нас получилось выработать эффективный подход к ведению бизнеса. Сейчас у нас восемь киберхаусов и игровое комьюнити более чем в 50 тысяч человек. Вот данные за октябрь по восьми точкам:
- в Москве на «Алексеевской» — 2 210 664 ₽;
- в Москве на «Беляево» — 2 802 976 ₽;
- в Мытищи на Мира 37 (открылся 19.10.2024) — 69 836 ₽;
- в Самаре — 1 981 824 ₽;
- в Санкт-Петербурге в ТК «Питер» — 1 108 059 ₽;
- в Санкт-Петербурге на Комендантском проспекте (открылся 28.05.2024) — 799 107 ₽;
- в Краснодаре на «Тургенева» (открылся 28.09.2024) — 718 940 ₽;
- в Краснодаре на 1 Мая — 1 957 516 ₽.
Хотите узнать больше о нас или обсудить сотрудничество? Задавайте вопросы в комментариях или пишите мне в личку Телеграма. А подробнее о нашем бизнесе вы можете посмотреть на моем ютуб-канале.