Найди то, не знаю что: что такое тренды и нужно ли их искать

В конце года соцсети и СМИ пестрят материалами на тему «ТРЕНДЫ-2025 в (вставьте любое)». Многие пытаются следовать им, но не до конца понимают, что это такое. Марина Томарова рассказывает, какими бывают тренды и кто их ищет.

Что такое тренды

Тренд, по определению словарей, — это направление развития или изменения чего-либо. Но для большинства из нас тренд — это что-то популярное, что мы осознанно или не совсем хотим повторить.

Бесконечно популярным не может быть ничто, поэтому и тренды не вечны. Когда появляется новый тренд, все удивляются, вовлекаются, репостят его. Но поскольку поток информации сегодня огромен и нескончаем, то «вау-эффект» проходит достаточно быстро. Люди быстро подхватывают какой-то новый прием или тему, но также быстро от него устают.

Вот эти звуки были в тренде только в этом году:

  • Я плохая, ты хороший, рот от гнева перекошен, не кричи…;
  • Енот в кружке под музыку Педро-педро-педро;
  • В 20:31 прибыл Годжу Саторо.

А кажется, будто в прошлой жизни. Поэтому важно быть в теме трендов, следить за актуальностью и понимать, какой тренд лучше применить в своей рекламе/контенте, а какой лучше пропустить или забыть. Для этого важно научиться определять, на каком этапе сейчас находится тот или иной тренд.

  • Восходящий этап;
  • Пик;
  • Нисходящий этап.
Найди то, не знаю что: что такое тренды и нужно ли их искать

Аудитория хочет видеть больше видеоконтента от брендов. Но люди быстро устают от вчерашних трендов. Поэтому для удержания внимания зрителей, важно постоянно участвовать в «гонке интересных решений». А значит, вовремя замечать и адаптировать тренды, и не постить устаревший контент.

Наша задача в идеале обнаруживать тренды, когда они только набирают обороты — на первом этапе. Также можно успеть запрыгнуть в последний вагон, когда они находятся на пике. Но главное — не быть теми, кто делает контент на том, к чему люди уже потеряли интерес.

Из серии вот этих маленьких брендов, которые до сих пор снимают в своей рекламе того стюарда Аэрофлота, который уже давно уволился. И от которого аудитория, будем честны, не в восторге.

Найди то, не знаю что: что такое тренды и нужно ли их искать

Цикл жизни тренда меняется в зависимости от того, где он распространяется. Согласитесь, что в запрещенной социальной сети жизненный цикл тренда может составлять всего несколько недель. Мы уже можем не вспомнить, что было популярно в Reels пару месяцев назад.

В рекламной же индустрии скорость смены трендов ниже, потому что иначе крупные бренды просто не будут успевать адаптировать их под свои задачи и контент.

Поэтому, как я прочитала в одной книге про тренды: Лучше один раз вовремя, чем два раза хорошо. Понятый и правильно сформулированный тренд пригодится вам только в том случае, если вы узнаете о нем вовремя и правильно определите, в таком случае он будет использован вам на благо.

Влияние трендов

Что еще важно понимать при работе с трендами — уровень их охвата и масштаба. Чем больше влияние, тем с большей вероятностью вы должны интегрировать тренд в свою работу. Как и в экономике, здесь следующие уровни:

  • Мегатренды: глобальные и долгие. Сейчас это глобализация, устойчивое развитие, изменение климата, урбанизация.
  • Менее масштабные макротренды, которые могут перекочевать в мегатренды. Из самого очевидного к ним сейчас относятся нейросети, VR и AR.
  • Микротренды — самые незначительные по влиянию и своей продолжительности. Чаще всего они встречаются в fashion-индустрии, где со сменой сезона и года, меняются и тренды. А также микротрендами наполнены социальные сети, где одну неделю один звук в тренде, а на следующей про него уже никто и не вспомнит.

Тренд тренду рознь в зависимости от того, кто конкретно и для каких задач использует его. Блогер для своего контента и продакшн, который снимает рекламные ролики крупным брендам, по-разному подойдут к поиску того, что будет в тренде. У них разные возможности и ресурсы.

Категории трендов видео

Уникальная классификация будет и у трендов отдельно в видеоиндустрии:

1. Тренды формата и формы контента: то есть это ответ на вопрос, как мы снимаем? Сейчас это, например:

  • UGC-контент — контент, который снимают пользователи;
  • реклама в формате сторителлинга или branded-контента а-ля вечные анпакинги из Золотого яблока;
  • воодушевляющие манифесты по типу легендарной кампании Just Do It от Nike, которая до сих пор вдохновляет креаторов.

2. Тренды содержания контента, его смысла, то есть это ответ на вопрос «что и кого мы снимаем?» Уже не первый год к ним в видеоиндустрии относят:

  • тренд на ностальгию;
  • искренность;
  • юмор и смех;
  • семейные ценности.

3. Тренды на использование технических приемов и ответ на вопрос «с помощью чего мы снимаем?»

  • специальные объективы;
  • интересные ракурсы;
  • движение камеры;
  • формат кадра;
  • монтажные приемы;
  • графика поверх изображения;
  • музыка/саунд.

Например, одна из наших рекламных кампаний для бренда Фрутмотив была наполнена текущими трендами на тот момент. Это была и динамичная камера с пролетами и интересными ракурсами, графика поверх кадра, нестандартные переходы: бутылка то выпрыгивает из аквариума, то перемещается в руку танцора, затем на обеденный стол. Также за счет такой стилистики мы успели за короткий рекламный хрон показать 3 ситуации, 3 вида праздника и, соответственно, 3 сегмента целевой аудитории, что и хотел заказчик! Поэтому мы гордимся этим кейсом и считаем его достаточно успешным.

Найди то, не знаю что: что такое тренды и нужно ли их искать

Архитекторы трендов

Чаще всего тренды создают те, кто имеет определенное влияние. Либо в виде своей большой аудитории, либо в виде своего рабочего опыта. Потому что профессиональный контент сам без продвижения не распространится.

Найди то, не знаю что: что такое тренды и нужно ли их искать

Глобально трендесеттерами в видео выступают крупнейшие мировые рекламные и креативные агентства:

  • BBDO,
  • Ogilvy,
  • Anchour,
  • Hub,
  • Hammer Creative,
  • Wieden+Kennedy,
  • MullenLowe U.S.,
  • McCann Worldgroup,
  • Publicis Groupe,
  • Havas и др.

Почему именно они? Все логично: деньги, команды из лучших мировых специалистов, высокий уровень доверия от клиентов, и отсюда готовность идти на эксперименты.

Творческие эксперименты → показ на фестивалях → распространение среди более широкой публики

В социальных сетях может быть другая история, когда пользователь без аудитории изначально, но с каким-то оригинальным контентом, благодаря алгоритмам становится на какое-то время даже неким трендсеттером.

Например, таким феноменом стал предпринимателя Николай Анатольевич Василенко, чьи ролики завирусились во второй половине года в запрещенной социальной сети. На них он улыбается, живет свою лучшую slow-life в костюмах от Gucci на заднем сидении премиального авто и тренируется в самом дорогом фитнес-клубе Ростова-на-Дону.

Человек-новопассит, как его прозвали подписчики, за несколько месяцев набрал больше миллиона человек аудитории. И уже успел посотрудничать со СБЕРом и Золотым Яблоком, а сотни пользователей сделали пародии на его формат или использовали его авторские звуки из видео в своем контенте.

Найди то, не знаю что: что такое тренды и нужно ли их искать

Чтобы быть трендом сегодня, Николай опубликовал несколько тысяч роликов, прежде чем они залетели. И мало кто мог предсказать, что он и его оригинальная манера настолько зайдут аудитории, потому что в соцсетях решают и алгоритмы. Хотя терпение и труд все перетрут, как доказал контент ростовского бизнесмена. Но вопрос — как долго это будет в тренде.

Кто следит за трендами?

Если в соцсетях трудно предугадать, чей рилс завирусится и станет трендовым, то в глобальном маркетинге и креативных индустриях есть отдельные профессионалы для поиска трендов. Специальных людей, которые отслеживают, где и как зарождаются тренды, а также как они развиваются, называют трендвотчерами. Дословно — это те, кто наблюдает за трендами.

Да, это отдельная профессия, к услугам которых прибегают даже блогеры, а крупные компании тем более. Но если у вас нет бюджетов, штата и возможностей для найма такого специалиста, то важно приобрести этот навык в копилку в свое резюме. Ведь любой человек в видеоиндустрии должен по факту обладать навыками такого специалиста. Вовремя замечать тренды, адаптировать под них свой контент и благодаря этому становиться лидером индустрии.

В каких конкретно каналах специалистам из видеоиндустрии искать тренды, если нет бюджета на тредвотчера — расскажу в следующем материале.

А вы в комментариях напишите, какой тренд из уходящего 2024 года запомнился вам больше всего.

12
13 комментариев

Знаю, что чиллового парня ВК признал самым популярным мемом уходящего года. Но мне кажется, что это только потому, что он стал популярен в осенью-зимой. Мой фаворит — енот, танцующий в кружке в ТГ 😅

3

Мой фаворит — Николай Анатольевич Василенко 💅🏻

1

Животные вне конкуренции!

1

Обожаю, когда у тебя в ленте тренд есть, а у друга нет… и вот как дурак говоришь «три цветка, три дочери», а в ответ тишина 💔

2

Значит, вы больше трендвотчер, чем ваш друг!))

Самое грустное (или наоборот) в трендах — то, что они рано или поздно заканчиваются..

1

Когда-то все заканчивается, к счастью или к сожалению, но вот долгосрочные тренды точно сложно пропустить!)

1