Найди то, не знаю что: что такое тренды и нужно ли их искать
В конце года соцсети и СМИ пестрят материалами на тему «ТРЕНДЫ-2025 в (вставьте любое)». Многие пытаются следовать им, но не до конца понимают, что это такое. Марина Томарова рассказывает, какими бывают тренды и кто их ищет.
Что такое тренды
Тренд, по определению словарей, — это направление развития или изменения чего-либо. Но для большинства из нас тренд — это что-то популярное, что мы осознанно или не совсем хотим повторить.
Бесконечно популярным не может быть ничто, поэтому и тренды не вечны. Когда появляется новый тренд, все удивляются, вовлекаются, репостят его. Но поскольку поток информации сегодня огромен и нескончаем, то «вау-эффект» проходит достаточно быстро. Люди быстро подхватывают какой-то новый прием или тему, но также быстро от него устают.
Вот эти звуки были в тренде только в этом году:
- Я плохая, ты хороший, рот от гнева перекошен, не кричи…;
- Енот в кружке под музыку Педро-педро-педро;
- В 20:31 прибыл Годжу Саторо.
А кажется, будто в прошлой жизни. Поэтому важно быть в теме трендов, следить за актуальностью и понимать, какой тренд лучше применить в своей рекламе/контенте, а какой лучше пропустить или забыть. Для этого важно научиться определять, на каком этапе сейчас находится тот или иной тренд.
- Восходящий этап;
- Пик;
- Нисходящий этап.
Аудитория хочет видеть больше видеоконтента от брендов. Но люди быстро устают от вчерашних трендов. Поэтому для удержания внимания зрителей, важно постоянно участвовать в «гонке интересных решений». А значит, вовремя замечать и адаптировать тренды, и не постить устаревший контент.
Наша задача в идеале обнаруживать тренды, когда они только набирают обороты — на первом этапе. Также можно успеть запрыгнуть в последний вагон, когда они находятся на пике. Но главное — не быть теми, кто делает контент на том, к чему люди уже потеряли интерес.
Из серии вот этих маленьких брендов, которые до сих пор снимают в своей рекламе того стюарда Аэрофлота, который уже давно уволился. И от которого аудитория, будем честны, не в восторге.
Цикл жизни тренда меняется в зависимости от того, где он распространяется. Согласитесь, что в запрещенной социальной сети жизненный цикл тренда может составлять всего несколько недель. Мы уже можем не вспомнить, что было популярно в Reels пару месяцев назад.
В рекламной же индустрии скорость смены трендов ниже, потому что иначе крупные бренды просто не будут успевать адаптировать их под свои задачи и контент.
Поэтому, как я прочитала в одной книге про тренды: Лучше один раз вовремя, чем два раза хорошо. Понятый и правильно сформулированный тренд пригодится вам только в том случае, если вы узнаете о нем вовремя и правильно определите, в таком случае он будет использован вам на благо.
Влияние трендов
Что еще важно понимать при работе с трендами — уровень их охвата и масштаба. Чем больше влияние, тем с большей вероятностью вы должны интегрировать тренд в свою работу. Как и в экономике, здесь следующие уровни:
- Мегатренды: глобальные и долгие. Сейчас это глобализация, устойчивое развитие, изменение климата, урбанизация.
- Менее масштабные макротренды, которые могут перекочевать в мегатренды. Из самого очевидного к ним сейчас относятся нейросети, VR и AR.
- Микротренды — самые незначительные по влиянию и своей продолжительности. Чаще всего они встречаются в fashion-индустрии, где со сменой сезона и года, меняются и тренды. А также микротрендами наполнены социальные сети, где одну неделю один звук в тренде, а на следующей про него уже никто и не вспомнит.
Тренд тренду рознь в зависимости от того, кто конкретно и для каких задач использует его. Блогер для своего контента и продакшн, который снимает рекламные ролики крупным брендам, по-разному подойдут к поиску того, что будет в тренде. У них разные возможности и ресурсы.
Категории трендов видео
Уникальная классификация будет и у трендов отдельно в видеоиндустрии:
1. Тренды формата и формы контента: то есть это ответ на вопрос, как мы снимаем? Сейчас это, например:
- UGC-контент — контент, который снимают пользователи;
- реклама в формате сторителлинга или branded-контента а-ля вечные анпакинги из Золотого яблока;
- воодушевляющие манифесты по типу легендарной кампании Just Do It от Nike, которая до сих пор вдохновляет креаторов.
2. Тренды содержания контента, его смысла, то есть это ответ на вопрос «что и кого мы снимаем?» Уже не первый год к ним в видеоиндустрии относят:
- тренд на ностальгию;
- искренность;
- юмор и смех;
- семейные ценности.
3. Тренды на использование технических приемов и ответ на вопрос «с помощью чего мы снимаем?»
- специальные объективы;
- интересные ракурсы;
- движение камеры;
- формат кадра;
- монтажные приемы;
- графика поверх изображения;
- музыка/саунд.
Например, одна из наших рекламных кампаний для бренда Фрутмотив была наполнена текущими трендами на тот момент. Это была и динамичная камера с пролетами и интересными ракурсами, графика поверх кадра, нестандартные переходы: бутылка то выпрыгивает из аквариума, то перемещается в руку танцора, затем на обеденный стол. Также за счет такой стилистики мы успели за короткий рекламный хрон показать 3 ситуации, 3 вида праздника и, соответственно, 3 сегмента целевой аудитории, что и хотел заказчик! Поэтому мы гордимся этим кейсом и считаем его достаточно успешным.
Архитекторы трендов
Чаще всего тренды создают те, кто имеет определенное влияние. Либо в виде своей большой аудитории, либо в виде своего рабочего опыта. Потому что профессиональный контент сам без продвижения не распространится.
Глобально трендесеттерами в видео выступают крупнейшие мировые рекламные и креативные агентства:
- BBDO,
- Ogilvy,
- Anchour,
- Hub,
- Hammer Creative,
- Wieden+Kennedy,
- MullenLowe U.S.,
- McCann Worldgroup,
- Publicis Groupe,
- Havas и др.
Почему именно они? Все логично: деньги, команды из лучших мировых специалистов, высокий уровень доверия от клиентов, и отсюда готовность идти на эксперименты.
Творческие эксперименты → показ на фестивалях → распространение среди более широкой публики
В социальных сетях может быть другая история, когда пользователь без аудитории изначально, но с каким-то оригинальным контентом, благодаря алгоритмам становится на какое-то время даже неким трендсеттером.
Например, таким феноменом стал предпринимателя Николай Анатольевич Василенко, чьи ролики завирусились во второй половине года в запрещенной социальной сети. На них он улыбается, живет свою лучшую slow-life в костюмах от Gucci на заднем сидении премиального авто и тренируется в самом дорогом фитнес-клубе Ростова-на-Дону.
Человек-новопассит, как его прозвали подписчики, за несколько месяцев набрал больше миллиона человек аудитории. И уже успел посотрудничать со СБЕРом и Золотым Яблоком, а сотни пользователей сделали пародии на его формат или использовали его авторские звуки из видео в своем контенте.
Чтобы быть трендом сегодня, Николай опубликовал несколько тысяч роликов, прежде чем они залетели. И мало кто мог предсказать, что он и его оригинальная манера настолько зайдут аудитории, потому что в соцсетях решают и алгоритмы. Хотя терпение и труд все перетрут, как доказал контент ростовского бизнесмена. Но вопрос — как долго это будет в тренде.
Кто следит за трендами?
Если в соцсетях трудно предугадать, чей рилс завирусится и станет трендовым, то в глобальном маркетинге и креативных индустриях есть отдельные профессионалы для поиска трендов. Специальных людей, которые отслеживают, где и как зарождаются тренды, а также как они развиваются, называют трендвотчерами. Дословно — это те, кто наблюдает за трендами.
Да, это отдельная профессия, к услугам которых прибегают даже блогеры, а крупные компании тем более. Но если у вас нет бюджетов, штата и возможностей для найма такого специалиста, то важно приобрести этот навык в копилку в свое резюме. Ведь любой человек в видеоиндустрии должен по факту обладать навыками такого специалиста. Вовремя замечать тренды, адаптировать под них свой контент и благодаря этому становиться лидером индустрии.
В каких конкретно каналах специалистам из видеоиндустрии искать тренды, если нет бюджета на тредвотчера — расскажу в следующем материале.
А вы в комментариях напишите, какой тренд из уходящего 2024 года запомнился вам больше всего.