Как и когда переходят на личности. Или "апелляция к личности"

Как и когда переходят на личности. Или "апелляция к личности"

I. Примеры.
II. Мотивы агрессора.
III. Что с этим делать?
IV. Вопрос к аудитории.

I. Примеры:

Есть такой вид манипуляции, целью которой является смещение фокуса с обсуждаемой темы на личность оппонента. Называется она "апелляция к личности". У этого приема есть даже название на латыни - ad hominem. Как это выглядит в диалоге:

- Сокращение потребления сахара полезно для здоровья!
- Как ты можешь говорить об этом, когда сама конфетки трескаешь как не в себя?

- Давайте установим ещё видеокамеры во дворе. У меня есть контакты подходящего производителя!
- Дополнительные камеры не позволят повысить безопасность!
- Конечно вы будете против камер! А что еще ожидать от человека, который недавно получил штраф за парковку в неположенном месте?


- Давайте договоримся по вечерам не шуметь!
- Вы сами любите музыку громко слушать, так что не вам правила устанавливать!

Аргумент ad hominem направлен на атаку личности, черт её характера, прошлого опыта или поведения, чтобы избежать аргументации своего мнения или опровержения аргументов оппонента. Такой подход часто умышленно используется для отвлечения внимания от сути обсуждаемого вопроса, либо для снижения доверия к оппоненту и уменьшению значимости его позиции.

Представим ситуацию на совещании:

Иван: "В следующем квартале нам нужно добиться увеличения прибыли"
Олег: "Я считаю что нужно начать с сокращения расходов на корпоративные поощрения"
Иван: "Вы сначала научитесь приходить вовремя на совещания, а потом будете тут высказывать своё мнение!"

II. Какие мотивы у агрессора?

Используя теорию транзактного анализа можно сказать, что в данном случае Иван действует из состояния критикующего Родителя, обесценивая Олега. Он использует аргумент к человеку для того, чтобы избежать уязвимой для себя аргументации или укрепить свою власть. Для этого он подчеркивает непунктуальность Олега и тем самым пытается создать у окружающих негативное впечатление о нём, очерняя его мнение через очернение его личности. Если Олег примет позицию Ребенка, то скорее всего он будет смущен, возможно подавит свою уверенность и не станет спорить.

Иногда человек приписывает другим свои нежелательные или непризнанные качества, если испытывает внутренний конфликт. Это помогает ему сохранить положительное представление о себе. Стремление утвердить власть и избежать обсуждения часто основывается на страхе потери контроля или разоблачения. В нашем случае это делает манипуляцию не просто актом агрессии, но и возможной проекцией Ивана своих страхов на Олега, если Иван лично заинтересован в поддержании корпоративных расходов, не может это аргументированно обосновать но знает, что нечестен.

Если у Ивана отсутствует страх, связанный с обсуждением (например, он уверен в своей позиции, но хочет проявить агрессию ради доминирования), это может быть просто проявлением манипуляции без проекции. Однако, в большинстве случаев, агрессивное поведение с уклонением от темы всё же указывает на наличие скрытого внутреннего конфликта, а значит проецирования собственных страхов.

III. Что делать с манипуляцией?

  • Если это неконструктивная критика, то не принимать её на личный счёт.
  • Раскрыть прием и сразу обозначить факт манипуляции. Например: "Это личная атака, а не аргумент по существу".
  • Попытаться спокойно вернуть фокус внимания к теме, умышленно игнорируя попытки отвлечения и продолжить доклад.
  • Не реагировать эмоционально на атаку, оставаться логичным и фокусироваться на теме. Если эмоции все-таки задели, важно внутренне проговорить: "Переход на личность вероятнее всего проекция своей уязвимости, и это не моя проблема."
  • Можно попросить обосновать связь между личностью и аргументом. Например: "Каким образом мои опоздания на совещания влияют на доход предприятия?". Перекладывание бремени доказательства при невозможности аргументировать свои обвинения обычно заводит агрессора в тупик.

Идеальный ответ Олега должен исходить из состояния Взрослого — логичного и нейтрального, например:

- Моя непунктуальность никак не относится к вопросу оптимизации. Давайте вернемся к теме обсуждения.

____________________________

IV. Вопрос к аудитории:

Сталкивались с апелляцией к своей личности? Как выходили из этой ситуации?

____________________________

Раскладываем по полочкам ошибки мышления, сортируем стимулы и подписываем реакции тут:

11
4 комментария

Поражаюсь с людей, которые вместо того, чтобы нормально поговорить, сразу начинают переходить на личности. Как будто это поможет решить проблему.

Люди, которые хотят нормально говорить, обычно именно это и делают. А тех, кто переходит на личности, заранее интересует совсем другое, что к нормальному разговору отношения не имеет.

Вообще от таких людей ничего не нужно принимать на свой счет, ни одно слово. Хотят самоутвердиться или что? Такое чувство, будто они питаются нашей реакцией, так как, чаще всего, на такое мы реагируем с негативом😐

Разделяю Ваше мнение. Разумеется они "питаются негативом", чаще всего этот процесс называется манипуляция. Манипулировать человеком проще, если вывести его на эмоцию страха или заставить сомневаться в себе. Чего и добиваются манипуляторы, даже если делают это бессознательно. Наша задача остаться в равновесии и не терять способность критически оценивать действия других по отношению к нам.