Как бизнес недозарабатывает без аналитики?
В этой статье не будет грязной математической статистики и других нечестных приемов. На пальцах объясняю как аналитика приносит денег малому и среднему бизнесу.
У нас бытует мнение, что хотя бы чуть сложная аналитика нужна бизнесу покрупнее, хотя это абсолютно не так. Если бы можно было получить ее просто и приятно, то на это были бы согласны многие, если не все.
Я бы хотел привести несколько примеров того, как конкретные аналитические действия привели к тому, что собственники малого бизнеса стали зарабатывать больше.
Внедрение отчетности
Некоторым в это будет тяжело поверить, но до сих пор используется что-то кроме excel и его аналогов для ведения P&L. И тут аналитика будет проступать в контексте ее зарождения. А именно изучение бизнес процессов, предложения форм ведения отчетности. Мелочь, а приятно.
Через это можно начинать собирать исторические данные для их последующего анализа.
И выходит так, что после нескольких месяцев уже понятна фактура того, откуда бизнес на самом деле зарабатывает.
Анализ данных эквайринга
Когда я начинал свой путь, то понятия не имел насколько много полезной и ценной информации скрыто в операциях по терминалу.
Это и средний чек и LTV, и возвращаемость, и настоящий средний чек, и часы посещения. Чудо одним словом.
И в целом в голову нечасто приходит идея проанализировать несколько тысяч таких операций, но это может быть очень полезно, потому что можно вытащить оттуда следующее:
- Кластеризация клиентов. Царица анализа клиентской базы. Представьте, что вы можете разделить всех своих клиентов по достаточно обособленным группам и начать влиять на них.
- Retention. Можно понять почему клиенты возвращаются к вам снова и почему не возвращаются. А тут именно тот случай, когда наличие информации позволяет ей точечно пользоваться, как оружием.
- Основные метрики. Приятно и полезно знать статистическую информацию о своих клиентах. Видите нового человека - сразу знаете, что он скорее всего купит на такую-то сумму, придет еще столько-то раз и в целом принесет столько-то денег. При этом польза не ограничивается на этом, так как теперь можно рассчитывать количество денег, за которые полезно привлекать вот таких клиентов.
И вот это вот все только о данных с эквайринга, не чудо ли?
Анализ финансовой отчетности
Если таблички в excel уже есть, то можно ими и воспользоваться.
Самое базовое - посчитать сколько денег в среднем приносит один день, может показаться, что это средняя температура по больнице, но нет.
Когда вы знаете среднее, то можете видеть, что от него отклоняется, а это очень серьезное знание, потому что можно начинать анализировать причины этих отклонений, а они могут быть в две стороны:
- В большую сторону. Очень приятное отклонение, но важно откинуть это приятное чувство и понять почему так произошло? В этот день работал определенный сотрудник? Это был определенный день недели? Определив причину, вы сможете ее воспроизводить или влиять на нее.
- В меньшую сторону. Нужно также откинуть все эмоции и подумать о том же: почему так вышло? После этого данные дни можно начинать подтягивать к "нормальным".
И это меньшее, что может предложить аналитика, самый минимум, если вам интересно, то в будущем может выйти серия статей с реальными кейсами, как аналитика помогала малому бизнесу зарабатывать больше денег. Спасибо за внимание.
Также буду благодарен за подписку на новоиспеченный телеграм канал он пока маленький, поэтому, когда он станет большим, у вас будет полное право смотреть на всех подписчиков свысока. Там будут публиковаться полезные и короткие материалы на схожую тему.