Модерн, постмодерн и метамодерн: как не сойти с ума от эпох
Когда мы надумаемся жить в будущем?
Представьте, что вы сидите в уютном баре, в котором мягкие диваны и стены, расписанные артхаусными каляками, которые даже автор не понимает до конца.
В одном углу кто-то обсуждает жизнь как сплошную «иронию судьбы» (постмодерн?), в другом — всерьёз говорит о больших идеях спасения мира (модерн?), а возле бара маячит человек, который попеременно хохочет над своими же убеждениями, но всё равно продолжает в них верить (привет, метамодерн!).
В этой статье предлагаем разобраться, как мы скатились от веры в технологический рай (модерн) к тотальному скепсису (постмодерн) и вышли на «ироническую искренность» (метамодерн). Готовы ли вы к культурным горкам?
Модерн: "Поверим в светлое будущее (пока оно не сломалось)"
Когда-то люди смотрели на паровые машины и думали: «Ого, завтра точно построим город на Луне!» — это и есть модерн.
- Большие идеи: Человечество верило, что рациональность и прогресс спасут нас от бесконечных бед, включая “вечную грязь” и злых монархов.
- Искусство и рациональность: Художники громили классические каноны, выражая новые чувства: кубисты всё разрезали на геометрические куски, а архитекторы стирали лишний декор, мечтая о стерильном будущее.
- Оптимизм и чуток наивности: Казалось, стоит только построить больше фабрик и ввести электричество в каждый дом — и все заживут, как в раю.
Но потом, увы, пришли войны, экономические кризисы и прочие неприятные штуки, а от «светлого будущего» осталось ощущение, что «что-то пошло не так».
Постмодерн: «Окей, будущее не случилось, значит шутим над всем»
Раз уж мир не стал идеальным, значит, и верить во что-то «великое» уже не с руки. Постмодерн говорит: «Все рассказы о прогрессе — это мифы, а мифы — такие же проекты с ограниченной ответственностью».
- Ирония во главе всего: Если всё “лишь конструкция”, давайте всё деконструируем. Смешиваем стили: Пикассо, реклама чипсов, иконы фастфуда — всё это попадает в один коллаж.
- Разрушение больших идей: От религии до науки — ничто не свято, всё можно подвергнуть вопросу или превратить в цитату, сноску, коллаж.
- Мем с Уорхолом: Когда Энди Уорхол сделал из банки супа объект искусства, он как бы показал: «Всё, ребят, нет границ, всё можно превращать во всё».
Проблема в том, что если слишком долго смеяться над «высокими смыслами», можно самому потерять смысл. Но это и была фишка постмодерна: «Мы не знаем, есть ли у нас смысл, но поха-ха-ха-ха-ха…»
Метамодерн: «А что, если мы снова попробуем поверить, но иронию не отменяем?»
В начале XXI века в воздухе запахло новым трендом — «метамодерн». То есть мы уже поняли, что весь «прогресс» не идеален, а весь «цинизм» тоже не очень-то помогает дышать полной грудью.
- Колебание (прямо как пульс): Суть метамодерна — мы время от времени искренни, время от времени ироничны, и, что удивительно, это может сосуществовать.
- Немножко смех, немножко вера: Допустим, мы можем ржать над серьезными «большими» темами (как и постмодернисты), но при этом не впадать в безнадёгу — ведь мы всё ещё надеемся, что новые смыслы возможны.
- Примеры из жизни:Современные блогеры, которые: «Я делаю контент про то, как быть счастливым, но вообще-то весь мир абсурден, ха-ха!»Сериалы, где герои одинаково искренне говорят о любви и одномоментно обыгрывают это в саркастических скетчах (привет «Дюплекс и печеньки» в какой-нибудь Netflix-реальности).
Метамодерн — это как карусель: мы понимаем, что она искусственная, но всё равно радуемся, наслаждаемся, испытываем восторг. Потом хихикаем над собой («Ну и дурак я, ведь это же просто аттракцион!») и всё равно стоим в очереди на следующий круг.
Зачем нам это всё знать?
- Чтобы меньше страдать от «хаоса»: Когда мы видим, что мир пульсирует между верой и скепсисом, и что это не просто “каша в головах”, а культурная логика, становится чуть спокойнее.
- Чтобы относиться к себе мягче: Если вы одновременно мечтаете о великом и смеётесь над своими же мечтами, вы не шизофреник — вы, возможно, метамодернист.
- Чтобы смотреть на творчество новыми глазами: Это касается и фильмов, и клипов, и рекламы — вдруг замечаете, что там сочетаются милая искренность и подрывная ирония. И вам становится интересно: «А чего же автор добивается?»
Итог
От модерна (верь в науку, прогресс, всё исправим) к постмодерну (ха-ха, да ничего нельзя исправить, всё иллюзия) мы пришли к метамодерну, который улыбается: «Ребята, давайте колебаться между этими состояниями — и жить будет веселее».
Так что да, мы не построили летающие города (спасибо, модерн, но нет), мы можем бесконечно шутить (спасибо, постмодерн), но в итоге создаём что-то новое, смешивая искренний энтузиазм и самоиронию. И, возможно, это не так уж и плохо. Главное — не забывать, что в каждом из нас немножко модерна, постмодерна и метамодерна. И это окей.
Если вам всё ещё кажется, что жизнь — это серия противоречий, вы на правильном пути. Добро пожаловать в метамодерн.