Первый советский фильм-катастрофа «Экипаж»: кино, которое стало рекламой «Аэрофлота»

В 1979 году на экраны вышел первый советский фильм-катастрофа — «Экипаж» режиссёра Александра Митты. Это был не просто кинематографический прорыв, но и мощный маркетинговый инструмент для популяризации советской авиации. Фильм отличился смелостью: это было первое в СССР кино с демонстрацией эротической сцены, в которой снялась актриса Александра Яковлева. Но ключевую роль в создании фильма сыграл необычный для того времени подход — участие компании «Аэрофлот» в качестве спонсора и партнёра. Кино как реклама: Product placement «Аэрофлота» На конец 70-х годов бюджеты советских фильмов были скромными. Бюджет «Экипажа» составил около 2 миллионов рублей, что было значительно меньше, чем расходы на голливудские блокбастеры-катастрофы, такие как «Аэропорт» (1970) с бюджетом в $10 млн или «Приключение «Посейдона»» (1972) — $5 млн. Чтобы компенсировать дефицит средств, создатели обратились к государственной авиакомпании «Аэрофлот», которая не только профинансировала часть проекта, но и предоставила доступ к своим самолетам, технике и инфраструктуре. Это была стратегическая коллаборация. Советская авиация в 70-х столкнулась с ростом конкуренции и необходимостью улучшения своего имиджа. Сценарий «Экипажа» идеально подходил для того, чтобы показать прочность, надежность и безопасность советских воздушных судов. В фильме авиалайнер Ту-154 играет одну из главных ролей, а драматические сцены спасения пассажиров показывают профессионализм экипажа и качество самолетов. Результаты: успех «Аэрофлота» после выхода фильма Выход «Экипажа» стал не только культурным событием, но и маркетинговым триумфом. В 1980 году, сразу после премьеры, продажи авиабилетов компании «Аэрофлот» выросли примерно на 20% по сравнению с предыдущим годом. Многие пассажиры, вдохновлённые фильмом, стали воспринимать перелёты как нечто надёжное и даже героическое. Таким образом, «Экипаж» не просто продвигал авиацию, но и укреплял доверие к советской технике. Наследие «Экипажа» «Экипаж» собрал 71 миллион зрителей в СССР и стал символом советского кинематографа, открыв новый жанр. Он доказал, что даже в условиях ограниченного бюджета можно создать нечто масштабное, если объединить усилия кино и индустрии. А «Аэрофлот» получил уникальную возможность показать, что советские самолеты — это надёжность, испытанная в самых экстремальных условиях. Смелость, инновации и талант — вот что сделало «Экипаж» настоящей легендой!

Варианты советских афиш к фильму «Экипаж»
Варианты советских афиш к фильму «Экипаж»
Варианты советских афиш к фильму «Экипаж»
Варианты советских афиш к фильму «Экипаж»
2 комментария

Интересно, как фильм «Экипаж» помог «Аэрофлоту» улучшить имидж и увеличить продажи билетов.

1

Сама идея о прочности воздушного судна компании «Аэрофлот» прошла красной линией в сюжете.

Изначально фильм должен был называться «Запас прочности», но уже в ходе съемок режиссеру картины Александру Митте прокатчики посоветовали придумать новое название картины. На это у киношников ушло 2 недели. Митта даже предлагал $ 100 участнику съемочной группы, который придумает что-то яркое и запоминающееся. Никто ничего не придумал, и в итоге «победил» режиссерский вариант — «Экипаж».

Когда сценарий к фильму еще писался, в Министерстве авиации уже начали судачить, мол, «Мосфильм» собирается снять кино про аварию отечественного самолета. Чиновники начали возмущаться: как же так? «Наши самолеты — самые надежные в мире, а „Аэрофлот“ — лучшая и самая безопасная авиакомпания в мире», — утверждал министр гражданской авиации СССР маршал Бугаев. Митта совместно со сценаристами — кинодраматургами Юлием Дунским и Валерием Фридом — придумали два гениальных хода. Во-первых, они переписали сюжет так, что катастрофа происходит не в СССР, а в Африке, в вымышленном горном городе Бидри. Во-вторых, самолет Туполева падает не сам, а из-за природного катаклизма.

То есть условно «Авиалайнеры Аэрофлота такие прочные, что готовы даже садиться без хвоста».