Правила, чтобы нарушать. Когда UX-стандарты мешают юзабилити сайта
У вас новый сайт (или приложение, или какой-то другой диджитал-продукт). Вы хотите убедиться, что клиентам он понравится, и вообще, что пользоваться им удобно. Вы заказываете UX-тестирование у сторонней компании, они предлагают правки, вы идете с этими правками в агентство, которое разработало сайт, оно вносит правки и… сайт становится хуже. Как так?
Казалось бы, провести UX-тест у незаинтересованной стороны — это здравый шаг. Примерно как обратиться за вторым врачебным мнением или показать машину механику перед покупкой. В действительности, UX-дизайн требует более тонкого подхода
Кто мы
Мы — Vide Infra, занимаемся дизайном и разработкой диджитал-продуктов, которые регулярно собирают награды. Делаем бесподобные мобильные и веб-приложения, маркетплейсы и большие корпоративные сайты. Входим в топ-10 Рейтинга Рунета по креативности и топ-40 мирового рейтинга Awwwards. О наших проектах и новостях, читайте на videinfra.ru
Откуда мы вообще знаем, что такое качественный UX-дизайн?
У пользователей есть привычки в обращении с интерфейсом: как выглядят кнопки и формы, где они располагаются, как реагируют на действия. Эти привычки складываются в паттерны UX — пользовательского опыта. С интерфейсом, который им соответствует, обращаться легко и удобно — пользователи быстро достигают целей, которые перед собой ставят, даже если не осознают их. Чем меньше пользователь задумывается о том, что делать, тем лучше интерфейс.
В индустрии накоплено много знаний о том, какие паттерны привычнее пользователям и какие приемы работают лучше, а какие хуже. Есть компании, которые регулярно проводят UX-исследования, чтобы проверить и уточнить эти знания. Среди непререкаемых мировых авторитетов:
- Nielsen Norman Group — лидер в сфере UX-исследований.
- Baymard Institute — специализируются на UX в e-commerce.
NNG и Baymard регулярно публикуют результаты исследований, в которых раскрывают методологию (кто, что и как тестировал) и дают обобщенные рекомендации. Это конкретные публикации, посвященные определенным сферам, социальным группам и дизайнерским задачам. Например, как подростки проходят регистрацию или как разные типы инвесторов ведут себя на корпоративных сайтах.
Как мы проверяем юзабилити своих продуктов?
Регулярно читаем исследования NNG и Baymard, чтобы оставаться в курсе актуального знания.
Сами подготавливаем тесты с опорой на конкретные руководства этих агентств.
Для непредвзятой оценки нанимаем сторонних тестировщиков, а не проверяем свою работу сами.
Проводим тесты через итерации: выбираем несколько вариантов интерфейса, тестируем, собираем лучшие, тестирем снова, улучшаем, тестируем и т.д.
Так мы приходим к оптимальному решению, обоснованность которого всегда можно подтвердить.
Кому можно доверить UX-тест?
Многие компании не специализируются на дизайне UX, а предлагают услуги UX-тестирования среди прочих разношерстных услуг по разработке, рекламе, SEO и так далее. Для таких компаний UX-тесты — это, в первую очередь, способ продвижения других услуг. Глубокий и качественный анализ юзабилити их не особо заботит.
Зачастую вообще непонятно, на чем основываются оценки и рекомендации, которые предлагают подобные компании. Иногда они доходят до абсурда.
Один сервис, протестировав наш сайт, заявил, что в меню обязательно нужно указывать рабочие часы компании. Зачем загромождать меню? Почему нельзя указать время работы среди контактной информации? Откуда вообще взялось это требование? — мы так и не поняли.
Для независимого тестирования следует выбирать компании, которые:
- Специализируются на UX/UI дизайне.
- Объясняют свою методологию, опираются на авторитетные исследования.
- Сертифицированы по какой-то известной системе. Например, имеют UXMС сертификат от NNG.
Что получится, если бездумно следовать UX-стандартам?
Получится средненький продукт. Хорошее знание стандартов индустрии безусловно важно, но этого недостаточно.
Посмотрите на адресную строку своего браузера. Долгое время считалось, что у любого поля в интерфейсе может быть только одно назначение. Но затем в браузерах Chrome появился омнибокс — строка, в которую можно вбить и URL, и поисковый запрос. Это было явным нарушением привычного паттерна, которое, в конечном счете, облегчило жизнь пользователям — и стало новым стандартом.
Пользовательский опыт постоянно меняется, как язык. Мы читаем классическую литературу, но не пишем языком Пушкина рекламу рейва или обзор новой нейросети.
Любые исследования, регламенты и руководства описывают UX который уже сложился. Если следовать им прямо и неукоснительно — никакого развития не будет, только усредненный результат. Они — фундамент для смелых и свежих решений. Если бы мы никогда не отступали от сложившихся правил, то не дождались бы ни призов, ни восторгов клиентов.
Дизайн не равен функционалу
Как, например, должна выглядеть верхняя часть страницы? Некоторые UX-тестировщики требуют, чтобы она была максимально заполнена. Пустого пространства быть не должно, чтобы пользователь получал как можно больше информации, потратив минимум времени и усилий. Звучит разумно, но на деле абсолютно непрактично. Это убивает любую попытку наполнить сайт воздухом, чтобы настроить пользователя на определенный лад.
Дизайн — это не только про функциональность. Часто важнее заразить эмоциями. Например, от того, какие чувства вызывает корпоративный сайт, напрямую зависит отношение пользователя к рекламируемому продукту.
На пользователя со всех сторон валятся горы эмоционально заряженного контента. Если все решения на вашем сайте продиктованы только UX-стандартами, то шансов, что пользователь его заметит и запомнит не остается. К нам клиенты приходят за вдохновляющими новаторскими сайтами — их невозможно было бы сделать, строго следуя сложившимся функциональным паттернам.
Слепое следование UX-стандартам — верный путь к шаблонному сайту, который игнорирует огромную часть пользовательского опыта: эмоции, ценности, вовлеченность. Средненький сайт в лучшем случае приводит к средненьким маркетинговым результатам. Чтобы обогатить этот опыт, надо выходить за рамки утилитарных правил. Найти баланс между функциональным и ценностным опытом — непростая задача, но только так мы добиваемся передового UX-дизайна наших проектов.
Подпишитесь на нас, чтобы не пропустить новые детальные разборы кейсов, обсуждения трендов индустрии и взрывных идей. Также следите за нами в Telegram-канале и на сайте Vide Infra.
На связи!