Записали, протестировали, запустили: что нужно сделать, чтобы робот-доставщик начал возить заказы в новом районе

Рассказываем про все этапы запуска роботов в новой локации на примере Алматы.

Записали, протестировали, запустили: что нужно сделать, чтобы робот-доставщик начал возить заказы в новом районе

Чтобы робот-доставщик начал возить в новом районе кофе из полюбившейся кофейни или ужин из модного ресторана, команде Автономного транспорта Яндекса нужно проделать большую работу. Запуск робота в новой локации — это сложная и многоэтапная процедура. Команде нужно записать и отрисовать специальные карты, создать инфраструктуру, протестировать все процессы и организовать поддержку и обслуживание непосредственно в городе присутствия.

О том, из чего складывается запуск и как компания выбирает новые места для автономной доставки, рассказывает Виктория Шувалова, менеджер по запускам роботов-доставщиков Яндекса.

Как мы ищем подходящие зоны доставки для роботов-доставщиков

Первое, что нужно сделать, — выбрать локацию. Для этого мы проводим анализ множества факторов: даём бюджетную оценку запуску, проверяем потенциал локации (например, смотрим на наличие в этой зоне ресторанов, которые уже сотрудничают с Яндекс Едой), составляем тепловые карты, на которых можно посмотреть, в каких зонах люди чаще всего делают заказы на доставку и какой у них радиус.

Для робота-доставщика очень важно наличие подходящей дорожной инфраструктуры. Вот основные требования:

Должны быть:

  • тротуары на улицах, по которым он передвигается,

  • оборудованные съезды с возвышенностей.

Не должно быть (или их количество должно быть минимальным):

  • узких проездов,

  • высоких бордюров (наш робот без проблем преодолевает препятствия высотой до десяти сантиметров),

  • закрытых территорий (например, если жилой дом будет ограждён забором с закрытой калиткой, робот не сможет подъехать к точке назначения),

  • оврагов, ливнёвок и других потенциальных опасностей.

Также мы оцениваем доступность «точек интересов». Например, рестораны должны находиться в здании на первом этаже, а не в торговом центре на фуд-корте на третьем.

В сентябре этого года мы запустили роботов-доставщиков в Алматы. Давайте по пунктам рассмотрим наш выбор на примере Казахстана.

1. Мы проанализировали зоны заказа доставки и остановились на нескольких самых популярных.

2. Оценили инфраструктуру, отсмотрев заранее снятые панорамы улиц.

3. По итогам анализа и тестов выбрали «Золотой квадрат».

<i>Инфраструктура «Золотого квадрата»</i>
Инфраструктура «Золотого квадрата»

Как записываем карты

Робот-доставщик прокладывает свой маршрут, опираясь на заранее созданные HD-карты. Это высокоточные записи улиц, которые содержат детальную информацию об инфраструктуре: расположении зданий, дорожных знаков, пешеходных переходов и других объектов. Такие карты мы создаём самостоятельно, используя собственные технологии, для каждого нового района доставки.

В записи карт участвуют сами роботы — именно они собирают данные. Для этого используются различные сенсоры и технологии, такие как лазерные дальномеры (лидары) и камеры. Эти устройства позволяют роботам сканировать окружающую среду и создавать трёхмерные модели местности.

Пример HD-карты

Чтобы успешно записать карты, важно наличие нескольких факторов:

1. Наличие базовых станций — стационарных GNSS-приёмников, которые обрабатывают спутниковые сигналы и предоставляют скорректированные данные в режиме реального времени.

2. Наличие хорошего LTE-сигнала от оператора сотовой связи.

3. А также наш робот со специальной антенной, которая усиливает сигнал для наиболее детальной передачи данных.

В Алматы мы купили лицензию у поставщика базовых станций, заключили договор с местным оператором связи и отправили в «Золотой квадрат» нашего робота со специальной антенной в паре с оператором отснимать все улочки района. Данные рободоставщик передавал в виде лидарного облака. Вот как оно может выглядеть:

Как робот видит человека и собак

Собранные данные проходят обработку. Они анализируются с помощью специализированного программного обеспечения, которое позволяет создавать высокодетализированные карты. После анализа карты дополняются специалистами в отрисовке карт — картографами.

После создания карт начинается этап тестирования. Роботы проходят по заданным маршрутам, а мы внимательно следим за их «поведением». Если возникают какие-либо проблемы или ошибки, мы корректируем и обновляем карты. Это позволяет обеспечить максимальную точность и безопасность навигации.

Интересно, что в Алматы мы столкнулись с необычным испытанием. В городе широко распространены арыки — небольшие оросительные каналы. Они расположены вблизи тротуаров, и было важно, чтобы робот умел их распознавать и не падал в них. С челленджем он успешно справился, а ещё отметил с казахстанцами День города.

Записали, протестировали, запустили: что нужно сделать, чтобы робот-доставщик начал возить заказы в новом районе

Карты для роботов-доставщиков требуют постоянного обновления. Это связано с тем, что окружающая среда постоянно меняется: появляются новые здания, дорожные знаки и другие объекты. Так, роботы постоянно анализируют местность во время своих поездок и все несоответствия с картами передают сотрудникам.

Как мы обслуживаем роботов

Роботы-доставщики в Яндексе обслуживаются через два основных подразделения: отдел эксплуатации и отдел разработки.

За физической исправностью роботов следят сотни сотрудников: удалённые операторы, механики, водители-испытатели, электронщики, лидарщики, логисты. Например, механики регулярно проводят профилактические работы, чтобы механизмы, такие как крышки роботов, открывались и закрывались без осечек. Также сотрудники отдела эксплуатации решают проблемы, возникающие в «полевых условиях».

Отдел разработки сфокусирован на двух основных направлениях: программном обеспечении и оптимизации маршрутов.

Одна команда занимается созданием алгоритмов на базе машинного обучения (ML) и обработкой обратной связи от команды разработки симулятора дорожной обстановки. Они создают софт, который помогает роботам строить оптимальные и безопасные маршруты, отслеживать ситуацию в окружающем мире и взаимодействовать с устройствами.

Другая команда создаёт программное обеспечение, которое помогает роботам ориентироваться в динамичном пространстве, избегать опасных ситуаций и своевременно обнаруживать проблемы.

Кроме того, команда проводит ежедневный мониторинг обратной связи от пользователей — это помогает улучшать опыт взаимодействия с рободоставщиками. Например, раньше пользователи не понимали, как закрыть крышку робота, и команда создала отдельное сообщение-инструкцию в приложении Яндекс Еды.

Также всегда на связи с роботами удалённые ассистенты. Они следят за их работой и готовы вмешаться в случае необходимости. Если робот сталкивается с проблемой, например, не видит светофор, ассистент может дать команду изменить траекторию движения. Эти ассистенты также передают информацию о несоответствии карт действительности.

Благодаря всем этим мерам нам удаётся обеспечивать бесперебойную работу, при этом делая рободоставщиков более автономными.

4
10 комментариев

Не думаете ещё переходить с лидаров на просто камеры как у Теслы?
Мне кажется что практичнее и дешевле. Стерео камеры уже дают облако точек не хуже лидара.

Вопрос в вычислительной мощности на борту ровера и энергопотреблении. Camera-only подход отжирает значительное количество ресурсов, которые на мини-платформах Nvidia Jetson (которые стоят в роверах сейчас) и так в дефиците по сравнению с беспилотными авто. Лидары же подобного пешеходного уровня с лучами до 25 метров уже стоят не так дорого, как вам кажется, имеют солидный запас в удешевлении (в производстве они проще, чем ИИ-чипы) и дают дополнительный слой качественных данных на случай отказа камер по той или иной причине (слякоть попала на камеру, или банально яма на плохоосвещённом тротуаре ночью).

1

Добрый день! В данный момент мы не планируем переходить на стерео камеры и отказываться от лидаров, но технология постоянно развивается и рассматриваются разные векторы развития.

Радует, что вы уделяете большое внимание безопасности роботов и их взаимодействию с людьми. Это очень важно, особенно в городских условиях.

Интересна их скорость, какой она будет? Или роботы, к примеру, поддерживают температурный режим кофе или его могут доставить и в холодном виде?

Добрый день! Скорость ровера от 5 до 8 км/ч в максимуме.

Для того чтобы роботы-курьеры доставляли кофе теплым и не проливали его, инженерам Яндекса пришлось разработать несколько специальных приспособлений и учесть особенности доставки. Вот как это работает:

1. Изоляция и терморегуляция: Контейнеры, в которых перевозят кофе, имеют хорошую теплоизоляцию, чтобы напиток не остывал слишком быстро. Это помогает сохранить его теплым до момента доставки.

2. Приспособления для устойчивости: Роботы-доставщики оснащены системами, которые обеспечивают стабильность и защиту контейнера с кофе во время движения. Это предотвращает разливание и сохраняет температуру напитка.

Я сначала и не понял что вообще происходит
аписали, апустили: что нужно знать чтобы робот доставщик начал работать"