Как взыскать 5 миллионов за название сайта?

Чтобы такое реализовать, надо быть правообладателем товарного знака.

Упоминание словесной части товарного знака в доменном имени сайта — это один из способов использования товарного знака (пп. 5 п. 3 ст. 1484 ГК РФ).

Если кто-то использует сайт с доменом, повторяющим ваш товарный знак, и продвигает и продаёт те же товары или услуги, для которых товарный знак зарегистрирован, это нарушение прав на товарный знак. И правообладатель может требовать, чтобы нарушитель заплатил ему компенсацию в диапазоне от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей (пп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ).

Но есть загвоздка. С одной стороны правообладатель вправе подать иск на 5 000 000 рублей компенсации, с другой - суд вправе уменьшить эту сумму исходя из принципов разумности и по своему усмотрению, и компенсация может сильно сдуться. Чтобы этого не произошло, правообладатель должен убедительно обосновать свои немалые запросы и убедить суд в том, что товарный знак стоит этих денег.

Верховный Суд РФ разъяснил, что на размер компенсации влияет множество факторов: известность товарного знака аудитории, срок нарушения, потенциальные потери правообладателя, степень вины нарушителя, и другие (п. 62 постановления Пленума ВС РФ № 10).

Что же может убедить суд в том, что ваш товарный знак достоин 5 000 000 рублей компенсации, разберём на примере 3 доменных споров.

ДЕЛО БОЛЬШОГО ТЕАТРА

У Большого театра есть несколько товарных знаков со словесной частью BOLSHOI. Нарушители без разрешения использовали её в доменном имени сайта bolshoi.me и продавали через него билеты в театр. За это Большой театр предъявил к ним иск, в котором требовал взыскать с физического лица (администратора домена) 10 000 рублей, а с компании-продавца билетов 4 990 000 рублей, однако суд первой инстанции присудил лишь 210 000 рублей.

Апелляционный суд это исправил и всё-таки решил взыскать всю сумму иска. Что привело суд к мысли, что 5 000 000 руб. - это разумная и справедливая компенсация?

  • объём неправомерной выгоды, получаемой ответчиком при незаконном использовании товарного знака (компания продавала билеты в 1,5-3 раза дороже, чем сам Большой театр)
  • отчет об оценке рыночной стоимость 2 товарных знаков театра на 1 898 000 000 руб.
  • широкая известность публике (именно обозначение BOLSHOI является международный наименованием театра, под которым он получил свою известность, это бренд общероссийского и мирового значения).

ДЕЛО АППАРАТА ОНЕГА

Правообладатель товарного знака ОНЕГА предъявил иск к владельцу сайта onegagipertonik.ru. Сначала суд первой инстанции не увидел сходства, но и в этом деле апелляционная инстанция подошла к делу более тщательно.

Для начала суд пришёл к выводу, что товарный знак и домен сайта схожи до степени смешения, а на сайте реализуются те же товары, для которых зарегистрирован товарный знак - физиотерапевтические аппараты для стабилизации артериального давления «Онега» (при этом ответчик закупал товары у истца).

Удовлетворяя требование о взыскании 5 000 000 рублей компенсации, суд обратил внимание на следующее:

  • длительность незаконного использования доменного имени
  • объём реализованного с использованием доменного имени товара.

ДЕЛО ПОЛИМЕРТЕПЛО

Правообладатель целой группы товарных знаков, в которых был словесный элемент ПОЛИМЕРТЕПЛО и POLYMERTEPLO, предъявил иск к своему прямому конкуренту, владельцу сайта polimerteplo.ru. Через сайт конкурент продавал такую же продукцию, что и истец (трубы для отопления).

Также как в спорах, описанных выше, суд пришёл к полному удовлетворению иска на 5 000 000 рублей не сразу. Тем не менее, в итоге, суд посчитал 5 000 000 рублей разумной компенсацией с учётом следующего:

  • фирменное наименование истца повторяет товарный знак
  • обозначение очень давно используется истцом, благодаря чему приобрело большую известность и узнаваемость (это подтверждается публикациями и рекламой в СМИ, сертификатами участия в выставках и конференциях, благодарственными письмами и т.п.)
  • конкурент указал на сайте, что его трубы являются аналогом труб компании Полимертепло (правообладателя)
  • наличие умысла ответчиков в незаконном использовании товарных знаков, недобросовестный характер поведения ответчиков

  • затраты истца на продвижение товарных знаков на ТВ, через Яндекс.Директ и Гугл.АДвордс составили более 5 млн рублей

  • высокая стоимость товаров, для которых зарегистрированы товарные знаки и которые продавал конкурент

  • высокая стоимость и продолжительный срок, а также прямая конкуренция между сторонами спора обуславливают высокий размер как вероятных убытков истца, так и полученного данным ответчиком дохода от нарушения.

Как видите, просто заявить 5 миллионов исковых требований недостаточно, на полное удовлетворением влияет целый ряд факторов. Как проходят доменные споры, читайте у меня в блоге или в телеграм-канале (там же можно связаться со мной напрямую). Я занимаюсь регистрацией товарных знаков и их защитой в интернете.

11
3 комментария

ПХАХ я помню кто то только этим и занимался генерил домены и названия, потом их регал, ну кому то удалось срубить бабла, особенно тем кто по заветам Пелевина, предугадал какие именно бренды пойдут к нам.

киберсквоттинг это называется. в целом до сих пор практикуется