Сила нарратива: как истории управляют людьми

В ‎«Смешариках»‏ ‎друзья ‎подарили ‎Барашу ‎новый ‎«замечательный»‏ ‎зонтик ‎взамен‏ ‎сломанного,‏ ‎а ‎тот ‎никак ‎не‏ ‎мог ‎расстаться‏ ‎со ‎старым, ‎ведь ‎с‏ ‎ним‏ ‎было ‎связано ‎столько‏ ‎воспоминаний. ‎Наверняка‏ ‎и ‎у ‎вас ‎в ‎жизни‏ ‎случались‏ ‎ситуации ‎при ‎продаже‏ ‎автомобиля ‎или ‎недвижимости,‏ ‎когда ‎их‏ ‎ценность‏ ‎в ‎ваших ‎глазах‏ ‎не ‎совпадает ‎с ‎ценностью‏ ‎в ‎глазах‏ ‎покупателя.‏ ‎Собственно, ‎и ‎на ‎фондовом‏ ‎рынке ‎происходит‏ ‎то ‎же ‎самое. ‎Инвесторы-новички‏ ‎время‏ ‎от‏ ‎времени ‎впадают ‎в ‎истерику ‎по ‎поводу ‎скорейшего ‎банкротства ‎Газпрома‏ ‎или‏ ‎Норникеля. ‎Причина ‎в ‎том, ‎что ‎у ‎них ‎нет‏ ‎нарратива ‎—‏ ‎истории‏ ‎бизнеса.‏ ‎Почему ‎это‏ ‎важно? ‎Читайте‏ ‎в ‎статье‏ ‎(источник‏ ‎здесь):

В ‎2009‏ ‎г. ‎американские ‎журналисты ‎Роб ‎Уокер‏ ‎и ‎Джошуа‏ ‎Гленн‏ ‎провели ‎эксперимент. ‎Купив ‎на‏ ‎блошиных ‎рынках,‏ ‎гаражных ‎распродажах ‎и ‎в‏ ‎комиссионных‏ ‎магазинах ‎сотню ‎дешевых‏ ‎безвкусных ‎безделушек,‏ ‎они ‎попросили ‎профессиональных ‎писателей ‎придумать‏ ‎про‏ ‎каждую ‎какую-нибудь ‎историю.‏ ‎А ‎потом ‎выставили‏ ‎эти ‎безделушки‏ ‎на‏ ‎eBay, ‎сопроводив ‎их‏ ‎авторскими ‎рассказами ‎или ‎стихами.‏ ‎Согласно ‎гипотезе‏ ‎Уокера‏ ‎и ‎Гленна, ‎нарративы ‎(истории,‏ ‎повествования) ‎должны‏ ‎были ‎наделить ‎предметы ‎новым‏ ‎—‏ ‎эмоциональным‏ ‎— ‎смыслом, ‎превратив ‎их ‎в ‎значимые ‎объекты. ‎И ‎тем‏ ‎самым‏ ‎придать ‎им ‎дополнительную ‎субъективную ‎ценность, ‎которую ‎возможно ‎измерить‏ ‎вполне ‎объективно.

Гипотеза‏ ‎эксперимента‏ ‎полностью‏ ‎подтвердилась: ‎потратив‏ ‎на ‎покупки‏ ‎около ‎$129,‏ ‎экспериментаторы‏ ‎выручили ‎на‏ ‎последующей ‎продаже ‎более ‎$3600, ‎то‏ ‎есть ‎в‏ ‎28‏ ‎раз ‎больше. ‎Вещи ‎продавались‏ ‎в ‎десятки‏ ‎раз ‎дороже ‎изначальной ‎цены:‏ ‎например,‏ ‎пепельница, ‎купленная ‎за‏ ‎$2,99, ‎о‏ ‎которой ‎написал ‎рассказ ‎«отец ‎киберпанка»‏ ‎Уильям‏ ‎Гибсон, ‎была ‎продана‏ ‎за ‎$101.

Разница ‎между‏ ‎обычным ‎предметом‏ ‎и‏ ‎ценным ‎сокровищем ‎заключается‏ ‎в ‎хорошей ‎истории. ‎Она‏ ‎наполняет ‎предмет‏ ‎«душой»,‏ ‎делая ‎его ‎эмоционально ‎значимым‏ ‎и ‎потому‏ ‎— ‎более ‎ценным.

Именно ‎история,‏ ‎стоящая‏ ‎за‏ ‎предметом, ‎может ‎объяснить ‎кажущиеся ‎неадекватными ‎суммы, ‎которые ‎покупатели ‎выкладывают‏ ‎за‏ ‎вещи, ‎когда-то ‎принадлежавшие ‎знаменитостям, ‎будь ‎то ‎бумажная ‎салфетка,‏ ‎использованная ‎в‏ ‎качестве‏ ‎носового‏ ‎платка ‎Скарлетт‏ ‎Йоханссон ‎и‏ ‎проданная ‎за‏ ‎$5300,‏ ‎или ‎коллекция‏ ‎драгоценностей ‎Лиз ‎Тейлор, ‎ушедшая ‎на‏ ‎аукционе ‎за‏ ‎рекордные‏ ‎$116 ‎млн, ‎в ‎несколько‏ ‎раз ‎выше‏ ‎оценочной ‎стоимости. ‎Истории ‎обуславливают‏ ‎восхищение‏ ‎и ‎увлеченность ‎предметами‏ ‎старины, ‎например‏ ‎винтажной ‎одеждой, ‎и ‎привязанность ‎детей‏ ‎к‏ ‎своим ‎любимым ‎игрушкам,‏ ‎из-за ‎которой ‎они‏ ‎отказываются ‎от‏ ‎идентичных‏ ‎копий.

История ‎предмета ‎может‏ ‎формироваться ‎естественным ‎образом, ‎«накапливаясь»‏ ‎с ‎течением‏ ‎времени‏ ‎(как ‎в ‎случае ‎с‏ ‎памятными ‎личными‏ ‎вещами ‎или ‎антиквариатом), ‎—‏ ‎или‏ ‎создаваться‏ ‎с ‎помощью ‎нарратива.

Человек ‎нарративный

Люди ‎по ‎своей ‎сути ‎— ‎рассказчики‏ ‎историй‏ ‎и ‎создатели ‎символов, ‎так ‎что ‎человека, ‎помимо ‎многих‏ ‎других ‎определений‏ ‎(homo‏ ‎sapiens,‏ ‎homo ‎economicus‏ ‎и ‎т.‏ ‎д.) ‎можно‏ ‎обозначить‏ ‎как ‎homo‏ ‎narrans ‎— ‎«человека ‎нарративного», ‎или‏ ‎«человека-рассказчика», ‎писал‏ ‎в‏ ‎1984 ‎г. ‎Уолтер ‎Фишер,‏ ‎профессор ‎Университета‏ ‎Южной ‎Калифорнии, ‎специализирующийся ‎на‏ ‎коммуникациях.‏ ‎Он ‎описал ‎две‏ ‎парадигмы, ‎которыми‏ ‎руководствуются ‎люди ‎в ‎своих ‎действиях‏ ‎и‏ ‎общении ‎в ‎той‏ ‎или ‎иной ‎ситуации‏ ‎и ‎которые‏ ‎можно‏ ‎рассматривать ‎как ‎две‏ ‎коммуникационные ‎модели: ‎парадигма ‎рационального‏ ‎мира ‎и‏ ‎нарративная‏ ‎парадигма.

Нарративная ‎парадигма, ‎в ‎отличие‏ ‎от ‎парадигмы‏ ‎рационального ‎мира, ‎предполагает ‎следующее:

  • Люди‏ ‎по‏ ‎своей‏ ‎природе ‎— ‎рассказчики ‎историй, ‎а ‎не ‎исключительно ‎рациональные ‎существа.
  • Решения‏ ‎принимаются‏ ‎людьми ‎на ‎основе ‎«веских ‎причин», ‎а ‎не ‎четко‏ ‎структурированных ‎аргументов;‏ ‎«веские‏ ‎причины»‏ ‎варьируются ‎в‏ ‎зависимости ‎от‏ ‎ситуаций ‎и‏ ‎средств‏ ‎общения.
  • «Веские ‎причины»‏ ‎основываются ‎на ‎истории, ‎биографии, ‎культуре‏ ‎и ‎характере‏ ‎человека,‏ ‎тогда ‎как ‎рациональные ‎аргументы‏ ‎диктуются ‎определенными‏ ‎правилами ‎и ‎рамками ‎(правовыми,‏ ‎юридическими,‏ ‎научными ‎и ‎т.‏ ‎д.).
  • Рациональность ‎нарратива‏ ‎основана ‎на ‎осознании ‎людьми ‎внутренней‏ ‎непротиворечивости‏ ‎истории ‎и ‎ее‏ ‎схожести ‎с ‎другими,‏ ‎в ‎правдоподобии‏ ‎которых‏ ‎человек ‎уже ‎убежден;‏ ‎в ‎парадигме ‎рационального ‎мира‏ ‎рациональность ‎основана‏ ‎на‏ ‎знаниях ‎человека, ‎качестве ‎доказательств‏ ‎и ‎формальном‏ ‎процессе ‎рассуждений.
  • В ‎нарративной ‎парадигме‏ ‎мир‏ ‎состоит‏ ‎из ‎историй, ‎среди ‎которых ‎человек ‎выбирает ‎те, ‎которые ‎ему‏ ‎представляются‏ ‎непротиворечивыми ‎и ‎правдоподобными; ‎в ‎рациональной ‎парадигме ‎мир ‎представлен‏ ‎как ‎ряд‏ ‎логических‏ ‎взаимоотношений,‏ ‎которые ‎человек‏ ‎раскрывает ‎посредством‏ ‎рассуждений ‎и‏ ‎анализа.

Как‏ ‎считал ‎Фишер,‏ ‎нарративная ‎парадигма ‎заслуживает ‎того, ‎чтобы‏ ‎быть ‎принятой‏ ‎наравне‏ ‎с ‎парадигмой ‎рационального ‎мира.‏ ‎Он ‎полагал,‏ ‎что ‎нарратив ‎— ‎основа‏ ‎любой‏ ‎коммуникации, ‎поскольку ‎люди‏ ‎не ‎полностью‏ ‎рациональны, ‎даже ‎если ‎утверждают ‎обратное.

Теория‏ ‎Фишера‏ ‎помогает ‎объяснить, ‎почему‏ ‎люди, ‎по-видимому, ‎обладают‏ ‎врожденной ‎способностью‏ ‎и‏ ‎предрасположенностью ‎использовать ‎нарративы.‏ ‎Рассказывание ‎историй ‎— ‎одна‏ ‎из ‎самых‏ ‎древних‏ ‎форм ‎человеческой ‎коммуникации, ‎встречающаяся‏ ‎во ‎всех‏ ‎культурах; ‎и ‎один ‎из‏ ‎первых‏ ‎языковых‏ ‎навыков, ‎которые ‎осваивают ‎и ‎развивают ‎все ‎дети. ‎Аргументация ‎же‏ ‎—‏ ‎приобретенный ‎навык, ‎полученный ‎в ‎результате ‎образования, ‎и, ‎даже‏ ‎изучив ‎аргументацию,‏ ‎люди‏ ‎ей‏ ‎сопротивляются.

Предпочтение, ‎которое‏ ‎люди ‎отдают‏ ‎историям, ‎неудивительно:‏ ‎если‏ ‎парадигма ‎рационального‏ ‎мира ‎присутствует ‎в ‎сознании ‎человека‏ ‎в ‎силу‏ ‎того,‏ ‎что ‎его ‎в ‎этой‏ ‎парадигме ‎обучали,‏ ‎то ‎импульс ‎повествования, ‎рассказывания‏ ‎историй‏ ‎является ‎частью ‎самого‏ ‎человеческого ‎существа,‏ ‎потому ‎что ‎люди ‎приобретают ‎нарративность‏ ‎в‏ ‎естественном ‎процессе ‎социализации.

Нарративы‏ ‎и ‎мозг

Истории ‎—‏ ‎неотъемлемая ‎часть‏ ‎человеческого‏ ‎общения, ‎помогающая ‎передаче‏ ‎сообщений ‎и ‎обмену ‎накопленными‏ ‎знаниями ‎и‏ ‎мудростью,‏ ‎чтобы ‎помочь ‎человеку ‎ориентироваться‏ ‎в ‎окружающем‏ ‎мире ‎и ‎объяснять ‎его.‏ ‎На‏ ‎заре‏ ‎цивилизации ‎истории ‎были ‎главным ‎способом ‎такого ‎обмена, ‎но ‎и‏ ‎для‏ ‎современного ‎человека, ‎как ‎свидетельствуют ‎исследования, ‎истории ‎гораздо ‎более‏ ‎убедительны, ‎чем‏ ‎просто‏ ‎констатация‏ ‎фактов.

Так, ‎студенты,‏ ‎плохо ‎успевающие‏ ‎по ‎естественным‏ ‎наукам,‏ ‎смогли ‎улучшить‏ ‎свои ‎оценки ‎после ‎того, ‎как‏ ‎прочли ‎небольшие‏ ‎истории‏ ‎о ‎выдающихся ‎ученых ‎(Альберте‏ ‎Эйнштейне, ‎Марии‏ ‎Кюри ‎и ‎Майкле ‎Фарадее),‏ ‎которые‏ ‎тоже ‎сталкивались ‎с‏ ‎трудностями ‎и‏ ‎преодолевали ‎их ‎— ‎делали ‎ошибки‏ ‎во‏ ‎время ‎своих ‎исследований,‏ ‎страдали ‎от ‎бедности‏ ‎или ‎отсутствия‏ ‎поддержки‏ ‎родителей.

Пациенты, ‎которые ‎смотрели‏ ‎видеоролики ‎с ‎историями ‎о‏ ‎том, ‎как‏ ‎контролировать‏ ‎артериальное ‎давление ‎с ‎помощью‏ ‎диеты ‎и‏ ‎соблюдения ‎режима ‎лечения, ‎чаще‏ ‎следовали‏ ‎рекомендациям‏ ‎и ‎соответствующим ‎образом ‎меняли ‎свое ‎поведение, ‎чем ‎пациенты, ‎которым‏ ‎было‏ ‎назначено ‎обычное ‎лечение, ‎без ‎сопровождающих ‎историй.

Истории ‎отличаются ‎более‏ ‎насыщенным ‎контекстом‏ ‎и‏ ‎вызывают‏ ‎больше ‎эмоций,‏ ‎в ‎результате‏ ‎чего ‎запоминаются‏ ‎в‏ ‎22 ‎раза‏ ‎чаще, ‎чем ‎голые ‎факты. ‎задействование,‏ ‎наряду ‎с‏ ‎фактами,‏ ‎историй ‎притягивает ‎аудиторию ‎как‏ ‎интеллектуально, ‎так‏ ‎и ‎эмоционально. ‎Истории ‎могут‏ ‎быть‏ ‎и ‎короткими, ‎как‏ ‎твит ‎в‏ ‎140 ‎знаков, ‎и ‎длинными, ‎как‏ ‎книга,‏ ‎— ‎все ‎они‏ ‎важны ‎по ‎трем‏ ‎причинам: ‎«Первое:‏ ‎истории‏ ‎формируют ‎то, ‎как‏ ‎другие ‎видят ‎вас. ‎Второе:‏ ‎истории ‎—‏ ‎это‏ ‎инструмент ‎власти. ‎Третье: ‎истории‏ ‎убеждают».

Бизнес, ‎экономика‏ ‎и ‎нарративы

О ‎ценности ‎историй‏ ‎давно‏ ‎знают‏ ‎маркетологи, ‎понимающие ‎необходимость ‎создания ‎эмоциональной ‎связи ‎между ‎потребителем ‎и‏ ‎брендом,‏ ‎чтобы ‎завоевать ‎доверие ‎потребителей ‎и ‎увеличить ‎продажи. ‎Например,‏ ‎как ‎показало‏ ‎одно‏ ‎из‏ ‎исследований, ‎покупатели‏ ‎были ‎готовы‏ ‎заплатить ‎на‏ ‎5%‏ ‎больше ‎за‏ ‎гостиничный ‎номер, ‎если ‎предложение ‎сопровождалось‏ ‎рассказом ‎о‏ ‎ком-то,‏ ‎кто ‎в ‎нем ‎останавливался,‏ ‎и ‎на‏ ‎11% ‎больше ‎— ‎за‏ ‎картину,‏ ‎если ‎ее ‎описание‏ ‎включало ‎рассказ‏ ‎о ‎художнике.

Другое ‎исследование ‎показало, ‎что‏ ‎истории‏ ‎влияют ‎даже ‎на‏ ‎сенсорные ‎ощущения: ‎вино‏ ‎из ‎одной‏ ‎и‏ ‎той ‎же ‎бутылки‏ ‎покажется ‎вкуснее, ‎если ‎сообщить,‏ ‎что ‎оно‏ ‎из‏ ‎региона, ‎где ‎делают ‎хорошие‏ ‎вина, ‎и‏ ‎менее ‎вкусным ‎— ‎если‏ ‎оно‏ ‎«окажется»‏ ‎из ‎региона, ‎который ‎не ‎может ‎похвастаться ‎хорошей ‎винодельческой ‎репутацией.

Поэтому‏ ‎сторителлинг‏ ‎— ‎рассказывание ‎историй ‎— ‎вполне ‎можно ‎назвать ‎стратегическим‏ ‎бизнес-инструментом. ‎Американский‏ ‎колумнист‏ ‎Харрисон‏ ‎Монарт ‎отмечает:‏ ‎«Жизнь ‎происходит‏ ‎в ‎повествованиях,‏ ‎которые‏ ‎мы ‎рассказываем‏ ‎друг ‎другу. ‎История ‎может ‎пройти‏ ‎туда, ‎куда‏ ‎количественный‏ ‎анализ ‎лишен ‎доступа: ‎в‏ ‎наши ‎сердца.‏ ‎Данные ‎могут ‎убеждать ‎людей,‏ ‎но‏ ‎не ‎вдохновляют ‎их‏ ‎на ‎действия;‏ ‎для ‎этого ‎нужно ‎воплотить ‎свое‏ ‎видение‏ ‎в ‎историю, ‎которая‏ ‎разжигает ‎воображение ‎и‏ ‎волнует ‎душу».

Истории‏ ‎играют‏ ‎важную ‎роль ‎в‏ ‎экономике. ‎Как ‎показал ‎нобелевский‏ ‎лауреат ‎Роберт‏ ‎Шиллер,‏ ‎автор ‎книги ‎«Нарративная ‎экономика»,‏ ‎экономические ‎нарративы‏ ‎способны, ‎подобно ‎вирусу, ‎передаваться‏ ‎от‏ ‎одних‏ ‎людей ‎к ‎другим ‎и ‎влиять ‎на ‎экономическое ‎поведение, ‎превращаясь‏ ‎в‏ ‎одну ‎из ‎главных ‎движущих ‎сил ‎на ‎рынках. ‎Человеческий‏ ‎мозг ‎«построен»‏ ‎вокруг‏ ‎нарративов‏ ‎и ‎создан‏ ‎для ‎историй,‏ ‎особенно ‎о‏ ‎других‏ ‎людях, ‎и‏ ‎для ‎того, ‎чтобы ‎понять ‎людей‏ ‎и ‎их‏ ‎действия,‏ ‎нужно ‎взять ‎экономику ‎и‏ ‎добавить ‎к‏ ‎ней ‎изучение ‎нарративов.

Экономика ‎вообще‏ ‎насыщена‏ ‎нарративами ‎и ‎представляет‏ ‎собой ‎нечто‏ ‎вроде ‎социальной ‎истории, ‎а ‎экономисты‏ ‎—‏ ‎рассказчики ‎историй. ‎Экономистам-теоретикам‏ ‎постоянно ‎приходится ‎создавать‏ ‎«притчи», ‎а‏ ‎восприятие‏ ‎читателем ‎экономических ‎моделей‏ ‎похоже ‎на ‎восприятие ‎художественной‏ ‎литературы: ‎и‏ ‎в‏ ‎том ‎и ‎в ‎другом‏ ‎случае ‎приходится‏ ‎иметь ‎дело ‎с ‎моделью‏ ‎реальности.‏ ‎Автор‏ ‎же ‎прикладных ‎работ ‎по ‎экономике ‎может ‎рассматриваться ‎как ‎романист-реалист.

Нарративы‏ ‎и‏ ‎риторика ‎крайне ‎важны ‎для ‎эффективной ‎передачи ‎экономических ‎идей.‏ ‎Джон ‎Кохрейн‏ ‎из‏ ‎Стэнфорда‏ ‎утверждает: ‎«Многие‏ ‎экономисты ‎ошибочно‏ ‎полагают, ‎что‏ ‎они‏ ‎прежде ‎всего‏ ‎ученые, ‎которые ‎лишь ‎„записывают“ ‎результаты‏ ‎исследований. ‎Это‏ ‎не‏ ‎так, ‎в ‎первую ‎очередь‏ ‎мы ‎писатели.‏ ‎Работы ‎по ‎экономике ‎и‏ ‎финансам‏ ‎— ‎это ‎эссе».

Зачем знание о нарративах инвестору? Можете прочитать в следующей публикации на vc.ru, на моем сайте или на Sponsr.

1 комментарий

Такое о человеческом сознании давно уже известно, много проводилось экспериментов и над животными, к примеру тот же эксперимент с кормящим роботом, довольно интересное свойство которое умелый человек может использовать в своих целях.

1