«9 из 10 стоматологов» и прочая брехня. Уловки с цифрами, на которые уже почти никто не клюёт

Вообще цифры — это здорово. Они помогают превращать всякие «непревзойдённое качество» и «мгновенный результат» во что-то более конкретное. Но бывает так, что именно из-за манипуляций с цифрами человек ловит себя на мысли: «Кажется, меня пытаются надуть».

Ниже — классические паттерны, которые жирно сигналят получателю послания о том, что «тут не считали, а выдумали». И пара идей на случай, когда всё же нужно аргументировать что-то через количество или процент.

«9 из 10 стоматологов» и прочая брехня. Уловки с цифрами, на которые уже почти никто не клюёт

Но для начала важная оговорка

Выдумки с использованием цифр возникают не на пустом месте. И уж точно не оттого, что кто-то проснулся с желанием всех надурить. Все перечисленные ниже приёмы связаны с тремя проблемами.

  1. Нехватка фактуры. Реальных цифр автор послания может просто не знать. Причин масса: от «не посмотрели стату» до «вам знать не положено».
  2. Страх продешевить. Фактические данные почти всегда скромнее, чем «убивает 99,9% микробов под ободком унитаза».
  3. Давление среды. Когда у конкурентов «2 миллиона клиентов по всему миру», как будто и не грех написать «а у нас тогда 2,5 миллиона».

Любой маркетолог или копирайтер, который делал что-то из перечисленного ниже — не болван и не злодей. Просто вытащить настоящую и убедительную цифру — это зачастую олимпиадная задачка.

9 из 10 маркетологов сталкиваются с нехваткой реальной статистики

Проблема «9 из 10» не в том, что такое соотношение не встречается в жизни (встречается, как и любое другое). Проблема в том, что оно не встречается так часто, как его используют.

И даже если авторы послания сами чувствуют это и отказываются от буквального «9 из 10 клиентов нас рекомендуют», у этого приёма появляются братья по несчастью.

  • 90 из 100 клиентов нас рекомендуют (а мы умеем умножать на 10).
  • 90% клиентов нас рекомендуют (и хвалят за умение переводить дроби в проценты).
  • 8 из 10 клиентов нас рекомендуют (чуть скромнее, наверняка прокатит).

Обещание кратной выгоды снижает доверие к сообщению в 7 раз

Тут стоит начать с того, что даже самая бурная деятельность далеко не всегда даёт вообще какой-либо позитивный результат.

«Мы много работали, очень старались, слава богу хоть в ноль вышли» — на одном только VC таких историй хватает, и их авторы далеко не дураки.

Люди с реальным деловым опытом обычно знают, что прогресс — если он есть — собирается по крупицам, а важные показатели редко подскакивают «в разы»: порой рост 10–15% — это уже очень здорово.

Поэтому когда кто-то предлагает увеличить конверсию в 4 раза за неделю или продаёт франшизу, которая за полгода приумножит вложения в 5 раз, возникают некоторые сомнения.

Более 1 000 000 покупателей уже не ведутся на масштабные числа

Когда мы начинаем оперировать всякими «2 000 000 пользователей» или «100 000 успешных сделок», то получатель такого мощного послания может задать себе один проверочный вопрос.

«Окей, 2 миллиона пользователей. А если заменить на 1 миллион или на 3 миллиона — уровень доверия к этой цифре поменяется?»

Если ответ «нет» — цифра не работает: выглядит вроде круто, но не влияет на принятие решения. За исключением замечательных, но редких примеров, когда под цифрой «Более 2 миллионов юзеров» лежит ссылка на какой-нибудь магазин приложений, и там их реально столько счётчиками насчитано. И то, счётчики порой накручивают.

96,4% людей страдают от недоверия к псевдо-точным цифрам

И тут проблема даже не в том, что напрашиваются вопросы: «Кто так точно замерял?» Проблема на уровне ощущений: что-то похожее человек чувствует в ситуации, когда ему врут, перенасыщая рассказ деталями.

Хочется спросить: «Допустим, и правда 96,4% — а почему вы решили не упрощать мне жизнь, написав просто 96%? Неужели эти 0,4% критически важны для убедительности?»

Если это не результаты работы какого-нибудь НИИ, которое увеличило показатели выживаемости в катастрофах с участием электросамокатов с 95,1% до 96,4% — этот прекрасный «хвост» после запятой выдаёт брехню.

Осталось 6 дней 23 часа и 59 минут до окончания акции «Ищи дурака»

Обратный отсчёт до момента безвозвратной потери выгоды до сих пор эксплуатирует много кто и много где. Наверняка этот приём даже работает, поэтому претензия к нему обоснована при соблюдении двух условий.

  1. Получатель сообщения не лопух.
  2. Мы хотим играть с ним «в долгую».

Даже если мы ловим кого-то на «Финальная распродажа, окончание через 4 часа» или «Осталось всего 2 штуки товара на складе», пользователь спустя неделю-другую видит тот же товар по той же цене (а то и дешевле), и этот приём с ним больше не работает. Во всяком случае, при соблюдении условия номер 1.

Что со всем этим делать

1. Не бояться «скромных» цифр

Во-первых, скромными могут быть не цифры, а авторы, вокруг которых все оперируют миллионами и обещаниями кратного роста. Во-вторых, лучше так, чем заведомо неправдоподобно.

Юрист:

«В среднем процент оправдательных приговоров по статье об оскорблении сотрудников техподдержки составляет 7% (ссылка на нормальный источник), а моих клиентов оправдывают в 15% случаев (ссылка на базу судов общей юрисдикции)».

Вас всё равно скорее всего посадят, но за ощутимое увеличение шанса остаться на свободе многие будут готовы заплатить.

Строитель:

«Мы построили уже 42 эко-дома из прессованного кофейного жмыха в Брянской области: дадим контакты клиентов, к которым можно приехать и посмотреть, как им живётся».

Да, не 1000 домов, но зато живые люди: вот фотки, вот контакты.

2. Ссылаться на цифры, которые не нужно доказывать

Продаёте на Ozon — у вас есть рейтинг продавца и товаров, которые видно всем. Их можно буквально вытаскивать в рекламу, на лендинги и в рассылки.

У вас мини-отель, кафе или ветклиника, у которых в Яндексе 50+ отзывов и рейтинг 4,8/5 — логика та же.

Вы производитель колбасы и заняли 3 место на конкурсе «Колбаса года» (ссылка на итоги конкурса) — это круто, надо показывать. Даже если были амбиции занять первое место и за третье немного обидно.

3. Ходить к бизнесу с паяльником

И вытаскивать из него реальную фактуру. Ему часто будет некогда или «не будем отвлекать аналитиков, напишите как чувствуете». Но здесь важно донести, что вы пришли с вопросами не чтобы «сделать правильно» и опросить всех по протоколу, а чтобы сделать работу настолько эффективно, насколько это позволяет ситуация.

Проблема ведь не в том, что нельзя выдумать одновременно правдоподобную и убедительную цифру. Проблема в том, что отсутствие фактуры блокирует продуктивный поиск аргументов, и начинаются выдумки с заведомо меньшим шансом на успех.

Короткий вывод. Средний получатель маркетингового посыла — не идиот, у него есть голова на плечах, интуиция, жизненный опыт и насмотренность. Он скорее всего восприимчив к аргументации через цифры, но проверяет её на прочность.

Всем, кто работает в продажах и маркетинге, желаю успехов в поиске настоящих убедительных цифр. Если ваш продукт кому-то нужен, такие цифры всегда найдутся.

6
4 комментария