Одобрено редактором: 7 этапов создания статьи + 1 секретный

Я журналист, редактор и пишу всю жизнь. Собрала весь свой опыт в этой статье, чтобы помочь любому человеку написать классную статью для публикации в СМИ или блоге. Пошаговое руководство с примерами.

Одобрено редактором: 7 этапов создания статьи + 1 секретный

Если вы эксперт в какой-то области, то наверняка ведете свой блог и регулярно пишете посты. И думаете, что пишете прекрасно. А сколько пользы даёте! И тут вам предлагают написать большую экспертную статью для какого-нибудь крупного или не очень издания. Но статью-то вы никогда не писали. Какую тему выбрать? Как придумать заголовок? Как вместить в статью всю ту пользу, которой вы владеете? И, наконец, как не опозориться и не написать безграмотную чушь?!

В этой статье расскажу про 8 главных шагов к хорошей статье, даже если вы не журналист и не копирайтер. Почему я пишу об этом? У меня 20+ лет опыта работы редактором и журналистом. Преподаю на журфаке и работаю главным редактором онлайн-журнала о родительстве Lucky Child. Также у меня есть телеграм-канал, в котором делюсь опытом и кейсами, учу писать грамотно и структурировано, в том числе и с помощью нейросетей.

Начнём с разницы между постом и статьей. Пост обычно небольшой по объему, посвящен одному вопросу, на который автор даёт ответ и может открыто выражать личное мнение. Блогеры ведут свои каналы так, как им хочется, не руководствуясь какими-либо жесткими правилами и даже не стесняясь в выражениях. Это личное пространство блогера-эксперта, где он может говорить что хочет и как хочет – для своей аудитории, которой близка такая тематика и подача.

Статья пишется журналистом, копирайтером или экспертом по запросу. Она обычно имеет больший объем, а её задача — дать исчерпывающую информацию по теме так, чтобы у читателя не осталось вопросов. Важно рассмотреть вопрос с разных сторон, а также подтвердить всё изложенное фактами, статистикой или историями из практики эксперта. Статья не может быть голословной.

Наверняка, читая СМИ, вы замечали, что журналисты вечно ссылаются то на данные ТАСС, то на источник, близкий к правительству, то на какого-то профессора. Потому что журналист не может писать от себя то, что ему хочется. Каждый свой тезис он обязан подтвердить надёжным источником.

Пример из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftrends.rbc.ru%2Ftrends%2Feducation%2F6780f8739a79470a305c70a9%3F&postId=1750878" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">РБК Тренды</a>
Пример из РБК Тренды

Эксперту не обязательно подтверждать каждый свой тезис, потому что статья итак пишется профессионалом в какой-то области. Однако взять этот прием из журналистики советую. Написали совет – приведите пример. Озвучили факт – дайте ссылку на исследование. Это только подтвердит вашу экспертность.

Итак, с разницей между постом и статьей в целом разобрались. Теперь переходим к созданию большой и красивой статьи.

Шаг № 1. Изучите издание, для которого вам нужно подготовить статью.

Если у них есть гайд или редполитика для авторов – прекрасно, изучите это в первую очередь. Обычно из этого становится понятно, что писать и какие основные требования к статье.

Также посмотрите примеры экспертных статей, лучше из другой сферы, чтобы вас ничего не сбивало с толку. Просто посмотрите структуру, заголовок, манеру изложения.

Пример гайда для экспертов РБК – тут. Редправила «Бизнес-секретов» доступны в их боте (они очень подробные, советую изучить как пример).

Шаг №2. Выберите тему для статьи.

Главное, что должно быть в теме – проблема. То есть не надо формулировать тему как «Инструменты инвестора» или «Основы психологии детства» – в этом нет проблемы. Тему надо формулировать так: «Топ-3 инструмента инвестора, которые помогут ему избежать ошибок» или «Что нужно знать о психологии детей каждому родителю». Чувствуете разницу?

Вот еще примеры:

  • Чему можно научиться в 2025 году: переобучение и цифровая зрелость
  • Как сбалансировать время отдыха и учебы в праздники — четыре совета
  • Что читают визионеры: любимые книги Маска, Гейтса и Безоса
  • Пять способов избежать чувства апатии после отпуска
  • Что такое достигаторство и почему оно опасно хроническим трудоголикам
Одобрено редактором: 7 этапов создания статьи + 1 секретный

Шаг №3. Узнайте, кто целевая аудитория статьи, и, исходя из этого, определите цель текста.

Этот шаг связан с предыдущим. Формулируя тему, сразу определяйте а) для кого ваша статья, б) какую проблему она решит или что даст читателям. Просто спросите себя: "Чем моя статья будет полезна? Что читатель возьмет для себя или как изменится?"

Если вы, например, маркетолог, то цель вашей статьи будет совершенно разной для руководителей компаний и рядовых маркетологов, верно? Например, для руководителя компании вы можете написать статью «Как сократить штат, но увеличить рентабельность на 10%», а для рядовых маркетологов – «Пять признаков, что маркетинговая стратегия работает».

Шаг №4. Составьте план статьи.

Он может быть простым:

1. Введение

Два пути на выбор: 1) описать проблему, решение которой вы будете раскрывать дальше, или 2) можно использовать метод сторителлинга и описать ситуацию из вашей практики. Эту статью я начала с проблемы (см. первый абзац), чтобы читатель сразу узнал в ней себя.

Пример. Так начинается статья консультанта по прикорму: «Все мы родом из детства, и наши пищевые привычки тоже. Привыкли заедать стресс сладким? Скорей всего, мама угощала конфетой, если вы плакали. Не любите овощи или наедаетесь до чистой тарелки? И это не просто так. Как же не допустить расстройств пищевого поведения у своих детей?»

Здесь же во введении дайте краткий анонс, что будет дальше в статье и что читатель получит в итоге: «О правилах, которые вызывают у детей позитивные и негативные ассоциации с едой, в этой статье расскажет специалист по прикорму Анастасия Харитонова».

2. Основная часть — это ваш опыт и знания, которыми вы хотите поделиться, с примерами, фактами, цифрами и т.д.

Эту часть желательно делить на подзаголовки, которые помогут ориентироваться в тексте (это можно сделать и после написания всего текста).

3. Заключение — основные идеи, выводы, полезный чек-лист или список советов. Это то, что читатель может взять для себя и применять в жизни.

Помочь составить план статьи может и нейросеть. Опишите ей для кого статья, какая тема, примерный план, который у вас уже есть в голове – и получите чёткий структурированный план написания статьи.

Пример плана, составленного нейросетью
Пример плана, составленного нейросетью

Важно: перепроверяйте все факты, которые будет писать нейросеть, она может безбожно врать! Об этом я недавно писала в своем телеграм-канале, в котором как раз делюсь советами по написанию статей, помогаю развить грамотность и насмотренность хорошими текстами. Подписывайтесь!

Шаг №5. Начинайте писать всё по вашему плану.

Старайтесь писать просто и понятно, будто говорите. Кстати, я часто использую голосовые самой себе, чтобы наговорить статью, а затем перевожу её в текст и редактирую.

Избегайте сложных формулировок и профессионального жаргона. Даже если ваша статья предназначена для профессионалов в вашей сфере, представьте, что её будет читать новичок, желающий погрузиться в тему.

Например, если вы используете аббревиатуры (LTV, CPC, p&l и т.д.), то пишите в скобках краткое пояснение. От вас не убудет, а статья станет доступна более широкой аудитории.

Не пишите длиннющие предложения со сложными конструкциями. Короткие предложения читаются легче, чем длинные.

Шаг №6. Используйте примеры и личные истории.

Избегайте изложения только сухой теории, люди любят истории! Если вы эксперт и, например, консультируете людей, то приведите конкретный или обобщенный случай из своей практики. Или можно привести общеизвестные примеры, результаты научных исследований и экспериментов.

Например, в статье про самооценку коуч Наталья Зоткина в каждом разделе приводила итоги различных экспериментов, и это сделало её статью очень интересной! 🤩

Шаг №7. Написав весь текст, отложите его на несколько часов или хотя бы до следующего дня.

На следующий день прочитайте свежим взглядом, с точки зрения читателя. Проверьте статью на полезность, простоту изложения, наличие примеров и доказанных фактов. Если чувствуете, что где-то можно усилить – допишите. Если где-то перемудрили и можно сказать проще – сокращайте.

Упрощайте формулировки, уберите лишнюю напыщенность, добавьте живости повествованию за счет историй или даже юмора (но не сарказма 🙄).

Одобрено редактором: 7 этапов создания статьи + 1 секретный

Шаг №8 (секретный). Только после того, как готов текст, придумайте заголовок, который цепляет.

Оттолкнитесь от сути статьи: что вы даете? Что самое главное, что читатель возьмёт из вашего текста? Это и выносим в заголовок.

Примеры из моей практики:

⭐«Как понять ребёнка без слов с помощью астрологии»

⭐«Секреты функциональной детской комнаты»

⭐«Как отвлечься от рутины за несколько минут. Простые советы для мам»

⭐«15 правил здорового отношения к еде и топ ошибок мам»

В каждой редакции есть редактор, который может помочь с планом статьи и направит в верную сторону, зная аудиторию издания. Не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам.

Даже если вы никогда не писали статьи, но накопили достаточно опыта, то сегодня, когда у нас так много цифровых помощников, пришло время выйти из тени. Составьте план, переведите свои мысли в текст, структурируйте готовый материал и подайте красиво.

Удачи!

Сколько времени у вас занимает написание статьи?
1-2 часа
3-4 часа
1-2 дня
Несколько дней
2
1 комментарий

С появлением нейросетей это намного проще сделать, написать статью или просто пост. Я даже не знаю, есть ли сейчас те, кто реально сам пишет статьи, все уже так экономят свое время. Но если сам пишешь, то это даже похвальней, ценится больше

1