Какие оценки получают школьники в Испании, и почему пятерка - это плохо

Какие оценки получают школьники в Испании, и почему пятерка - это плохо

Как и все в Испании, система оценивания в школах варьирует от региона к региону и от школы к школе. Правила высчитывания оценок различаются и между предметами.

Чтобы сформировать общее представление, я попросила Арину, бывшую ученицу испанской школы, проанализировать систему выставления оценок в двух школах Валенсийского региона, в которых она училась. Вместе мы выделили четыре принципа.

Если ты не знаком с системой образования в Испании, то советую заглянуть в статью 6 отличий старших классов в Испании от российской школы.

Десятибалльная система оценивания

Оценки выражаются в числовой форме от 0 до 10. Они могут быть дробными — 5,6 или 8,7. За семестр и год можно получить максимум 10 баллов. Оценка 4 и ниже считается неудовлетворительной, поэтому ученики стараются набрать выше 5 баллов.

Если за семестр школьник получил 4 и ниже, он пересдает итоговую контрольную работу (Examen global). Такая пересдача называется Recuperación. За нее можно получить не больше 6 баллов, которые и станут оценкой за семестр.

Если ученик набрал 5 и более баллов и хочет улучшить результат (Subida de nota), он также может переписать Examen global. Но это как игра в рулетку. Если результат окажется лучше первоначальной, учитель повысит оценку не более чем на 1 балл. А вот если хуже, то в журнал попадет последняя, неудачная оценка.

Количество оценок за предмет ограничено

Для примера разберем оценки по истории на первом году старшей школы (Bachillerato I). За семестр ученик получит всего три отметки в журнал: за общую активность на занятиях в течении всего учебного периода, за первую контрольную работу (Examen parcial) и за вторую итоговую контрольную (Examen global). Поэтому учитель не может поставить “отлично” в журнал за решенный у доски пример, также как не может влепить “неудовлетворительно” за несделанную домашку.

С одной стороны, это дает свободу ученику оставить пару глав непрочитанными до экзамена. Ведь на уроке он не рискует схлопотать двойку. Но верно и обратное: не получится успешно ответить у доски и перекрыть двойку за контрольную.

Разные оценки обладают разным весом

Испанцы считают, что знания ученика лучше всего отражают контрольные работы. Поэтому они влияют на семестровую оценку больше, чем оценки за активность в классе. При этом оценка за первую контрольную считается менее значимой, чем за итоговую, так как школьник мог не сразу втянуться в учебу.

С первого взгляда система выглядит сложной. Попробуем разобраться.

Если мы разделим сумму оценок на их количество, то получится среднее арифметическое. При таком подходе отметки за контрольные и активность на уроке одинаковы по значимости. Поэтому простого нахождения среднего недостаточно, чтобы учесть вклад оценок за разные типы работ. Для этого мы подключаем проценты.

Например, вклад каждой оценки по истории выглядел так:

Активность на уроке — 10% от итоговой оценки за семестр.Первая контрольная — 30% от итоговой оценки за семестр.Итоговая контрольная — 60% от итоговой оценки за семестр.

Допустим, ученик делал домашнюю работу и иногда подключался к дискуссии на уроке, за что получил 6 баллов из 10 за активность. За обе контрольные он заработал по 7 баллов. Тогда за семестр он получит 6,9 баллов из 10 возможных. Формула для расчета оценки показана на слайде.

Какие оценки получают школьники в Испании, и почему пятерка - это плохо

Последний семестр сильнее всего влияет на годовую оценку

В Испании учебный год разделен на три семестра. За каждый семестр школьник получает итоговую оценку по каждому предмету. Чтобы рассчитать годовую оценку, нужно найти среднюю оценку за три семестра с учетом разного вклада каждого из семестров.

Оценка за последний семестр более значима, чем оценка за первый. Предполагается, что в начале года ребенок еще не втянулся в учебу и может показывать результат хуже, чем в конце года.

По истории значимость семестров была следующей: 25% первый семестр, 35% второй и 40% третий. Если ученик получил 5 баллов за первый семестр, 7,5 баллов за второй и 9 за последний, то годовая оценка выйдет 7,5 баллов из 10 возможных.

Какие оценки получают школьники в Испании, и почему пятерка - это плохо

На последнем году старших классов Bachillerato II некоторые школы делают выпускные экзамены по каждому предмету. Они аналогичны по структуре и содержанию вступительным экзаменам в ВУЗы, которые называются Prueba de Acceso a la Universidad (PAU), EBAU или Selectividad. Считается, что ученики, которые тренировались писать выпускные экзамены, лучше сдают вступительные.

Если школа не проводит выпускные экзамены, то итоговая оценка за второй год выставляется так же как и за первый. Если ученики пишут выпускные экзамены, то подсчет годовой оценки за предмет меняется.

Выпускной экзамен составляет около 40% от годовой оценки, тогда как три семестра вместе — 60%. Чтобы получить годовую оценку, необходимо сначала рассчитать итоговую за три семестра, а затем годовую с учетом оценки за выпускной экзамен.

Какие оценки получают школьники в Испании, и почему пятерка - это плохо

Заключение

Система выглядит громоздкой и поначалу трудно разобраться в вычислениях оценок. Но когда ты готовишься к контрольной, то быстро понимаешь, на сколько ты должен написать ее, чтобы не завалить семестр.

Если у вас много вопросов о школьном образовании в Испании, то приходите ко мне в телеграм-канал На чемоданах по жизни. Там вышло огромное интервью с Ариной о ее учебе и поступлении в университет.

1
2 комментария

Как по мне, это немного несправедливо. Ведь ученик может хорошо учиться на протяжении всего года, но из-за одной неудачной работы получить низкую оценку.