Замечательное школьное здание за весьма скромные «девелоперские» деньги

«Построить частную школу с неограниченным бюджетом может…почти каждый. А ты попробуй придумать прекрасное школьное здание в жестких ценовых рамках. Вот тогда-то и пригодится твой интеллект, опыт и талант…» — когда-то этим тезисом меня сильно задел Игнатий Данилиди, генеральный директор группы компаний «А101». И… он прав. Плохое и хорошее школьное здание стоит совершенно одинаковых денег. Школа и в «жестком» бюджете, безусловно, может быть замечательной. И мы поставили такой 3-х летний эксперимент, который завершился 4 месяца назад.

Замечательное школьное здание за весьма скромные «девелоперские» деньги

1 сентября 2024 года мы открыли новый корпус для Школы № 2070 имени Г.А. Вартаняна, в поселке Коммунарка города Москвы. Это обычная городская школа, построенная за счет средств девелопера и переданная на баланс муниципалитету.

  • Бесплатная муниципальная школа в Москве
  • Заказчик: группа компаний А101
  • Генеральный проектировщик: ED Architecture
  • Здание введено в эксплуатацию в 2024 году
  • Рассчитано на 800 ребят и 150 дошколят (детский сад и школа объединены в единый комплекс)
  • Площадь здания: 17 080м² (17,9м² на одного учащегося)
  • Проектирование: август 2021 – ноябрь 2023 (27 месяцев)
  • Строительство: ноябрь 2022 – август 2024 (21 месяц)
  • Стоимость строительства: 2,9 млрд рублей

И какие же «изобретения» мы сделали в этом здании, что такого нового мы предложили девелоперу? Ниже перечислила те решения, что мы взяли с собой для последующих своих школьных проектов.

Главные идеи проекта:

Школа без коридоров

Чтобы оптимизировать строительный бюджет, бессмысленно экономить «на скрепках». Примитивные фасады, пустая инженерия и бедные чистовые материалы не дадут вам существенной экономии. Единственный инструмент оптимизации бюджета — сокращение площади здания.

В структуре строительно-монтажных работ треть бюджета — монолит (фундамент, каркас здания, стены), это самая весомая статья затрат. Чем больше площадь здания, тем больше итоговый бюджет. Здание одинаковой вместимости, по площади может отличаться в разы. Школа на 950 детей может быть и 24м² на ребенка, а может быть 16м²… Итого разброс по площади будет от 15 до 23 тысяч м². Разница в 50% на монолите и дает самую большую экономию бюджета. Поэтому разумно «сушить» площадь здания.

Сохраненные таким образом средства можно положить в карман, как это делают многие недобросовестные застройщики. Но наш заказчик, влюбленный в школы, совестливый и порядочный, предпочитает потратить «экономию» на сложные архитектурные решения, качественные чистовые материалы, интеллектуальную инженерию и современные мебель и учебное оборудование. Поэтому по итогу, при очень скромном бюджете, школа оказывается на порядок более мощной и насыщенной, чем в среднем по стране.

Как мы сокращали площадь?

1. Построили школу без коридоров. Вместо классических трафиковых туннелей предложили большие рекреации, пригодные для разных типов активностей: здесь можно и библиотеку организовать, и лекцию, и небольшую спортивную зону.

Замечательное школьное здание за весьма скромные «девелоперские» деньги

2. Объединили актовый и обеденный зал (два самых крупных по площади помещения). Теперь это красивый холл, с высоченными потолками, огромным стеклянным фасадом и великолепным видом на рощу.

Замечательное школьное здание за весьма скромные «девелоперские» деньги

Тематические учебные кластеры

Разобрали все учебные помещения по тематическим кластерам: вот здесь научный блок (химия, физика, биология), вот медиа-лаборатория (актовый зал, телестудия, оркестровая и студия звукозаписи), отдельно ремесло (арт, столярная мастерская), вот блок робототехники (кабинета информатики, центр прототипирования). Рассчитываем, что такое деление будет способствовать формированию тематических кафедр, а значит синергии и междисциплинарному обучению.

Замечательное школьное здание за весьма скромные «девелоперские» деньги

Щедрая спортивная инфраструктура

Мы здорово нарастили объем помещений спортивного назначения. Большой спортивный зал (600м²), малый игровой зал (300м²), зал ритмики и борьбы (100м²), зал 3Д физкультуры. Добавим к этому рекреации (минимум 200м² каждая), в которой малышня с удовольствием играет в мягкий мяч.

Мы поняли, что в современной школе спорта много не бывает: это и великолепный инструмент командообразования, а значит способ научиться дружить, решать конфликты, планировать совместную работу. Это способ скинуть напряжение, снять стресс, побегать-поорать, устать и … потом спокойно и терпеливо решать задачки на математике. В конце концов, спорт – всегда хорошая поддержка и для ребячьего здоровья. Надеемся, школьники оценят этот ход.

Замечательное школьное здание за весьма скромные «девелоперские» деньги

«Человеческие» туалеты

Мы активно боремся в школе с туалетными «кабинками», организованными как в торговом центре. Нам кажутся они небезопасными. Заходя толпой в тамбур такого туалета, так и хочется поржать, покурить, написать что-то вызывающее на стене и вообще похулиганить. Веселое коллективное действие. Я уже не говорю про не закрывающиеся двери кабинок, про туалетную бумагу, которая часто просто отсутствует.

В своих проектах мы делаем не коллективные, а индивидуальные туалетные комнаты. Отдельное звукоизолированное помещение, в котором есть унитаз, раковина, зеркало, весь набор аксессуаров и даже гигиенический душ (который очень полезен еще и уборщицам, с его помощью очень удобно мыть туалетное помещение). Нет деления на туалеты для детей и взрослых - соответственно, в таких кабинах всегда чисто и есть бумага, салфетки для рук. И вообще, возможность совершить интимное действие без свидетелей – это единственный приемлемый уровень уважения к достоинству человека, даже маленького.

Уровень вандализма в индивидуальных туалетах существенно ниже. Нет случаев травли. Сантехника всегда здесь чище. Хотя такое решение усложняет уборку и требует установки дополнительных видеокамер вдоль линии туалетов.

Персонализация

Учебная программа для всех одинаковая, но школьники разные. У каждого — своя скорость освоения новых знаний. Кого-то надо подтянуть, кому-то дать задание на опережение — все чаще педагоги занимаются с ребятами индивидуально. В школе становится больше проектной деятельности, когда ребята объединяются в небольшие группы, чтобы сделать совместную работу.

В общем, мы подумали и предложили школе специально оборудованные для этого места — небольшие переговорные комнаты, кабинеты индивидуальной работы. Есть обычные учебные классы на полную группу, есть классы сокращенной площади для половины группы, есть места, где можно собрать сразу несколько классов и … теперь появились маленькие переговорки на 4-6 человек (таких помещений у нас всего 6, но уже что-то). Рассчитываем, что это архитектурное решение подтолкнет «жителей» школы к более разнообразным форматам работы.

Антивандальный интерьер

Я бы отнесла школьное здание к объектам «максимальной физической нагрузки». Народ здесь не просто ходит по полу, но непременно всё трогает-скребет-ковыряет-отрывает, в общем, ежесекундно испытывает здание на прочность. Неудивительно, что к ноябрю любые новые или свежеотремонтированные стены превращаются в «видавшие виды». И дальше здание стоит неопрятным, пошарканным до самого мая.

Поэтому особенно важно очень умно подбирать чистовые отделочные материалы. Суперпрочный и мягкий линолеум на пол (чтобы было тепло и уютно поваляться). Акустические потолки, которые легко обслуживать. Особо прочное покрытие стен (никакой покраски ниже уровня человеческого роста!). Только встроенные в потолок светильники (на подвесные легко закидывать шарфы и кроссовки). Двери исключительно в алюминиевой обвязке (обычные, из ДСП не выносят веса много-килограммового подростка, который точно повиснет на дверной ручке веселья ради). В общем, мы постарались не разочаровать веселый и склонный к экспериментам школьный народ своими интерьерами. Уверена, что наша школа простоит в «первозданном» состоянии не один год.

Живое, пластичное, многоуровневое пространство

Большое влияние на мою работу с архитектурой школ оказала книга, написанная Колином Эллардом «Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие». Автор доказывает, что одна из ключевых проблем современной архитектуры — это монотонность. Длинные, однообразные коридоры, одинаковые классы, типовые этажи, под копирку натыканная мебель — вот страшные грехи любого привычного школьного здания. Думаю, надо побороться с унификацией-типизацией школьного здания. Для этого мы предприняли следующие шаги:

1. Мы сломали классические отметки этажей — этажи разных блоков здания «пляшут», они расположены на разных уровнях относительно земли. Это создает своего рода «ландшафт», плохо предсказуемое «выше-ниже» при передвижении по пространству.

2. Придумали много разных способов попасть в любую точку здания: не две обычные лестницы, связывающие все этажи, а много разных вертикальных и горизонтальных переходов (усилим когнитивную нагрузку на молодые умы).

3. Применили разный процент остекления перегородок между классами и рекреациями: где-то стена совершенно прозрачная, в другом месте в стекле выполнена только часть перегородки, а где-то перегородка наглухо закрывает тело класса

4. Окна не только со стороны фасадной стены, но и в кровле, что, здорово меняет восприятие «кубика» классной комнаты или рекреации.

5. Играли высотой потолка: в помещениях малышей он ниже, а у старшеклассников потолки высоченные, с открытыми коммуникациями.

6. Постарались «посмотреть» на пространство с разных точек: добавили балконы, антресоли, иллюминаторы, чтобы увидеть здание не только в горизонтали, но и в вертикальной плоскости.

Вместо яркого цвета — выразительные фактуры и текстуры

Думаю, что период ярких броских школьных интерьеров давно прошел. Мы, наконец, согласились, что учебное пространство – это спокойная «рамка для картины, паспарту»; а цвет добавят дети, развешанные по стенам рисунки, нарядные тематические инсталляции. И в нашем случае мы выбрали для школы очень спокойную цветовую гамму: дерево, белый и серый. Но сильно обогатили фактуры: здесь гладкие, а там шероховатые стены; тут холодные, а там теплые поручни; тот ровный, а там «пушистый» потолок… Чем разнообразнее визуальные и тактильные впечатления, тем лучше.

Вместо эпилога

И вот школа заехала в новое здание и… распорядилась пространством по-своему. Не все наши гипотезы сработали на 100%. Что изменили в первые же пару месяцев?

  • На место прекрасной, щедрой, 200-метровой учительской разместили… библиотеку. Учителей отправили в уединенную рекреацию верхнего этажа.
  • Вместо кабинета логопеда организовали кабинет директора (мы вероломно решили вообще не делать отдельный кабинет для него, разместив рабочую зону в административном блоке).

Это говорит о том, что учитель – все еще не главный актив в школе. Главное наше достояние – дети. Все лучшее им. А взрослые как-нибудь сами по ходу придумают, как организовать рабочее пространство в привычных стесненных обстоятельствах.

Но школа все равно получилась прекрасной!

ED Architecture: мы придумываем, проектируем, управляем строительством и оснащаем необычные, инновационные школьные здания. В течение десяти лет нам повезло работать с сильнейшими образовательными командами страны, участвуя в строительстве их зданий, и мы многому у них научились. Это Инженерный корпус школы №548 в Совхозе им. Ленина, «Новая школа», Международная школа «Летово», «Точка будущего», школа «Адымнар», «Снегири», WunderPark, школа Шокана Уалиханова и многие другие. Все свои наработки, наблюдения и аналитику мы открыто публикуем в блоге EdDesign Mag.

1515
5 комментариев

Красивые, современные и комфортабельные интерьеры.
После прочтения, захотелось учиться в вашей школе 🙂
Спасибо за статью 🙏

1

Интересно, сколько этих «экономий» еще смогут пережить такие идеальные индивидуальные туалеты без коллективных приключений в стенах? Ну и отдельный вопрос: когда же будем строить не только для детей, но и для тех, кто эти школы строит?

Даниил, добрый день. спасибо за вопрос! Не могли бы уточнить вопрос про туалеты - вас интересует расчет эксплуатационных расходов? Или отзывы школ, в которых такие туалеты работают уже давно? И по второму вопросу: вы имеете в виду обучение девелоперов? кажется, есть несколько проектов. например "Школа девелопера".

Так круто, современные и шикарные