Конфликты на дорогах: тюрьма, больница или морг. Война без победителя. Два реальных кейса

Конфликты на дорогах: тюрьма, больница или морг. Война без победителя. Два реальных кейса

Плотный трафик, пробки, нехватка времени и чрезмерная эмоциональная нагрузка делают водителей особенно уязвимыми перед вспышками агрессии. Едва заметная мелочь — будь то резкое перестроение или внезапная остановка на светофоре — способна спровоцировать конфликт. Порой стороны не останавливаются на словесной перепалке и выходят на «разговор» уже за пределами автомобиля.

В данной статье я, как адвокат по уголовным делам, расскажу, почему любые проявления дорожной агрессии могут стоить не только времени, здоровья и свободы, но нередко приводят к трагическим последствиям для всех участников конфликта.

Несмотря на то, что в СМИ регулярно появляются новости о конфликтах на дорогах, повлекших тяжкие последствия для их участников, количество насилия со стороны «легионеров» на железных конях меньше не становится.

Различные интернет – порталы и информационные агентства время от времени публикуют различные данные по данному вопросу. Журнал «За рулем» провел опрос на своем сайте (участие приняли 1001 пользователь) на тему «Как вы поступаете во время конфликта на дороге?».

Результаты опроса автолюбителей на сайте  журнала "За рулем"
Результаты опроса автолюбителей на сайте  журнала "За рулем"

Как видно из опроса по меньшей мере 16% опрошенных готовы применить насилие к оппоненту в дорожном споре («На этот случай у меня есть «травмат» или бита» - 11% и «Я занимаюсь единоборствами, могу доходчиво все объяснить» - 5%). При этом приятно отметить, что большая часть опрошенных автолюбителей не склонны к насилию в подобных обстоятельствах.

По данным опроса сервиса каршеринга «Ситидрайв» (в исследовании приняли участие 1200 водителей личных и каршеринговых автомобилей из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов РФ) 43% опрошенных выходили из своих автомобилей на словесный конфликт. Нередко словесный конфликт заканчивается рукоприкладством, которое приводит к уголовно – правовым и медицинским последствиям, а порой и к летальному исходу.

Действия участников дорожного конфликта могут квалифицироваться по следующим статьям Уголовного кодекса.

  • Убийство – ст. 105 УК РФ;
  • Убийство, совершенное в состоянии аффекта – ст. 107 УК РФ;
  • Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление – ст. 108 УК РФ;
  • Причинение смерти по неосторожности – ст. 109 УК РФ;
  • Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – ст. 111 УК РФ;
  • Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью – ст. 112 УК РФ;
  • Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью – ст. 112 УК РФ;
  • Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта – 113 УК РФ;
  • Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление – 114 УК РФ;
  • Умышленное причинение легкого вреда здоровью – ст. 115 УК РФ;
  • Умышленное причинение легкого вреда здоровью – ст. 115 УК РФ;
  • Побои – ст. 116 УК РФ;
  • Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью – ст. 119 УК РФ;
  • Умышленные уничтожение или повреждение имущества - ст. 167 УК РФ;
  • Хулиганство – ст. 213 УК РФ;
  • и др.

Обстоятельства конфликта могут складываться таким образом, что состав преступления может быть установлен в действиях всех участников. При этом действия того или иного участника могут быть квалифицированы, как по одной статье, так и по нескольким. Например, участнику дорожного конфликта могут предъявить обвинение в совершении преступлений предусмотренных и ст. 213 УК РФ (Хулиганство) и ст. 116 УК РФ (Побои). Данное сочетание статей, как видно не самое тяжкое.

В зависимости от тяжести последствий автолюбитель может получить наказание от штрафа до 20 лет лишения свободы и более.

Челябинский областной суд огласил приговор по уголовному делу о дорожном конфликте в отношении 32-летнего Виктора Стратова, 33-летнего Дениса Мартыненко и 37-летнего Артема Смирнова, которым вменяется убийство двух мужчин, «подрезавших» их на дороге. Первым двоим в качестве наказания назначено по 21 году, третьему – 18 лет колонии строгого режима.

Видео из зала Челябинского областного суда. Эмоции и незначительный повод привели к неисправимой трагедии в жизни десятков людей.
Всякие дорожные инциденты необходимо решать цивилизованно и без насилия
Всякие дорожные инциденты необходимо решать цивилизованно и без насилия

Небольшая провокация — серьёзное дело

На первый взгляд, причина конфликта за рулём почти всегда незначительна: кто-то не включил поворотник, кто-то притормозил не вовремя, а кто-то посчитал, что его бесцеремонно «подрезали». Однако в дорожной обстановке эти мелочи часто принимают катастрофические масштабы.

Водитель, которого задело подобное поведение, может попытаться «проучить» другого: увеличить скорость, резко перестроиться в полосу обидчика, притормозить перед ним или даже выйти из автомобиля, чтобы продолжить выяснение отношений уже лицом к лицу. В этот момент у каждого появляется иллюзия, что таким образом он восстанавливает справедливость.

На деле же оба рискуют спровоцировать опасную ситуацию на дороге, подвергая риску не только себя, но и окружающих, в том числе своих пассажиров и даже случайных свидетелей.

Многочисленные разбирательства в судах подтверждают: подобные вспышки гнева, длящиеся всего несколько секунд, могут обернуться долгими месяцами — а то и годами — уголовного процесса или годами лечения.

Словесная перепалка часто переходит к рукоприкладству, а порой и к применению холодного, травматического или огнестрельного оружия
Словесная перепалка часто переходит к рукоприкладству, а порой и к применению холодного, травматического или огнестрельного оружия

Цепочка эскалации: как секундная ярость превращается в уголовное дело

  1. Вербальная агрессия. Всё начинается со словесных оскорблений, жестов, сигналов, которые провоцируют ответную реакцию. Поначалу водители лишь «обмениваются» нелицеприятными высказываниями, не подозревая о возможных правовых последствиях.
  2. Опасные манёвры. Следующий шаг — попытка отомстить или «сделать назло» на дороге. Порой это выражается в подрезании, резком торможении, блокировке движения. Такие действия несут реальную угрозу ДТП: в лучшем случае закончится царапинами на кузове, в худшем — пострадавшими людьми и разбитым транспортом.
  3. Физический контакт. Когда эмоциональное напряжение достигает пика, водители (а иногда и пассажиры) могут выйти из автомобилей. Здесь уже вероятны толчки, удары, применение посторонних предметов (от подручных инструментов до автомобильного домкрата). Любой ущерб здоровью, нанесённый в ходе такой потасовки, расценивается в контексте уголовных статей «Побои», «Умышленное причинение вреда здоровью», «Хулиганство» и др.
  4. Уголовная ответственность. В зависимости от тяжести вреда и способов совершения противоправных действий суды могут назначать как штраф, так и реальное лишение свободы. Не стоит забывать, что ногие подобные инциденты попадают на записи видеорегистраторов или городских камер видеонаблюдения, и поэтому «оправдаться словом» обычно не получается.

Тюрьма, больница или большие финансовые потери

Секундная вспышка ярости может стоить очень дорого не только фигурально, но и в буквальном смысле:

  1. Реальный срок заключения. Статьи УК РФ о побоях, угрозе убийством, умышленном причинении вреда здоровью различной тяжести и хулиганстве подразумевают широкий спектр наказаний: от условного срока и штрафа до нескольких лет лишения свободы. Если во время конфликта пострадали люди (включая третьих лиц) или причинён крупный имущественный ущерб, санкции становятся ещё серьёзнее.
  2. Длительное лечение и утрата трудоспособности. Агрессор может сам оказаться в роли потерпевшего, получив серьёзную травму в потасовке. Такой исход не только ударит по здоровью, но и принесёт прямые финансовые издержки: больничные расходы, реабилитация, возможная потеря работы.
  3. Компенсация ущерба. В случае если пострадавшая сторона докажет, что ей был причинён моральный или материальный вред (повреждение автомобиля, увечья, порча личного имущества), ответчику придётся выплачивать крупную сумму в порядке гражданского иска. Порой подобные разбирательства длятся годами, приводя к дополнительному стрессу и затратам.

Административные меры и репутационные риски

Не стоит забывать об административной ответственности. Дорожные конфликты нередко сопровождаются нарушением правил дорожного движения: выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, несанкционированная остановка на проезжей части. Даже если до открытой драки дело не дойдёт, участники могут быть оштрафованы или лишены водительских прав.

Кроме того, репутационные потери порой оказываются серьёзнее любых штрафов. Для предпринимателей, топ-менеджеров, публичных лиц или сотрудников с жёсткими корпоративными нормами поведение, проявляющее агрессию в публичном пространстве, может обернуться потерей работы и утратой доверия партнёров и клиентов. В век интернета конфликты быстро становятся достоянием широкой аудитории, и одна «горячая» выходка способна перечеркнуть многолетние карьерные достижения.

Почему важно вовремя остановиться

  1. Баланс эмоций. Управляя автомобилем, человек уже испытывает повышенный уровень стресса: интенсивное движение, пробки, час-пик. Любая провокация может «взорвать» эмоциональный фон. Однако способность распознать этот момент и подавить вспышку гнева — важнейший навык ответственного водителя.
  2. Отсутствие выигрыша. В дорожной схватке не бывает победителей. Даже если человек физически одержал верх, этот «триумф» может стоить ему репутации, денег и свободы.
  3. Длительные правовые последствия. Судебные тяжбы, затраты на адвокатов, исправительные работы или уголовные сроки — последствия куда более весомые, чем краткое удовлетворение от «свода счётов» на дороге.
  4. Альтернативы конфронтации. Если вы считаете, что другой участник движения нарушил ваши права или причинил имущественный ущерб (например, поцарапал автомобиль), следует зафиксировать ситуацию законными методами: фото- или видеосъёмка, вызов сотрудников ГИБДД, обращение к страховой компании. Физический спор на дороге редко решает проблему, зато создаёт новую — уголовно-правовую.
Главное - это спокойствие, вызов полиции и звонок своему адвокату.
Главное - это спокойствие, вызов полиции и звонок своему адвокату.

Практические рекомендации

  • Не выходите из машины. Наиболее частая ситуация эскалации — когда водители начинают решать спор «лицом к лицу». Если видите, что оппонент настроен агрессивно, лучше заблокируйте двери, вызовите полицию, включите аварийную сигнализацию.
  • Избегайте провокаций. Грубые жесты, вербальные оскорбления или демонстративное торможение только усиливают противостояние. Проигнорируйте попытки оппонента «завести» вас на конфликт.
  • Фиксируйте факты. Если другой водитель начал угрожать или наносить ущерб вашему имуществу, снимайте происходящее на смартфон или регистратор. Эти записи могут стать решающими доказательствами вашей невиновности.
  • Помните о свидетелях. Современные дороги переполнены видеокамерами: камеры наружного наблюдения, камеры в салонах автобусов и даже телефоны окружающих людей. Любое агрессивное действие будет легко зафиксировано.
  • Обратитесь к адвокату. Если вы чувствуете, что ситуация может перерасти в конфликт с тяжёлыми последствиями, проконсультируйтесь со специалистом. Адвокат подскажет, как правильно сформулировать объяснения, какие доказательства собирать и как вести себя при разбирательстве с правоохранительными органами.
Конфликты на дорогах: тюрьма, больница или морг. Война без победителя. Два реальных кейса

Выводы

Дорожная агрессия никогда не оправдывает себя. Несколько секунд ярости оборачиваются неделями и месяцами судебных заседаний, возможным уголовным преследованием, внушительными штрафами и компенсациями. Никто не застрахован от раздражения за рулём, однако именно способность «остыть» и отойти от конфликта отличает водителя, ценящего безопасность и правовую защиту, от того, кто в конечном итоге рискует провести долгие годы за решёткой или на больничной койке.

Когда в очередной раз столкнётесь с раздражающим поведением на дороге, вспомните, что ваша свобода и здоровье — это главный приоритет. Пожалеть о сорванной сделке или потерянном времени из-за пробки гораздо легче, чем об испорченной судьбе и сломанной жизни. Сделайте выбор в пользу спокойствия и законности: именно это позволит вам безопасно добраться до пункта назначения и сохранить при этом репутацию ответственного участника дорожного движения.

А сейчас я расскажу о двух делах из своей практики, которые красноречиво показывают к чему могут привести дорожные конфликты

Кейс №1. Эмоции, удар и сердце

Мой подзащитный - госслужащий Алексей и таксист Вартан не поделили одну из улиц Москвы. Вартан полагал, что Алексей не уступил ему дорогу при выезде со второстепенной дороги на главную.

Вартан (54 года) был* мужчиной очень темпераментным, вспыльчивым и уставшим после 12-часовой смены за рулем. Эти три слагаемых навели его на мысль об объявлении автовендетты Алексею.

Алексей (29 лет) успешный по современным меркам мужчина (отличное образование, молодая семья, хорошая работа и другие пошлые признаки успеха), мастер спорта по боксу и при этом постоянно поддерживает себя в хорошей форме.

После непродолжительной гонки по улицам Замоскворечья Алексей и Вартан остановились на светофоре, вышли из своих авто и сразу же начали драку. Вартан первый решил нанести удар ножом (позже выяснилось, что это мобильный телефон) Алексею, а последний увернувшись ответил, но в отличие от нападавшего попал ему в челюсть. Вартан потерял сознание и, к сожалению, неудачно упал, ударившись головой о бордюр.

Алексей сразу же вызывал скорую помощь, полицию и пригласил адвоката (в этом случае это был я) на место происшествия. Алексей не пытался скрыться с места происшествия (преступления) и, более того, оказал первую медицинскую помощь вместе с подбежавшими свидетелями конфликта. К сожалению правильные и хладнокровные действия он начал совершать только после физического контакта.

Я прибыв на место происшествия провел фото- и видео-съемку места происшествия, зафиксировал расположение городских камер видеонаблюдения, опросил свидетелей конфликта, взял у них все контактные данные. Связался с таксопарком, сообщил им о случившемся и оставил свои контакты для связи с родственниками Вартана, который, как вы понимаете, стал уже потерпевшим. Хотя на мой взгляд, он и был зачинщиком конфликта, но так работает эта система.

Вартан был госпитализирован в одну из московских больниц. К счастью, переломов не было, но у врачей было подозрение на гематому в области затылка. Были необходимы дополнительные исследования. Было возбуждено уголовное дело по дежурной ст. 213 УК РФ (Хулиганство). Наша цель была минимизировать уголовно-правовые риски, так как последствия для Алексея при легком вреде здоровью были бы одни, а при тяжком или даже средней тяжести вреде здоровью были бы другие. Нужно помнить и про госслужб, которую Алексей не хотел терять, но, забегая вперед, сообщу - он был уволен.

Вартан, узнав, что "за его спиной" родственники ведут переговоры о заглаживании конфликта и причиненного ему вреда, возмутился. Он планировал отомстить обидчику. Врачи отказались выписать Вартана из больницы в связи с его якобы удовлетворительным состоянием. Произошел еще один конфликт, в ходе которого сердце Вартана не выдержало, и он скончался на вторые сутки нахождения в лечебном заведении. Что и как там произошло нам доподлинно не известно.

Как бы то ни было, администрация больницы решила "повесить" смерть Вартана на Алексея и их желание понять можно, но в наши планы это не входило. Была проведена соответствующая работа в первые дни случившегося и удалось не допустить незаконного привлечения Алексея к уголовной ответственности по ч. 4 ст. 111 УК РФ, санкция которой предполагает лишение свободы до 15 лет.

В итоге Алексей был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 213 УК РФ, но в связи с примирением сторон уголовное преследование было прекращено в суде.

Итог незначительного недопонимания на дороге привел к смерти Вартана, а Алексей, как было сказано выше, был уволен с госслужбы и понес приличные материальные затраты. Стоило ли это того? Алексей так не считает, а мнение Вартана мы уже не узнаем.

Кейс №2. Эмоции, травмат, баллончик и тюрьма. Разбитое авто, пробитый череп и инвалидность навсегда

Эта трагедия произошла в одном подмосковном городке. На маленьком участке автомобильного затора встретились три человека, которые в другом месте и в другое время вряд ли могли встретиться.

Действующие лица:

  • Артур - 35 лет, успешный бизнесмен, отец большого семейства, которое находится с ним в авто, спортсмен,на автомобиле BMW и неработающий травмат. Мой подзащитный, но это не единственный его +.
  • Сергей - 43 года, инженер, тоже отец большого семейства, которое находится с ним в авто, равнодушный к спорту, на автомобиле Lada.
  • Марат - 50 лет, успешный бизнесмен, в слове спорт сделает 5 ошибок и напишет слово "пиво" на автомобиле Lexsus.

Артур, будучи апологетом лозунга "движение - жизнь" не хотел застаиваться в едва движущемся ряду справа и решил перестроиться влево, грубо прижимая авто Сергея. Последний не разделил оптимизма "хама" и не пустил его в свой ряд. Условное бадание авто Артур и Сергей сопровождают отборным знанием русского языка через опущенные окна. В короткой, но емкой беседе Артур узнал, что он "наглый и бесстыжей хам", а Сергей постиг истину в том, что он "галимый нищеброд (помним про Lada), который не может пропустить земляка".

Узнав друг о друге много нового Артур и Сергей мирно продолжили толкаться в пробке, каждый в своем ряду.

Но был "величественный" Марат и не тот, что Жан-Поль и не тот, что Башаров. Он наблюдал за этой прелюдией c высоты рамного внедорожника (будто я в этом что-то понимаю). Марат не участвовал в конфликте, но осадок у него остался. Сравнявшись с Артуром, Марат в блатном стиле начал "спрашивать" с Артура за поведение. И вот тут все началось.

Артур бросил в Марата бутылку, но не с зажигательной смесью, а пластиковую и пустую (прямо как сам Марат). Марат, не выдержав наглости Артура, спешился вместе со своей битой. Началась драка один на один (с битой), в которую вмешиваются супруги участников, но безуспешно.

Вы тоже забыли с чего все началось? Помните Сергея? Он наблюдает за конфликтом в зеркало заднего вида и понимает, что конфликт случился из-за него (так по крайней мере он говорил впоследствии). Сергей тоже спешился, но не с битой, а с газовым баллончиком. Сергей подбегает к дерущимся и распыляет жидкость из баллончика в область лица ничего не подозревавшего Артура.

Так был же еще травмат в неисправном виде. Не понимая кто и зачем распылил ему в лицо жгущую жидкость, ослепленный Артур достает травмат и "на удачу" прикладом бьет в область макушки головы Сергея. Череп Сергея проломлен. В этот момент бита Марата встречается с лицом, с данного момента, моего подзащитного Артура. Сломан нос, зубы и еще по мелочи.

На момент вмешательства Сергея Марат и Артур не причинили друг другу никакого физического вреда.

Итог Артур - мой подзащитный, осужден по ч. 2 ст. 111 УК РФ на срок 2 года лишения свободы реально. Понес большие финансовые потери. Марат - осужден по ч. 2 ст. 115 УК РФ на срок 2 года лишения свободы условно, понес финансовые потери. Сергей - к сожалению получил тяжкий вред здоровью.

Из-за какого-то пустяка жизнь этих троих джентельменов пошла наперекосяк и сложно сказать кому повезло меньше. Возможно у вас возникнет вопрос не слишком ли мягкий приговор получил Артур. Позвольте не согласиться. Была проведена большая работа защитой по сбору доказательств. В итоге в суде удалось доказать, что все трое виноваты в случившемся. К чести Сергея скажу, что он был правдив и последователен в суде чего не скажешь о Марате. И да, иногда пустая бутылка бывает менее пустой чем некоторые Мараты.

Подводя окончательный итог хочу сказать, что в дорожных конфликтах не бывает победителей. После физического контакта вас либо отвезут в больницу либо в полицию, а очень часто и туда и туда, как в случае Артура.

Всегда проявляйте хладнокровие в подобных случаях и помните, что до конкретного момента ваш оппонент не знал о вашем существовании и его неприязнь к вам не носит глубокий, основательный характер.

Во всем остальном выход есть всегда.

11
4 комментария

Правило 3Д всегда выручает! Напомню пориджам: дай дорогу дураку. Иначе было бы море крови.

1

Интересно, вы когда-нибудь задавались вопросом, сколько в стране лиц с расстройствами личности имеют водительское удостоверение и, собственно, водят машину? И по чьему недогляду они это делают?

Я знаю несколько автолюбителей с диагностированной шизофренией, но пока не было инцидентов по их вине. Я не врач, а врачи говорят, что дело именно в агрессии, ярости.