Изучаем "природный" след вашего бизнеса. Как создавать бизнес, при этом восстанавливая природу?

Изучаем "природный" след вашего бизнеса. Как создавать бизнес, при этом восстанавливая природу?

Привет! На связи Анна Тарасова, я стратегический маркетолог. Работаю с созданием маркетинговых стратегий и позиционированием. Сейчас, как и все люди на земле, я сильно потрясена происходящими катастрофами на земном шаре: то пожары, то землетрясения. И изучая чуть глубже эту глобальную тему, я еще раз убедилась — от действий и мышления человека многое зависит. Предлагаю сегодня поговорить о "природном" или экологическом следе компаний.

Кстати, если у вас есть любые вопросы по этой или другой тематике, предлагаю обсудить из здесь, в моем новом тг-канале.

А теперь, по теме...

Исследования World Economic Forum показывают, что более половины мирового ВВП в значительной или умеренной степени зависит от природы, что ставит его под неизбежный риск, если процесс утраты природы продолжится.

Исторически ценность природы недооценивалась, часто природа расценивалась как некий «внешний фактор» — подразумевая, что она лежит за пределами основных бизнес-моделей. Эта неправильная категоризация сужает наш взгляд на природу либо до неживых природных активов, таких как древесина и уголь, либо до живых активов, таких как тигры, тропические леса и полярные ландшафты. В действительности природа является неотъемлемой частью повседневной жизни: это воздух, которым мы дышим, вода для охлаждения центров обработки данных, литий в аккумуляторах телефонов и хлопок в наших футболках. Природа не только в Амазонии и Арктике — она в самом сердце нашего бизнеса и мировой экономики.

Сегодня ведущие компании объединяют «чистый ноль» с «природо-позитивными» целями: остановить и обратить вспять потерю значительной части природных ресурсов к 2030 году, как указано в Глобальной рамочной программе по биоразнообразию Куньмина-Монреаля 2022 года.

В последние несколько месяцев 2024 года три Конференции сторон ООН (КС) по климату, биоразнообразию и опустыниванию подчеркнули взаимосвязь между утратой природных ресурсов и изменением климата.

Поскольку мировое сообщество активизирует действия по решению двойного кризиса, связанного с климатом и природой, понимание воздействия бизнеса на окружающую среду становится как никогда актуальным.

Что такое «природный след»?

«Природный след», также известный как экологический след, представляет собой целостное понимание воздействия компании на природу и ее зависимости от нее.

– Бизнес может способствовать потере природных ресурсов через пять глобальных прямых факторов. Изменение климата является одним из них, но изменение использования земли, пресной воды и океана, загрязнение, использование и эксплуатация природных ресурсов являются основными факторами, которые разрушают экосистемы и приводят к потере биоразнообразия. Эти воздействия различаются в зависимости от видов деятельности и географии.

5 факторов изменения природы.Изображение:TNFD, IPBES
5 факторов изменения природы.Изображение:TNFD, IPBES

Бизнес также зависит от природы, так называемых «экосистемных услуг», таких как чистая вода, здоровая почва, регулирование климата и даже духовная, художественная и образовательная ценность природы.

Возьмем, к примеру, сектор средств личной гигиены: глобальный производитель средств личной гигиены генерирует выбросы парниковых газов (ПГ) при производстве и транспортировке своих товаров, а также пластиковые отходы от упаковки, сточные воды от производства и изменения в землепользовании при выращивании сырья, такого как хлопок.

Аналогично, эта компания сильно зависит от воды, которая составляет 80% шампуня, с различной зависимостью от водоразделов в Индии и Норвегии, например. Понимая свое воздействие на природу и зависимость, компании будут в более выгодном положении для построения операций и устойчивости цепочки поставок, принятия значимых мер для снижения своего воздействия и использования ценных рыночных возможностей.

Компании также могут способствовать дальнейшему прогрессу и поддерживать межсекторальное сотрудничество тремя способами:

1. Они могут обмениваться данными о «природном следе» со своими восходящими и нисходящими цепочками поставок для повышения прозрачности и поддержки коллективных действий.

2. Они могут сотрудничать с коллегами, гражданским обществом и научными кругами в разработке практических рамок и методологий «природного следа», а также интегрировать природу в процессы принятия решений, такие как процессы выдачи разрешений и аукционов для проектов в области возобновляемых источников энергии.

3. Они могут использовать данные о «природном следе» для обеспечения целевого финансирования. Финансовые учреждения все чаще требуют большей прозрачности от реальной экономики в отношении их природного следа, чтобы помочь направлять капитал более эффективно.

Каково влияние предприятий на природу и их зависимость от нее?

Хотя мы, возможно, не сможем свести весь экологический след к одной простой метрике, как это делается в случае с углеродным следом, высококачественные источники данных и инструменты, такие как ENCORE, SBTN Materiality Tool, WWF Biodiversity and Water Risk Filters, CDP Water Watch, могут помочь компаниям раскрыть свое воздействие на природу и зависимость от нее.

В частности, анализ данных ENCORE показывает, насколько глубоко природа укоренилась в каждом секторе экономики.

Изучаем "природный" след вашего бизнеса. Как создавать бизнес, при этом восстанавливая природу?

Например, каждый из указанных выше на картинке секторов генерирует токсичные загрязнители почвы и воды, твердые отходы, загрязнители воздуха как с парниковыми, так и непарниковыми газами. Между тем, каждый сектор — и все наше общество — зависит от смягчения последствий наводнений, удержания почвы и осадков, водоснабжения, фильтрации воздуха и регулирования климата, штормов и потока воды.

Секторами с наибольшим воздействием и зависимостью являются рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, а также добыча полезных ископаемых и карьеров. Без природы не было бы продовольствия, металлов, которые можно было бы добывать, и энергии для освещения улиц и зданий, а производство этих товаров имеет экологические издержки.

Хотя такие аналитические инструменты, как ENCORE, могут выделить прямые воздействия и зависимости для сектора, они могут упустить более широкие эффекты по всей цепочке создания стоимости. Предприятия должны стремиться решать обе проблемы, привлекая поставщиков для смягчения косвенных воздействий.

Например, возьмем два различных критических сектора для энергетического перехода: металлургия и морская ветроэнергетика. Деятельность по добыче и производству металлов оказывает сильное прямое воздействие через загрязнение, изменение землепользования, нарушение экосистемы, выбросы парниковых газов. Морская ветроэнергетика оказывает сильное прямое воздействие на изменение океанов и землепользования и нарушение экосистемы через строительство ветровых электростанций и их фундаментов, но ее прямое воздействие на загрязнение, воду и выбросы парниковых газов невелико.

Как зная все это, начать бизнес?

Всемирный экономический форум в партнерстве с Business for Nature и WBCSD опубликовал серию отчетов, в которых подробно описываются действия секторов на пути к экологически позитивному будущему, применимые к 17 секторам и подсекторам.

В этих отчетах содержатся рекомендации для каждого сектора экономики по выявлению их наиболее существенных воздействий и зависимостей, а также пять приоритетных действий, которые предприятия в каждом секторе могут предпринять для преобразования своей деятельности в направлении целей, благоприятных для окружающей среды.

Примеры отраслевых действий для горнодобывающей и металлургической промышленности. Изображение от WEF
Примеры отраслевых действий для горнодобывающей и металлургической промышленности. Изображение от WEF

Информация — это сила. Четкое понимание своей уникальной связи с природой — это первый шаг бизнеса к снижению серьезных рисков, созданию дополнительной стоимости, защите и восстановлению важнейших ресурсов и экосистем и, в конечном итоге, к достижению неотложной цели в пользу природы: прекращению и обращению вспять процесса утраты природных ресурсов к 2030 году.

Уже задумывались в своем бизнесе, как именно вы можете начать оказывать позитивное воздействие и помогать природе? Пишите свои идеи и предположения в комментариях.

Также, приглашаю вас в свой новый канал по стратегическому маркетингу, где нет рекламных подписок и навязчивого спама. Я за экологичное общение и такой же подход в работе.

44
22
9 комментариев

Как бизнес не знаю, но как человек сокращаю использование пластика, моющие на 80% эко

1

Зубные щётки есть из чего-то там не помню биоразлагаемый, так ещё и дешёвые, красота.

2

Настя, я так рада, что ты уже участвуешь в этой теме❤️

1

Здорово, что сейчас люди думают о том, как сохранить природу и даже связывают с этим свой бизнес…и пишут такие статьи, как по мне без этого невозможно построить устойчивое будущее.

1

Михаил, Спасибо🙏

Ого, я даже не знал что такое существует. Спасибо за старания в статье!

1

Рамазан, да. Сейчас изучаю эту тему✔️