Как мы запилили свой первый внутренний AI-хакатон и что из этого вышло

Рассказываем, как у нас появилась идея сделать внутренний хакатон по нейронкам, как мы к этому готовились и как всё реализовали, а также какие проекты взяли в работу. Статья будет полезна командам, которые тоже хотят попробовать подобную активность и ищут кейсы крупных компаний.🔥

Как мы запилили свой первый внутренний AI-хакатон и что из этого вышло

Как появилась идея провести внутренний хакатон и почему выбрали тему AI

В ЮMoney работает почти тысяча сотрудников из разных городов, и пообщаться со всеми просто физически невозможно. Многие коммуницируют внутри своих команд и не выходят за эти рамки. А внутренние мероприятия помогают сделать так, чтобы люди познакомились, пообщались, отвлеклись от ежедневной рабочей рутины. Мы решили, что внутренний хакатон позволит коллегам сплотиться и отлично провести время, сделать что-то полезное для бизнеса и продуктов ЮMoney.

Над темой для нашего первого хакатона мы думали недолго: хотелось чего-то хайпового, что вызовет интерес у сотрудников. «Нейронки!» — подумали мы… и не прогадали. Целью было собрать мнения коллег об LLM (Large Language Models, большие языковые модели), посмотреть на идеи для IT и бизнеса, вместе выдвинуть гипотезы и проверить их.

В какие условия мы поставили участников

Ограничений не было. 🙂 Проекты могли быть любыми: оптимизация рабочего процесса, идея нового продукта для пользователей ЮMoney или клиентов ЮKassa. Мы предоставили коллегам полную свободу. На хакатон можно было прийти с готовой, но пока ещё не реализованной идеей, а также просто с желанием поучаствовать и что-то придумать. Помогать сгенерировать идею должны были сотрудники-эксперты.

Единственное, что нужно было сделать участникам, — подать заявку и определиться с командой. Если команду найти не удавалось, организаторы помогали. В одной команде не должно было быть меньше двух и больше шести человек.

Правила проведения хакатона мы тоже заранее не озвучивали — участники ознакомились с ними прямо в первый день. Подумали, что будет интереснее и честнее, если все будут в равных условиях. А ещё хотелось посмотреть, как ребята будут импровизировать в новой обстановке.👌

Для хакатона мы выбрали субботу и воскресенье. Считается, что выходные лучше всего подходят для таких активностей: сотрудникам не нужно тратить время ещё и на решение рабочих задач, есть возможность на 100% погрузиться в креативную атмосферу и пообщаться друг с другом. Участвовать можно было офлайн и удалённо по видеосвязи.

Участники и их проекты

У нас получилось девять команд, в каждой — от четырёх до шести участников. Команды выбрали себе необычные названия, а организаторы помогли сгенерировать логотипы — тоже с помощью нейронок. Например, у нас были «Дата-сатанисты» (созвучно с дата-сайентистами), «RAGи на миде» (отсылка к игре Dota), «Свободная касса» (аллюзия на Макдональдс от ребят из ЮKassa) и «Верните карусельку» (отсылка к карусели из игры ЮVillage).

Так выглядел логотип команды «Свободная касса»
Так выглядел логотип команды «Свободная касса»

Помимо участников, которые представили свои идеи, на хакатоне была команда экспертов, состоящая из четырёх продуктовых менеджеров, а также жюри, в составе которого были топ-менеджеры компании и продакты.

Какие проекты представили команды:

«Телега знаний» для поиска информации из разных внутренних источников ЮMoney — инструкций на Wiki, Jira, рабочих чатов.

«Wiki-советник». Это помощник, который быстро ищет инструкции и техрешения на Wiki. Достаточно задать ему вопрос, и он тут же найдёт то, что нужно пользователю.

«Быстрые запросы на аналитику на основе LLM». Суть проекта в том, чтобы продуктовые менеджеры могли самостоятельно получать аналитику по любому продукту и не отвлекать коллег по вопросам выгрузки данных. С помощью большой языковой модели можно было бы генерировать SQL-запрос в источник данных. Запрос исполнялся бы, а продуктовый менеджер получал бы те данные, которые ему нужны.

«AI-ассистент для бизнеса». Ребята предложили сделать помощника для малого и среднего бизнеса. Он мог бы по открытым данным с сайта контрагента отвечать людям на вопросы, связанные с бизнесом, а ещё, например, мог бы записать человека на дополнительную услугу или зарегистрировать его на сайте. Своего рода работник службы поддержки, который трудится круглосуточно семь дней в неделю.

«Буквоед». Так же, как и некоторые предыдущие проекты, этот развивает идею поиска по внутренней документации.

«Умный секретарь». Проект про суммаризацию информации, которая есть у нас в письмах, чатах и т. д. Поможет понимать, о чём все договорились, быстрее анализировать встречи и экономить на этом рабочее время.

«Open_log_analyzer». Проект, который решил бы проблему анализа логов. Мы пишем много логов, также у нас очень много разных дашбордов, которые что-то описывают. Инструмент помог бы оперативно находить проблемы и давать варианты решений.

«DA-бот». Проект предложил решить проблему поиска по аналитическим дашбордам, чтобы продуктовые менеджеры как можно быстрее получали свою аналитику.

«Smart Search (SS) по документации». Поскольку документация находится в разных источниках данных, умный поиск позволил бы быстро находить то, что нужно командам.

Команды защищали свои проекты на второй день хакатона. Каждый проект представлял капитан или несколько членов команды, все подготовили презентации. На защите нужно было презентовать свой проект и ответить на вопросы жюри, если они были.

Как жюри оценивали проекты

В составе жюри (экспертной комиссии) было пять сотрудников ЮTeam:

  • ИТ-директор.
  • Директор департамента аналитических решений.
  • И три менеджера по продуктам ЮMoney и ЮKassa.

Почему состав жюри был таким? Нам было важно оценить идеи и проекты ребят как с точки зрения бизнеса, так и с технологической стороны. За бизнес и его развитие в компании отвечают продуктовые менеджеры, а руководители ИТ-направлений — за технологии и внутренние процессы.

Экспертная комиссия оценивала проекты по нескольким критериям, за каждый из которых команды получали баллы — от 1 до 10.

Бизнес и продукт:

- решение реальной проблемы и актуальность задачи;

- применимость для бизнеса или внутренних процессов;

- окупаемость;

- MVP, отделение важного от второстепенного;

- перспективы и возможность масштабировать новый автономный продукт;

- обоснованность применения AI;

- новаторство идеи.

Технологии:

- готовность продукта (уже работает);

- все коммиты сделаны во время хакатона;

- наличие документации;

- соответствие архитектуре ЮMoney;

- наличие кода со ссылкой на репозиторий для чтения.

Презентация:

- качество представления проекта на хакатоне;

- последовательность в структуре материала;

- демо.

Командная работа:

- вовлечённость участников (оценивали в процессе работы);

- все участвовали в защите;

- креативность и оригинальность.

Это пример таблицы с оценками — такая была у каждого члена жюри
Это пример таблицы с оценками — такая была у каждого члена жюри

По итогам голосования победила команда, которая представила проект умного поиска по документации. А ещё мы сделали номинацию «Приз зрительских симпатий», в которой голосовали коллеги из ЮTeam, наблюдавшие за хакатоном офлайн и онлайн. Они отметили проект «Умный секретарь».

Все участники команды-победителя получили ценные призы.

Что дальше

  • Мы взяли в работу проекты поиска по документации и по данным (ответы на BI-запросы).
  • Решаем, на какой LLM можно реализовать этот проект.
  • Определяем источники данных для индексации: Wiki, Bitbucket, Grafana, PowerBI или Amundsen.
  • Выбираем место, где будет располагаться новая система и интерфейс пользователя.

Советы компаниям, которые хотят провести внутренний хакатон

Вот что рекомендует Илья Кашлаков, директор департамента разработки ЮMoney и организатор хакатона:

  • Не делайте мероприятия «ради галочки». Прежде чем всё организовать, задайте себе вопрос: а что это даст нам и компании? Это нужно, чтобы, когда всё закончится, участники понимали, что не зря тратили силы и свои выходные.
  • Чаще напоминайте коллегам о будущей активности: во всех каналах и через руководителей. Как бы ты ни предупреждал коллег о том, что скоро хакатон, всегда будут те, кто не увидит анонс. 🙂 Даже если анонсируешь мероприятие заранее и везде: в рассылках, чатах, на общих и командных собраниях.Мы расклеили по офису яркие плакаты с анонсом и датой хакатона, но оказалось, что и этого было мало: некоторые коллеги не обратили на них внимания.

Мы расклеили по офису яркие плакаты с анонсом и датой хакатона, но оказалось, что и этого было мало: некоторые коллеги не обратили на них внимания.

Ещё в начале года мы определили, что хакатон проведём в сентябре, когда многие выходят из отпусков. К тому же нам нужно было время на подготовку айдентики, правил проведения, мерча и других организационных моментов. С июня начали анонсировать хакатон среди сотрудников: казалось, что за три месяца коллеги определятся с командами и проектами, а мы успеем подготовиться. Так и получилось, но всё же одна из заявленных команд перепутала даты и не смогла поучаствовать: ребята подумали, что хакатон пройдёт на неделю позже. 🙃

  • Разъясните коллегам, сколько времени займёт мероприятие. Например, у нас некоторые не знали, что классический хакатон длится два дня, в том числе и в ночное время (это по желанию). Многие думали, что это займёт всего один день, и удивились, когда узнали, что больше.
  • Критерии судейства должны быть понятными и подробными. Не ставьте каких-то сложных условий, которые помешают потом договориться об оценках.
  • Позаботьтесь о еде. Чтобы никто не остался голодным.

Вывод

Нам понравился формат хакатона, все остались довольны: и время хорошо провели, и взяли в работу классные идеи. В будущем хотим провести Багатон, чтобы вместе позакрывать баги, которые накопились в бэклоге. 🙂

Был ли у вас опыт проведения внутренних хакатонов и участия в них? 🙌 Пишите в комментариях и делитесь своими советами. А если остались вопросы, задавайте.

1010
2 комментария

Идея с Телегой знаний цепляет. ) Было бы удобно, если бы в любой момент можно было найти нужную информацию. А еще прикольно, что команды сами придумывали себе названия. Это добавляет какой-то азарт что-ли. Обычно на таких мероприятиях задания дают заранее. А тут участники могли выбирать темы проектов сами. Похоже в ЮMoney ценят инициативу сотрудников.

1