Законопроект о регулировании игровой индустрии в России: что изменится для разработчиков и игроков?

12 декабря 2024 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект «О деятельности по разработке и распространению видеоигр». Документ направлен на регулирование процессов создания и распространения видеоигр в России с целью защиты нравственности, прав и психологического здоровья граждан. Законопроект вводит новые требования для организаторов сервисов распространения видеоигр, распространителей видеоигр. Рассмотрим основные положения законопроекта. Обязанности организаторов сервисов распространения видеоигр (платформ)

Сервисы распространения видеоигр — это сайты, программы ил иные платформы, предназначенные для продажи видеоигр, дополнений к ним или игрового имущества. Под действие законопроекта попадают как российские платформы, такие как VK Games, так и зарубежные сервисы, включая Steam, GOG и другие популярные площадки.

Организаторы этих платформ обязаны: 1. Обеспечить техническую возможность информировать пользователей о содержании игр. Это означает необходимость добавления информации о категориях игры, которые предупреждают о наличии сцен насилия, ненормативной лексики, употребления наркотиков или возможности внутриигровых покупок. Подробнее о категориях видеоигр см. ниже.

2. Разместить на сайте наименование компании и адрес электронной почты для связи.

3. Опубликовать правила использования сервиса.

4. Рассматривать обращения пользователей на русском языке в течение 30 дней.

5. Предоставить возможность осуществления платежей через российскую платежную систему.

6. Гарантировать доступ пользователя к его аккаунту, за исключением случаев нарушения правил.

7. Хранить и иным образом обрабатывать персональные данные граждан России на территории страны. В случае несоблюдения этих требований деятельность платформы на территории России запрещена.

Обязанности распространителей видеоигр (издателей)

Распространителями видеоигр считаются правообладатели и другие лица, которые уполномочены правообладателем на их распространение в России. Законопроект обязывает их: 1. Исключать доступ к информации, запрещенной для распространения на территории РФ.

2. Присваивать играм знак информационной продукции по ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (0+, 6+, 12+, 16+ и 18+) и категории, предупреждающие пользователей о содержании игры (например, о сценах насилия, использовании ненормативной лексики или наличии внутриигровых покупок). Подробнее о категориях игр см.ниже.

3. Опубликовать на русском языке правила совершения платежей и возвратов, а также порядок разрешения споров в российских судах.

4. Использовать российские системы для приема платежей.

5. Размещать правила использования многопользовательских онлайн-игр на русском языке.

6. Обеспечивать доступ пользователей к их аккаунтам, кроме случаев нарушения правил.

7. Хранить и иным образом обрабатывать персональные данные граждан РФ на территории страны.

8. Осуществлять авторизацию пользователей (если она предусмотрена в игре) с помощью номера телефона, ЕСИА, ЕБС или информационных систем, владельцами которых являются российские юридические лица (например, Яндекс ID). Система классификации видеоигр

Ключевой новацией законопроекта является обязательное присвоение видеоиграм категорий, отражающих особенности их содержания. Распространители игр должны будут информировать пользователей о специфике игрового контента, присваивая продукту одну или несколько категорий. Категории, предусмотренные законопроектом, включают: 1. Жестокость и насилие. Видеоигры, содержащие изображения или описания физического и (или) психического насилия в отношении людей, животных или иных, ассоциируемых с ними, сущностей, а также преступления и другие антиобщественные действия. 2. Контент, вызывающий страх. Игры, которые могут вызывать у пользователей ужас или панику. Это касается изображений или описаний смерти, заболеваний, самоубийств, катастроф и их последствий в унижающей человеческое достоинство форме. 3. Сцены сексуального характера. Игры с изображением или описанием половых отношений между людьми либо иные сцены сексуального характера. 4. Нецензурная лексика. Игры, содержащие бранные слова и выражения, относящиеся к нецензурной брани. 5. Употребление алкоголя и табака. Видеоигры с изображением или описанием употребления алкогольной, спиртосодержащей продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции. 6. Употребление наркотических веществ. Игры, в которых упоминаются или изображаются наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. 7. Внутриигровые покупки. Видеоигры, предоставляющие возможность приобретения виртуальных предметов или иных внутриигровых ценностей за реальные деньги. 8. Иные категории. которые могут быть установлены Правительством РФ в дальнейшем. Маркировка видеоигр с указанием соответствующих категорий станет обязательной для всех распространителей. Правительство также получит полномочия по установлению соответствия новых категорий устоявшимся на практике международным рейтингам, таким как ESRB и PEGI.

Экспертиза видеоигр

Законопроектом предусматривается возможность проведения экспертизы видеоигры с целью оценки ее содержания и определения, соответствует ли игра установленным категориям. Однако стоит отметить, что для издателей (распространителей) видеоигр проведение экспертизы не является обязательным. Они могут самостоятельно присваивать игре одну или несколько категорий, ориентируясь на её содержание. В случае сомнений или необходимости уточнения, можно провести экспертизу для более детальной оценки и подтверждения категории игры. Экспертиза может проводиться аккредитованными экспертами и экспертными организациями. Экспертное заключение, выданное по результатам экспертизы, должно содержать выводы о наличии или отсутствии в видеоигре контента, который может нанести вред здоровью и развитию несовершеннолетних, а также информацию о соответствии игры установленным категориям. Если результаты экспертизы вызывают сомнения, заинтересованные лица имеют право оспорить заключение в судебном порядке.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал IP/IT Legal, чтобы всегда быть в курсе изменений законодательства и практики его применения в сфере интеллектуальной собственности и правового регулирования информационных технологий.

1 комментарий

что изменится для разработчиковНичего, их в РФ нет.
4. Использовать российские системы для приема платежей.Пора видимо переводить аккаунт в Казахстан, чинуши не оставляют выбора.