Про влияние повышения налогового бремени с 2025 года на российское общество
С 2025 года нам придется ощутить самое масштабное повышение налогового бремени. Оно затрагивает практически все налоги и налоговые режимы. В связи с этим возникает вопрос: как такое повышение налоговой нагрузки отразится на российском обществе?
В рамках доктрины налогового права широко признано, что степень общественно-политической активности граждан неразрывно связана с тяжестью налогового бремени, возложенного на них.
В ситуации, когда налоговое бремя низкое, большинство людей не особо интересуется тем, куда и как государство распределяет бюджетные средства. Однако ситуация меняется, когда налоговое нагрузка на общество возрастёт, изымая ощутимую часть доходов налогоплательщиков.
Как показывает история, высокие налоги не раз становились стимулом развития парламентаризма как политического инструмента для ограничения фискальных притязаний монархов.
По оценкам Минфина, а также со слов премьер-министра РФ, прогрессивная шкала налогообложения затронет около 3% трудоспособного населения страны, что составляет 2,5 млн человек.
Возможно, сейчас это и так, однако средняя зарплата в России по данным Росстата с 2004 г. (6 740 руб.) по 2024 г. (84 000 руб.) выросла по причине инфляции почти в 13 раз.
Получается, что со временем прогрессивная шкала налогообложения затронет существенную часть наших граждан. Как показывает практика на примере применения повышенной ставки 15 % НДФЛ при превышении порогового дохода в 5 млн рублей государство не индексирует пороги для прогрессивного налогообложения.
Соответственно такой подход государства приведет к тому, что со временем увеличение зарплат по причине инфляции будет все больше расширять круг физических лиц, чьи доходы будут подпадать под повышенные налоговые ставки НДФЛ. Это, в свою очередь, приведет к расширению сбора НДФЛ из-за увеличивающейся налоговой базы.
Еще в качестве примера, свидетельствующего о том, что государство не стремится индексировать, сдерживающие налоговою нагрузку положения налогового законодательства являются имущественные вычеты. Последний раз имущественный вычет на приобретение жилья повышался 11 лет назад. Очевидно, что существующий размер вычета на приобретение квартиры (2 млн руб.) не соответствует текущим реалиям.
Еще один важный аспект, свидетельствующий о том, что граждане ощутят рост налогообложения по НДФЛ, заключается в обложении этим налогом процентов по банковским вкладам. В настоящее время налоговые уведомления об уплате НДФЛ за 2023 год приходят даже к тем гражданам, чье материальное положение далеко от благополучия.
На бытовом уровне нередко можно услышать недоуменные вопросы: куда и как государство расходует наши деньги?
Повышение налогового бремени, которые мы наблюдаем в нашей стране последние годы приведет к росту общественного запроса на более рациональное и прозрачное использование государством бюджетных средств, а также на борьбу с их нецелевым присвоением отдельными чиновниками.
Таким образом, повышение налогов неизбежно отравится на общественном устройстве страны.
Важно, чтобы государство осознавало эту взаимосвязь, не забывая о принципах справедливости, обоснованности и умеренности налогообложения.