Тренды в найме 2025

На днях давала комментарии телеканалу URAL1 о трендах в найме. Что мы наблюдаем сегодня? Что навыки важнее диплома и человек превыше всего, а гибкость – это супер сила кандидата. И развитие сотрудников – уже нормальная инвестиция в будущее компании.

Однако, для меня, как консультанта по организационному развитию, найм – это один из процессов, с которого начинается жизненный путь человека в организации. И цель концепции «Жизненный путь человека в организации» – как можно дольше сохранить продуктивные и наполненные смыслом отношения сотрудника и компании. При этом, сам по себе путь человека в организации находится в динамике постоянного развития в соответствии с эволюционными целями организации.

Тренды в найме 2025

Рынок труда изменился. Если ранее был рынок работодателей, то сейчас рынок соискателя и кандидаты выбирают, куда пойти и каким будет следующий карьерный шаг. У высококлассных и квалифицированных специалистов достаточно альтернатив для выбора и компании конкурируют за таланты. При этом, гонка зарплат, порой, превышает темпы роста производительности, поэтому фокус извне стоит переключить внутрь. То есть из мышления: «Незаменимых нет, мы можем взять любого с рынка», к вопросу: «Как создать условия, где сотрудники вовлечены, мотивированы и компания достигает результат?»

Человекоориентированные подходы становятся жизненной необходимостью. Когда-то мы выбирали лучших людей через этапы отбора и с принципом – насколько и чем вы можете нам, как компании, быть полезны. Сейчас произошел сдвиг парадигмы, мышление меняется – не чем человек нам может быть полезен, а чем мы можем его заинтересовать и быть ему полезными как компания. И здесь возникает справедливый вопрос бизнеса о балансе интересов. Компании готовы платить за результат и хотят работать с лучшими.

И подобный запрос повышения эффективности за счёт внутренних изменений, вполне может быть решен за счет культуры управления и человекоориентированных подходов, где увязаны три элемента:

- оценка результата (те самые известные показатели эффективности);

- наблюдение за поведением. В соответствие с ценностями, корпоративной культурой и как сотрудник поддерживает атмосферу, психологический комфорт и здоровую среду в коммуникации;

- потенциал человека (равно: вовлеченность и мотивация)

А видеть тот самый потенциал.

Что человек хочет, как ему помочь этого достичь, что человеку важно и куда его направить внутри - уже и есть навык современного руководителя. Создать условия так, чтобы развиваться самому и задавать зону ближайшего развития для своих сотрудников, команды, клиентов.

От «власти над» (авторитарность, директива) к «власти вместе» (диалог, горизонталь, делегирование). Руководитель становится пипл-менеджером. Важно инвестировать внимание и энергию в развитие компетенций руководителей по работе с человеком и созданию поддерживающей среды в компании. И те же навыки адаптивности, гибкости, перестройки стратегий – это метакомпетенции: «уметь управлять изменениями», «уметь формировать команды», «уметь вести диалог и коммуникации». Мы задаем перспективу и управляем карьерой у имеющихся сотрудников и только что пришедших. Стоит учесть, что у каждой компании свой уникальный путь и содержание, которое вложено в понятия тех самых софт-скиллс.

Стоит не слепо следовать трендам и инвестировать в развитие отдельных сотрудников. Нужно идти и строить процесс обучения для команды. Потому как результат крутого руководители, известного на рынке, в своей индустрии – это не результат одного человека, а команды. И вы можете быть звездой в одной компании и не стать ею и провалить всё в другой. Именно команда способна объединять усилия для улучшений, выдерживать скорость изменений, постоянно рождая изнутри улучшения. Человек выбирает компанию, а компании нужно приложить усилия, чтобы его адаптировать и сохранить вдолгую. И это путь с двухсторонним движением.

Если хотите внедрить тренды найма к себе в компанию, пишите, с удовольствием проконсультирую.

2
6 комментариев

Человеческий фактор выходит на первый план. Больше не работает схема "найми кого угодно, лишь бы работал". Сейчас важно создать условия, чтобы сотрудники чувствовали себя ценными и развивались

1

Да, Семён. Так и есть. Из своего опыта работы с компаниями вижу, что парадигма меняется, однако очень медленно. Я говорю сейчас о региональном рынке - это Урал. До сих пор достаточно сложно эйчарам пробить ментальность бизнеса и донести, что компетенции по работе с персоналом - уже must have для каждой руководящей позиции или роли. И что строить отношения, где сотрудник вовлечён и вкладывается в дело, возможно только, если мы видим потенциал и даём ценность его действиям и строим его развитие из его запроса. Человеческий ресурс ограничен, а человеческий потенциал безграничен и свободен

Сейчас много супер талантливых людей и без дипломов, которые готовы расти вместе с командой, главное, чтобы этот рост предоставляли им. Это хорошая инвестиция, в будущем такие сотрудники могут очень хорошо продвинуть, например, компанию вперед

1

Юрий, я понимаю о чем вы говорите. Полагаю про ситуации, когда сотрудник готов, нацелен и лоялен, однако увы... внутри перспективами его карьеры, развития особо и не озадачены. И такие компании есть. Я писала в своих социальных сетях о некоторых "ловушках", куда может попадать взрослый профессионал и более всего было обсуждений о "ловушке культуры". Когда ожидания не равно реальность. Поэтому развивающаяся корпоративная среда и тренды в культуре управления в виде самоуправляемых команд имеют место быть и не факт что какие-то компании увидят в них для себя путь и изменятся. Я твёрдо стою на принципе, что через развитие человека и организация развивается. Поэтому рекомендую ещё обязательно каждому работать со своим карьерным или профессиональным развитием. Даже чтобы выбирать ту компанию, где есть возможности для твоих карьерных целей

Добрый день, возможно не по теме вопрос , почему у вакансии от 200 -400 откликов не находят кандидата .?
Вакансия топ менеджера а среднего звена.

Нина, здравствуйте. Вопрос по теме. Я поделюсь своим мнением. Чтобы более конкретно ответить - мне не хватает полной картины и контекста. Я не знаю вашей корпоративной среды и как внутри организации текут hr-процессы, не знаю вашей репутации как Работодателя и компании. Цель вакансии - это привлечь внимание релевантных соискателей и побудить сделать отклик. Далее уже включается человек (рекрутер, нанимающий руководитель) и т.д. Сейчас найм - это уже творчество и креатив. Конверсия существенно снизилась, время существенно увеличилось. В среднем на 30-45%. По последнему показателю. Сейчас нужно точно: 1. Увеличивать каналы и охват (сколько у вас каналов задействовано?). 2. Есть решения, где автоматизируется даже этап рассылки и публикации вакансии. 3. Найм - это точно уже маркетинговые технологии, поэтому даже то, как составлено объявление о вакансии имеет значение и должно быть разным под разные ЦА (есть ли у вас ясно описанный портрет кандидата?). 4. Возможно за счет внутренней ротации можно закрыть (как правило: посмотреть в ком есть потенциал и простроить кандидату карьерный трек. Возьмёте с рынка - не факт, что он будет давать результат, так как законы групповой динамики работают и человек может потерпеть не успех). 5. Ваша позиция вполне может быть на адекватна запросам (условно: хотите за недорого взять крутого; или хотите дорого, однако ожидания бизнеса не реалистичны). Вот что пока пришло в ответ на ваш вопрос.