Какой стартап запустить в 2025 году?
Брали тут у меня недавно комментарии для статьи на Форбс, на тему того, какие ниши будут перспективны для стартапов в текущем году?
В материал, к сожалению, вошло далеко не все из того, что я подготовил, поэтому решил поделиться своими мыслями с вами тут.
Итак, однозначно любые технологии импортозамещения, будь то софт или железо — будут супер востребованы. Как рынком потребителя, так и инвестиционным. Преимущественно в B2B (особенно энтерпрайз) и B2G сегментах.
Также перспективными остаются и набирают еще большие обороты: EdTech, ИИ, агротех, fashiontech, финтех и военные технологии. Где помимо новых продуктов и сервисом достаточную долю можно будет закрыть локализацией уже существующих западных продуктов, под что есть ряд специальных грантовых программ.
Почему стоит обратить внимания на эти ниши?
Искусственный Интеллект: Объем российского рынка ИИ, по прогнозам, может вырасти до 60 млрд рублей в 2025 году, благодаря внедрению AI как в государственный, так и коммерческий сектора. В частности сейчас развивается тренд на интеграцию ИИ в EdTech продукты/платформы, а также маркетинг, продажи и найм персонала.
Если отдельно говорить про Martech, то я бы выделил:
⁃ Анализ big data для прогнозирования спроса;
⁃ Работа с NPS и проведение кастдевов;
⁃ Генерация контента (как рекламного, так продающего и даже продуктового) под сегменты аудитории и когорты пользователей, с целью повышения конверсий;
⁃ СММ (от генерации до постинга и общения с аудиторией);
⁃ Снижение стоимости лида за счет поиска релевантных запросов в интернете и их автоматической обработки.
Агротех: Развитие сельского хозяйства — одно из приоритетных направления для России. В 2022 году количество российских агротех-стартапов выросло на 30% по сравнению с 2021 годом. 37% из них — биотехнологии и IoT, 20% — дроны и системы управления фермами.
Помимо общего развития индустрии, увеличивается и спрос на применение каннабидиола (CBD) и технической конопли в фармакологии, текстильной промышленности, косметике и медицине. Как раз несколько таких проектов разрабатывает Тимофей Перевезенцев, с которым в октябре наш предпринимательский лейбл noosphere.vc заключил свой первый контракт.
FashionTech: По мимо усиления, поддерживаемых субсидиями, трендов на заботу об экологии и внедрения технологий переработки сырья (такой стартап тоже сейчас развивает наш Тимофей), возрождается тренд на Phygital Fashion — в прошлом году LG показали новый дисплей, который они планирует для использования в одежде.
Несколько лет назад, еще до НООСФЕРЫ, у меня самого был стартап по интеграции дисплеев в одежду и аксессуары, да и крупные бренды планировали выпускать подобную продукцию, но пришел ковид и тема заглохла, — крупные бренды заморозили свои разработки, а стартапы тупо обонкротились.
Сейчас есть большая вероятность и возможность для возрождения подобных стартапов и участия в них fashion брендов.
EdTech: Рынок в начале 2024 года вырос на 22,5%, до 33 млрд рублей и что немаловажно — один из лидеров этого рынка Like Центр, после ареста его основателя Аяза Шабутдинова, практически вышел из игры, в то время как его адепты жаждут отдать свои (а также и кредитные) деньги за знание, тусовку и поклонение новому лидеру.
Макароныч тому лихой пример, хотя к эдтеху я бы его не причислял...
Финтех: Однозначно главный тренд этого года — это ЦФА и альтернативные инвестиционные продукты на их базе, для розничных частных инвесторов.
И хотя сегмент краудинвестинга демонстрирует рост на 25–30% в год, а сумма привлеченных средств через краудинвестинговые платформы в РФ уже превысила 5 млрд рублей, я бы не спешил на месте стартаперов делать собственные краудинвестинг или цфа-платформы, а сосредоточиться на создание новых инвестиционных продуктов для этого рынка, — таких, например, как инвестиции в людей или коллективных инвестиций в вино (причем не только произведенное, но и на стадии возделывания земли, этакий крауд-оффтейк) или предметов искусства.
Здесь тоже возможен вариант как в случае с бондами, которые, на доходы со своих будущих песен, выпустил Дэвид Боуи еще в 90-х (что тоже можно назвать примером инвестиций в человека).
Если говорить, про инвестиции в людей, то мое видение, которое я публично озвучил еще в апреле прошлого года на нашей конференции, уже подтвердил и глава Альфа Банка Владимир Верхошинский на Finopolis, в конце прошлого года.
Что же касается коллективных инвестиций в искусство и предметы роскоши, — это долгосрочные и достаточно консервативные инвестиции, которые до этого момента были доступны только сегменту HNWI, а сейчас, в связи с высокой ключевой ставкой, у частных розничных инвесторов есть острая потребность в новых инвестиционных продуктах.
Все что имеет доходность 20-35% годовых и риск выше депозита уже не очень выгодно для небольших частных инвесторов, а коллективные инвестиции через ЦФА дают возможность зайти в ранее им недоступные инструменты.
При этом, я не очень верю в сами краудинвестинговые платформы, т.к. им очень сложно привлекать инвесторов, — сразу несколько барьеров надо преодолеть: доверие к новому продукту, доверие к новому инструменту, доверие к эмитентам и главное к самой платформе. Плюс для того чтобы это работало — нужна нехилая критическая масса таких инвесторов, а иначе не будет ликвидности.
У банков и биржи есть куча клиентов, есть брокеры и есть доверие. Продать новый продукт на существующую аудиторию, которая уже много лет или даже десятилетий пользуется этой платформой — гораздо проще, чем собирать все с нуля.
Именно поэтому, я советую предпринимателям сосредоточиться на самих продуктах, а платформу и инвесторов — взять у крупных игроков партнеров, таких как банки и биржи.
Военные технологии: Тут все очевидно и без комментариев.
Что с конкуренцией?
Почти во всех перечисленных нишах есть крупные игроки, — как прямые, так и косвенные: Астра, Яндекс, VK, Сбер, Т-Банк, МТС, Альфа, НОВЫЕ ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (МойОфис), GetCourse, ЮKassa, VisionLabs, Росагролизинг, Россельхозбанк и т.д.
Самым свободным сегментом, где практически отсутствуют реально крупные игроки — это fashiontech. Если в других областях крупные игроки представлены своими разработками, то здесь (особенно если мы говорим про Россию) бренды/ритейл/фабрики — ничего технологичного сами не делают.
Но это не значит, что в других нишах все занято. Я бы посоветовал стартапам искать партнерств с крупными игроками, особенно в сфере финтеха — банки, биржи, брокеры, и уже на них накручивать свои технологические и продуктовые решения, получая доступ ко всем клиентам с рынка.
У крупных игроков есть технологическая база и экспертиза в анализе больших данных, развитые экосистемы обучения и профессиональная сертификация, широкая клиентская база и интеграция с экосистемами. Огромные собственные ресурсы, плюс — легкий и быстрый доступ к внешним.
НО!
Как у любого крупного бизнеса у них есть и весомые стоп-факторы: излишняя бюрократия и неповоротливость, как следствие — отсутствие гибкости и возможности быстро адаптироваться под меняющийся рынок.
Именно за счет этого и появляются стартапы, которые обходят крупных игроков в определенных нишах и дальше либо сами превращаются в неповоротливых корпоратов, либо их поглощают... стратеги или долги — тут уже как повезет.
Технологические рынки, на которых играют компании-мастадонты, с устаявшихся красных смежных рынков, еще слишком новые, чтобы говорить о занятии в них каких-то долей. Но я, в очередной раз, советую стартапам не пытаться напрямую, в наглую, вытеснить старичков, а работать с ними в партнерстве. В особенности в областях финтеха и оборонки.
Ну а если кто-то из вас собирается в этом году запустить свой новый стартап или привлечь инвестиции в уже существующий — пишите мне в телегам.