Яндекс - всё? Во что превратился флагман Рунета

По итогам 2024 года Яндекс стал самой дорогой компанией Рунета, заняв в соответствующем рейтинге Forbes первое место с капитализацией в $12,5 млрд. Первое место он занимал и в 2023 году.

В 2024 Яндекс окончательно разделился на "российский" и "иностранный", и от него, а также от России в целом, окончательно отмежевался основатель и бессменный лидер Аркадий Волож. У компании началась новая эпоха, но будет ли она такой же успешной, как предыдущая? Останется ли Яндекс в статусе технологического лидера?

Поиск потерялся

Тот Яндекс, с которым мы росли и работали бок о бок 25 лет с 1997 года, уже умер. Как компания, ключевым сервисом которой был поиск, навигация по выложенной другими людьми в интернет информации. Возможно, умер он очень удачно и вовремя: в последние несколько лет "традиционный" веб-поиск с результатами в виде списка ссылок стремительно теряет свой статус ключевого интернет-сервиса.

  • Поиск не справляется с современным интернетом. Он плохо умеет работать со свежей информацией, не умеет отличать фейки и дипфейки, плохо умеет извлекать информацию из соцсетей, не видит информацию в мобильных приложениях, не умеет строить отношения с производителями контента.

    Поисковик хочет давать сразу на странице выдачи все нужные пользователю данные, а в идеале – возможность сразу там же, в выдаче, сделать то, что тот хотел. Например, забронировать гостиницу, столик в ресторане, или посмотреть фильм. У Яндекса были такие эксперименты: формат выдачи с интерактивными ответами Яндекс.Острова был торжественно запущен ещё в 2013 году, но "не взлетел". Потому что надо либо иметь полный набор собственных сервисов, которые закроют если не все, то большинство пользовательских задач, и поисковик превратится в навигатор по собственным ресурсам компании – либо договариваться о взаимовыгодных условиях сотрудничества со всеми гостиницами, ресторанами, онлайн-кинотеатрами и так далее, у которых весь бизнес строится на основе работы с привлечённым на свою площадку трафиком.

    У Google, кстати, те же проблемы. В частности, он никак не может договориться со СМИ о выдаче в поиске их материалов, и крупные медиа судятся с Google и закрываются от него. А с другого фронта нападают антимонопольные регуляторы, недовольные засильем в выдаче Google сервисов самого Google.
  • Поиск децентрализируется: поиск или другой сервис навигации есть собственный у каждой крупной площадки, и люди всё чаще предпочитают искать товары сразу на маркетплейсе, видео – сразу на YouTube и так далее. В социальных сетях и сервисах типа ТикТока вместо поиска - рекомендации и "умные ленты".

    При этом в собственном поиске площадок либо нет рекламы (сервисы, позволяющие продавцам маркетплейса поднять за деньги товар в поисковой выдаче, за рекламу не считаются, потому что пользователи это так не воспринимают), либо её меньше, и она органичнее интегрирована.
  • LLM-чатботы. Всё чаще люди предпочитают не искать что-то в Google, а спросить на естественном языке у ChatGPT и аналогов. И получить красиво оформленный ответ на естественном языке, к которому можно задать дополнительные вопросы. А не пучок ссылок, которые ещё не все откроются, вперемешку с рекламой. В чатботах пока нет рекламы (впрочем, скоро появится, а у Яндекса уже есть. Но когда появится, вряд ли "подсевшие" на чатбота побегут обратно в Google).

Курс на еду и езду

Как выглядит отход Яндекса от поиска, хорошо видно по финансовым результатам 2023 года. Выручка по сегментам:

  • поиск и портал: 337,5 млрд рублей;
  • сервисы электронной коммерции: 503,4 млрд рублей;
  • O2O (включает "Доставку", "Еду", "Деливери", "Заправки" и другие сервисы): 330,6 млрд рублей;
  • mobility (такси, каршеринг, аренда самокатов): 165,8 млрд рублей.

Почему так мало денег от такси? Огромные "вложения в мотивацию водителей и партнеров, в том числе бонусы для водителей. Эффективная комиссия сервиса оставалась на уровне ниже 10%".
Как рассказывал несколько лет назад недавний гендиректор Яндекса Тигран Худавердян, ключевые направления для компании в новую эпоху – электронная торговля, райдтех и фудтех (в основном, доставка продуктов и готовой еды). Конечно, нужно добавить к стратегическим направлениям искусственный интеллект. Хотя, пока непонятно, как именно Яндекс собирается в нём самореализоваться, кроме как добавить во все сервисы.

(Правильнее, конечно, говорить не об ИИ, а об LLM, так как технологии искусственного интеллекта, в первую очередь, машинное обучение, Яндекс задействует в своих сервисах очень давно. Но все говорят об ИИ, будем и мы).

Тем временем, доля Яндекс.Маркета не впечатляет.

47% — Wildberries,

34.4% — Ozon,

8.1% — «Яндекс Маркет»,

6.9% — «Мегамаркет»,

1.8% — «Сима-ленд».

По количеству заказов тот же порядок:

72.7% — Wildberries,

22.8% — Ozon,

2.4% — «Яндекс Маркет»,

1.1% — «Мегамаркет»,

0.3% — «Сима-ленд».

Зато он не окружён постоянными скандалами с селлерами и покупателями, как Wildberries. И не провёл четверть века в убытках, как Ozon, который в 2023 году впервые объявил о выходе на прибыль. Возможно, Яндекс (пока) проигрывает рынок WB и Ozon просто потому, что в отличие от последних маркетплейс для них – не единственный и главный сервис, и они на нём так не фокусировались, как конкуренты. А что может быть не так с фудтехом?

Здесь мы имеем в виду в первую очередь Яндекс.Еду (доставка из ресторанов), Яндекс.Лавку (доставка продуктов), Яндекс Ultima (доставка из элитных ресторанов).

В России сейчас это очень конкурентный рынок, по крайней мере в больших городах. И конкуренты уже успели избаловать пользователя стремлением к качеству сервиса. Конечно, проколы регулярно бывают у всех, но интернет полон в основном возмущёнными отзывами пользователей на Еду и Лавку.

Курьеры регулярно пропадают вместе с едой, надолго или насовсем, привозят не то и не туда, проливают кофе в пиццу, а поддержка отбивается от недовольных заказчиков промо-кодами на следующие заказы. Причём отбивается автоматически: бывают случаи, когда пользователь пишет в поддержку, чтобы поблагодарить курьера или задаёт какой-то нейтральный вопрос – и получает ответ "извините, мы так больше не будем, курьер наказан, уволен и расстрелян на рассвете, вот вам промо-код".

Курьеры в своих жалобах на сервис не отстают от пользователей

Тем временем, доставка продуктов, включая готовую еду, есть уже чуть ли не у всех приличных торговых сетей (Магнит, Пятёрочка, Перекрёсток и так далее), не считая специализирующихся на ней конкурентов типа Самоката и ВкусВила. Конкуренты стремятся к максимально быстрой доставке (Самокат), максимально человечной и конструктивной поддержке (ВкусВил), к максимальному ассортименту (сберовский "Купер", работающий по модели агрегатора).

Важным преимуществом Яндекса можно считать то, что он способен поддержать фудтех райдтехом: использовать в доставке свои такси и таксистов, свои самокаты, электровелосипеды для курьеров собственной разработки.

Токсичное такси

Что ж, плавать в красном океане доставки пропитания Яндексу действительно непросто. Но вот в такси конкуренция кажется не такой свирепой – кроме того, Яндекс хорошо умеет покупать конкурентов, игнорируя претензии ФАС. В регионах все мелкие агрегаторы, операторы и таксопарки уже скуплены. Зато доля на московском рынке агрегаторов такси достигла в 2024 году 96%.

Но такси – слишком непростой бизнес. Цены растут, водителей не хватает, водители ненавидят пассажиров, пассажиры страшно недовольны водителями, и все вместе они ненавидят Яндекс. Потому что Яндекс, как ему и свойственно, пытается решать все проблемы с помощью алгоритмов.

А алгоритмы заставляют водителей работать по многу часов (или наоборот, не дают им работать по многу часов). Алгоритмы заставляют водителя ехать туда, куда ему не хочется. Алгоритмы выдают пассажирам персонализированные цены в зависимости от погоды, времени суток, дня недели и процента оставшегося заряда смартфона. Понятно, что именно так и выглядит будущее, но в это будущее ещё предстоит загнать всех контрагентов и убедить, что оно – светлое.
Что у Яндекса с каршерингом? В 2021 году компания потеряла первое место на московском рынке в пользу "Делимобиля". А к середине 2023 года он уже занимал 4 место среди 4 лидеров ниши по количеству поездок в месяц и 3 из 4 по общему количеству поездок. Зато средний чек был самый высокий.

К райдтеху относится ещё и логистика. Но это во-первых бизнес очень сложный. А во-вторых, в последние месяцы в него пошли крупные маркетплейсы, которые таки понимают вещь или две за логистику и обеспечат Яндексу интересную конкуренцию.

У райдтеха и фудтеха есть несколько общих проблем.

1. Кадры: человеческий фактор, дефицит и платформенная занятость

Таксистов и курьеров катастрофически не хватает. Несмотря на то, что их огромное количество. И они, если верить прессе, зарабатывают огромные деньги. При этом и те, и другие постоянно генерируют какие-то проблемы. Потому что они люди и действуют как люди: хотят побольше заработать, при этом сэкономив усилия. Не всегда умеют общаться и правильно себя вести. Попадают в аварии и прочие происшествия. Среди них много мигрантов со всеми присущими им нюансами.
В последние годы Яндекс наконец-то перестал использовать в качестве главного аргумента в ответ на претензии к курьерам и таксистам то, что это не его сотрудники, а сотрудники компаний-партнёров. А Яндекс вообще ни при чём, он агрегатор. Но тёмная сторона гиг-экономики никуда не делась. О ней уже везде слишком много раз рассказывалось, чтобы повторяться.

2. Государственная регуляция

У Яндекса мощное лобби. Яндекс, особенно теперь, любимец российского государства, poster child отечественного IT. Но как и положено компании из прогрессивной индустрии, он бежит впереди законодательства и порождает феномены, которые госмашине приходится вводить в правовое поле постфактум. Сильно после того, как феномены стали частью повседневной жизни и изрядно её изменили.
Закон об агрегаторах такси пытались принять лет пять, существовало несколько версий законопроектов от разных депутатов. Его наконец приняли в 2022 году, и индустрия тут же заявила, что он сырой и недоработанный. Есть подозрение, что законодательное регулирование и такси, и фудтеха (который, кстати, наверняка привлёк дополнительное внимание регуляторов несколькими громкими случаями массовых отравлений в 2024 году) только началось и несёт игрокам рынков немало сюрпризов. И это ещё дело не дошло до беспилотных такси и даже до доставки роботами еды, тестирования доставки роверами Яндекса не считаются.

Итак, два уже работающих и зарабатывающих флагманских направления бизнеса Яндекса – это сложные рынки, требующие больших вложений, но не такие, которые можно просто завалить деньгами, не найдя в первую очередь работающих системных подходов к решению ключевых проблем. Из монополиста в своей нише, денежной и важной, Яндекс превратился в одного из игроков высококонкурентных и многопроблемных рынков. Но, может быть, его спасут нейросети?

Алиса, что будет с Яндексом?

Все технологии и сервисы, связанные с большими языковыми моделями, нейросетями, чатботами и прочим GPT – конечно, должны считаться главными перспективами для всё-таки главной IT-компании страны. Даже несмотря на то, что в результате завершившегося в 2024 году разделения Яндекса на "наш" и "буржуйский" последнему отошли связанные с модными ИИ-тенденциями направления. А именно:

  • Nebius – облачная инфраструктура для искусственного интеллекта. Создает глобальную сеть кластеров GPU в Европе и в США, предоставляя разработчикам ИИ мощные вычислительные ресурсы для обучения и внедрения моделей машинного обучения.
  • Toloka AI: платформа для разметки данных и контроля качества, необходимая для обучения крупных языковых моделей и других ИИ-систем. Toloka предоставляет услуги таким компаниям, как Amazon и Hugging Face.
  • Avride: компания, базирующаяся в Техасе, занимается разработкой технологий автономного вождения и роботизированных систем доставки. Avride заключила многолетнее партнерство с Uber.
  • Дата-центры: компания управляет центрами обработки данных в Финляндии и Франции, а также планирует открыть новый дата-центр в Канзас-Сити (США) в начале 2025 года.
  • Суперкомпьютеры: Nebius дебютировала в мировом рейтинге суперкомпьютеров Top500.

В декабре 2024 года Nebius привлекла $700 млн инвестиций от таких компаний, как Accel и NVIDIA, для дальнейшего развития своей ИИ-инфраструктуры.

Возвращаясь к Яндексу: пока непонятно, как именно будет сделана ставка на нейросети и насколько успешно удастся их монетизировать. Хотя, реклама в ответах Яндекс.Нейро уже появилась:

Яндекс - всё? Во что превратился флагман Рунета

Зато хорошо понятно другое: вкладывать сюда в ближайшее время надо будет очень много денег. И конкурировать с ВК, а главное, со Сбером, который тоже объявил это направление приоритетным и в ресурсах не стеснён.

У Яндекса хорошо идут продажи колонок с виртуальным ассистентом Алисой. Но когда колонки себе купят все, кто хотел, а также подарят их родственникам по одной в каждую комнату, Алису тоже понадобится как-то монетизировать.

Бледное импортозамещение

Разрыв с коллективным Западом освободил российский интернет от множества массовых сервисов, аудиторию которых стоило бы приютить у себя. Это не только Facebook, бывший Twitter, Instagram. Это сервисы для работы: LinkedIn, ряд таск-трекеров (Asana, Trello, Basecamp, Jira, Bitbucket). Сгущаются тучи над Google вместе с его Google Drive и облачными "офисными" сервисами. Заблокированы Discord и Viber.

Где офисный пакет от Яндекса? Он есть в (платном) Яндекс 360, но сравнимо ли количество пользователей с российской аудиторией тех же Google Docs?

Где мессенджеры и соцсети от Яндекса – мы даже спрашивать не будем. Мы знаем, что Яндекс пытался. Но Яндекс не способен работать с социальными сервисами. Это та же "корпоративная ДНК", культура мышления, не совместимая с соцсетями.

Ну и здесь же — понятное нежелание нести риски, связанные с пользовательским контентом. Эти противные пользователи вечно норовят загрузить куда попало краденую музыку и кино, порнографию, в постах и комментариях матерятся, ругают Путина и поминают иноагентов без дисклеймера. (Мессенджер у Яндекса, кстати, есть. И очень давно. Возможно, мы увидим его превращение в корпоративный сервис. Но скорее тут преуспеет ВК, который уже стал платформой коммуникации для государственных образовательных организаций и работает над пересадкой на свои сервисы чиновников).

Заодно в ВК продали Яндекс.Дзен и Новости. В новостном агрегаторе тоже постоянно вылезают в топ какие-то не совсем правильные публикации, из-за которых могут быть проблемы. Активы, кстати, продали вместе с главной страницей Яндекса, что вообще случай беспрецедентный и провоцирует всяческие спекуляции с мотивом "не дай бог так оголодать".

В дележе шкуры недобитого YouTube Яндекс тоже не участвует, хотя у него и есть Яндекс.Видео. Зато нет ничего отдалённо похожего на ТикТок.

Разное, а также прочее

Какие ещё успешные и многообещающие вертикали есть у Яндекса?

Есть финтех. Но это направление инфраструктурное: технологии для работы с деньгами нужны всем остальным сервисам. Яндекс, конечно, включился в гонку "IT-банков". Он тоже купил себе банк и предлагает банковские продукты: накопительные счета, вклады, кэшбек, дебетовые карты.

К концу 2024 года оказалось, что банки IT-компаний стремительно растут и стали заметными игроками рынка, конкурирующими с лидерами. На них, по данным ЦБ, уже приходится 40% операций с электронными деньгами. Тремя годами ранее - всего 2%. Объем средств на вкладах и накопительных счетах вырос с января более чем в 2,5 раза.

Кино и музыка – сервисы с платной подпиской. У Яндекс.Музыки отличная система рекомендаций, но у неё и у "Кинопоиска" проблемы с контентом. Западный контент оттуда уходит, "восточный" пока приходит потихоньку, на производство собственного кино и сериалов у "Кинопоиска" уходят серьёзные деньги. А Яндекс.Музыке приходится вкладываться в модерацию, маркируя иноагентский контент, вычищая вражеские песни, размечая песни с возрастным ограничением и т.п.

Разбирать все сервисы Яндекса смысла нет, так как упруго бьющего фонтана чистой прибыли мы среди них не найдём. Тем временем, в России сохраняется геополитическая неопределённость, инфляция и высокая ключевая ставка и прочие обстоятельства, властно требующие тонкой подстройки. Сможет ли флагман российской техноиндустрии не просто выжить, но переродиться в новую, устойчиво прибыльную и убедительно растущую компанию – покажет время.

6
1
10 комментариев

Увы, но яндекс для меня рекламная помойка еще с нулевых, когда они пихали везде установку своих сервисов. Поиск это вообще нечто, не представляю каким засранцем нужно быть, чтобы пользоваться этим перегруженным рекламой и баннерами сервисом, как не зайдешь куча шлака и уведомлений тебя встречают, хотя слышал, что РУ контент лучше гугла щас ищет.

На скидки на 1 заказ недавно кинули меня в лавке, якобы уже делал заказы (что ложь, ибо в моем городе даже нет лавки) когда доказал, что их косяк начали извиняться. Повторил с другим устройством чужого человека - туже хрень пишут в поддержке, не желая давать обещанные бонусы.

Кинопоиск, увы, бесполезен из-за скудного ассортимента, кучи вырезанных сцен из-за новых законов, и как бы не хотел смотреть легально это сложно. Музыка тоже обеднела из-за санкций и непонятных АП, поэтому всю коллекцию храню на ноуте.

2

Поисковик у них в разы лучше гугла

1

Да, есть у них косяки, как и у всех. Но всё равно, это наша компания, российская! В отличие от всяких Гуглов и прочих. И это важно, особенно сейчас. Пусть делают ошибки, пусть учатся, главное, что своё, родное.

Но всё равно, это наша компания, российская! В отличие от всяких Гуглов и прочих. И это важно, особенно сейчас. ПустьГОЙДА!

4

Ну и дела... Читал тут статью про Яндекс, и что-то совсем грустно стало. Вроде такая большая компания, а проблем – вагон и маленькая тележка. То курьеры пропадают, то таксисты цены ломят, то Маркет у них какой-то невнятный. Про поиск вообще молчу, давно уже ищу всё напрямую на сайтах, так быстрее и без этой кучи рекламы.

1

Доставка, такси, музыка, кино... Пользуюсь почти всем. Конечно, не всё идеально, но в целом удобно. За будущее немного волнуюсь, конкуренция сейчас бешеная, но надеюсь, что Яндекс выкрутится

1

".. бессмертный лидер.. " :-)))