Без онлайн-ККТ: как подключить онлайн-платежи и бесконтактную доставку в рамках закона

<i><b>Татьяна Глазачева, CEO платежного сервиса Robokassa</b></i>
Татьяна Глазачева, CEO платежного сервиса Robokassa

Сегодня возможность выбрать курьерскую бесконтактную доставку предлагают большинство фуд-сервисов, торговых площадок и интернет-магазинов. За этот год она стала очень востребованной у потребителей по всему миру. Этот вид доставки является составляющей комплекса мер безопасности для борьбы с распространением вируса COVID-19.

Сначала практиковать бесконтактную доставку начали службы доставки еды в разных странах, в том числе и в России, и практически параллельно внедрять этот тренд начали и интернет-магазины непродовольственных товаров. Это стало не просто частью ситуационного маркетинга компаний – например, 28 марта Роспотребнадзором был выпущен свод правил для московских ресторанов и фуд-сервисов, в котором в том числе прописан пункт об обязательном внедрении курьерской бесконтактной доставки. В том случае, если вы еще не подключили такую доставку или только начинаете заниматься продажами через интернет, рекомендую задуматься об этом.

Одним из основных вопросов, которые вам необходимо будет решить для того, чтобы начать предлагать своим покупателям функцию «Курьерская бесконтактная доставка» – это подключение онлайн-платежей. Для этого есть два легальных пути: приобретение, интеграция и дальнейшее содержание ККТ нового образца или подключение альтернативного решения. В связи с тем, что организационные, временные и финансовые расходы, связанные с покупкой онлайн-кассы, для многих предпринимателей невыгодны, они предпочитают подключить один из альтернативных вариантов. Их, в свою очередь, также два – это аренда облачной кассы или фискализация через платежного агента. Про них и про то, как можно организовать бесконтактную доставку, я расскажу в этой статье.

Что предлагает рынок?

Начну с объяснения каким образом работает каждое из решений.

Онлайн-касса в облаке

Есть компании (например, OrangeData, АТОЛ Онлайн, СloudKassir, Robokassa, e-ОФД, Nanokassa и так далее), которые предлагают арендовать онлайн-кассу, но не в физическом, а в облачном виде. По сути, это подписка на получение функций онлайн-ККТ. Решение гарантирует непрерывную и устойчивую обработку транзакций. Это стало возможным благодаря организации работы подобных сервисов – у компании-поставщика услуги имеется специализированный центр хранения и обработки данных (или просто дата-центр), в котором по образу сот размещены аппараты, объединены в группы, в свою очередь эти группы связаны между собой и с управляющим программным обеспечением. Таким образом происходит распределение потоков транзакций подключенных клиентов. То есть у продавца не может возникнуть ситуаций, когда платежи не проходят из-за того, что касса вышла из строя, как в случае с собственной ККТ. Помимо этого, преимуществом также станет отсутствие непредвиденных и дополнительных издержек на содержание (ежегодное обновление ПО) или ремонт аппарата – необходимым расходом будет только фиксированная сумма за аренду. Стоимость варьируется в зависимости от компании и необходимого функционала, в среднем месяц аренды выйдет в 2200-4500 рублей (отдельно нужно будет приобрести фискальный накопитель).

Стоит отметить, что на это решение за год вы потратите примерно такую же сумму, что и в случае приобретения собственной кассы, поэтому решение особенно актуально начинающим предпринимателям или тем, которые находятся на этапе тестирования бизнес-идеи.

Фискализация с помощью платежного агента

Принцип работы этого варианта опишу на примере решения «Робочеки». В данном случае платежный агент – это сервис Robokassa, который принимает платежи клиентов на свой счет и после перечисляет их продавцу, за эти операции он получает агентское вознаграждение в размере стандартной комиссии (подключение решения бесплатное). Агент от лица клиента занимается ведением всех надлежащих взаимодействий с ФНС. За своевременную передачу чеков покупателям и необходимых данных для дальнейшей отчетности в налоговую также отвечает платежный сервис. Предпринимателю не понадобится тратить время, силы и деньги на организационные вопросы, связанные с покупкой, установкой и содержанием онлайн-ККТ. Не нужно оформлять электронную цифровую печать, покупать или арендовать кассу, заниматься постановкой ее на учет в ФНС, ежегодно проводить обновление ПО или ремонт аппарата, а также заключать договор с ОФД.

В основном услугу фискализации через платежного агента используют представители микро- и малого бизнеса, за счет того, что денежные обороты не большие, такой вариант становится выгоднее, чем покупка своей кассы. Также решение подходит только для торговли через интернет. Однако сервис предлагает один инструмент, с помощью которого можно принимать оплату в момент доставки товара. Этот же инструмент и даст возможность осуществлять бесконтактную доставку. Посмотрим, как это может происходить.

Оплата по факту доставки

У всех клиентов сервиса (вне зависимости от выбранного тарифа) есть возможность использовать инструмент для формирования ссылки на оплату. Как его использовать при бесконтактной доставке? Очень просто – курьеру необходимо для этого иметь с собой смартфон с возможностью зайти в Личный кабинет на сайте сервиса или с доступом в специальный чат-бот (бот формирует ссылку на оплату, исходя из данных по заказу). Пошаговая инструкция:

  1. одетый в средства индивидуальной защиты курьер оставляет заказ у двери покупателя;
  2. далее отходит на два метра от двери, по телефону сообщает покупателю о своем прибытии;
  3. курьер со своего смартфона в Личном кабинете или через чат-бот формирует и отправляет ссылку, которая приведет покупателя на платежную страницу (отправить ее можно любым удобным заказчику способом: почта, мессенджер, SMS - как угодно);
  4. курьер отправляет чек покупателю.

Таким образом, социальная дистанция будет соблюдена, а покупатель имеет возможность оплатить заказ по факту его доставки.

Заключение

Потенциал сферы e-commerce очевиден, и думаю, что в ближайшем будущем мы будем все больше переходить к формату онлайн-шопинга. Поэтому сейчас достаточно перспективное время для того, чтобы начать онлайн-бизнес или заняться масштабированием уже имеющегося. Например, исследование «Как поменялся рынок электронной коммерции в связи с коронавирусом. 2019-2020 год» от AdvantShop показало стремительное увеличение количества новых интернет-магазинов: в апреле текущего года их стало практически в 2 раза больше, чем за период январь-март, а также в 1,5 раза больше, чем в апреле 2019 года. С учетом положения дел, думаю, что не стоит снова говорить о том, насколько сейчас важно серьезно подойти к соблюдению необходимых мер безопасности. Дальнейшее развитие этой ситуации, действительно, будет зависеть от каждого из нас. Поэтому советую обязательно внедрить в свои бизнес-процессы рекомендуемый комплекс мер по профилактике коронавирусной инфекции. Желаю всем сил, здоровья и терпения!

66
6 комментариев

Четыре точки на ноутбуке что на фото, это он экраном вниз что ли лежит?)

2
Ответить

Ага, перевернут xd

2
Ответить

Он просто на зарядке стоит в подставке! :)

1
Ответить

CEO, хули, может себе позволить ).

1
Ответить

А как быть если оплата за товар авансируется покупателем  в несколько этапов на торговой точке, а товар везется со склада, который от торговой точки за сто км?
т.е. сейчас мы должны пробить чеки на точке на аванс, а момент отгрузки пробить еще чек на отгрузку и отвезти этот чек на склад, откуда он должен поехать покупателю (а бывает еще частые случаи, что покупатель отказывается во время доставки от части товара)

Ответить