В России запретят иностранные слова в названиях брендов и рекламе: что известно уже сейчас и к каким штрафам готовиться

В регионах нашей страны уже начали запрещать рекламу и вывески на иностранных языках. На днях спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что Госдума в приоритетном порядке рассмотрит введение этого запрета на федеральном уровне.
Давайте заранее разберемся, кого коснется новый закон, какие есть исключения и что нужно сделать заранее, чтобы не попасть на штрафы.

В России запретят иностранные слова в названиях брендов и рекламе: что известно уже сейчас и к каким штрафам готовиться

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

Новый закон затронет каждую компанию и предпринимателя

Весь бизнес в нашей стране работает по правилам Федерального закона «О рекламе». И когда в этот закон вносят серьезные изменения, они касаются всех.

Под новый запрет попадёт вся реклама: баннеры, вывески, билборды — вообще всё.

И речь не только про оффлайн-бизнес. Интернет-реклама сюда же.

Сайты, страницы в соцсетях и на маркетплейсах, контекстная и таргетированная реклама тоже попадут под действие этих правил.

Обратите внимание: в законопроекте речь идет не только про названия компаний и товаров. Речь идет о принципиальном запрете использования «некириллических алфавитов» в бизнесе.

Это значит, что запрет распространится не только на названия компаний и продуктов, но и на всякие «надписи» типа «sale», «discount», «shop», «coffee» и подобных.

Получается, после вступления нового закона в силу, нашим компаниям будет вообще нельзя использовать иностранные слова на вывесках и в рекламе.

Штрафы для нарушителей — до 500 000 рублей

В Госдуме считают, что отечественный бизнес «агрессивно использует вывески, надписи и информацию на иностранном языке», а реклама «повсеместно пестрит привлекающими внимание иностранными словами».

Задачей нового закона депутаты видят защиту нашей культуры и языка.

С учетом современной политической обстановки логично предположить, что за принятием и исполнением нового закона будут следить достаточно серьезно.

Сообщение спикера Госдумы о «приоритетном порядке рассмотрения» по сути именно об этом и говорит.

Ответственность за нарушение закона «О рекламе» для юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ). Когда в этот закон внесут поправки о запрете латиницы, штрафы привяжут именно к этой статье.

Отдельный интересный вопрос — как будут считать количество нарушений и количество штрафов.

Допустим, название моего товара на латинице, и у меня есть вывеска, сайт и реклама в интернете. Это все одно большое нарушение, за которое выпишут один штраф, или штрафовать будут за каждое слово отдельно?

Исключение из новых правил — для владельцев товарных знаков

Товарный знак (он же «торговая марка») — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.

Чаще всего как товарные знаки в России регистрируют названия компаний и товаров, логотипы, слоганы, имена и домены.

Подробнее про товарные знаки, что это такое и зачем они нужны, я рассказывал в отдельной статье на VC.

В новом законе будет важное исключение: владельцам товарных знаков можно будет продолжать использовать свои бренды, даже если это бренд на английском или каком-то еще языке.

Итого, логика такая: если вы используете в бизнесе некириллические названия и слоганы, то после вступления нового закона в силу продолжать работать так же будет нельзя.

Но если у вас есть свои товарные знаки на эти названия — можно.

Когда новый закон вступит в силу

Вообще тема запрета латиницы в рекламе появилась еще в конце 2022 года. Тогда появился первый законопроект на эту тему. В 2023 году появился второй законопроект, а параллельно рассматривался третий.

В конце 2024 года история резко активизировалась: несколько регионов по своей инициативе уже приняли аналогичные поправки в региональное законодательство — Краснодар, Саратов и Ярославль. Там просто так брать и вешать англоязычные вывески уже запрещено.

В январе 2025 Вячеслав Володин сообщил о рассмотрении нового закона в «приоритетном порядке».

Раньше таких заявлений не было, поэтому ожидаем нововведения в ближайшее время, где-то к середине 2025 года.

Как подготовиться к изменениям, чтобы не попасть на штрафы

Скорее всего, изменения вступят в силу достаточно быстро. А штрафовать точно будут — стране сейчас нужны деньги.

Чтобы не попасть на новые штрафы, есть два варианта действий.

Первый — заранее убрать все надписи на иностранных языках из своей рекламы. Скорее всего, замена условного «sale» на «скидка» особо не помешает бизнесу.

Второй вариант — если в вашем бизнесе есть важные для вас названия на иностранных языках, то заранее зарегистрировать их как товарные знаки.

Тут логика простая: если вы вкладываетесь в рекламу и развиваете бренд именно под таким названием, то имеет смысл сделать так, чтобы права на это название принадлежали вам.

Пример из моей практики: такой знак защищает название на английском языке. Помимо того, что он дает исключительное право, он еще даст возможность использовать этот бренд в таком виде после вступления в силу нового закона. 
Пример из моей практики: такой знак защищает название на английском языке. Помимо того, что он дает исключительное право, он еще даст возможность использовать этот бренд в таком виде после вступления в силу нового закона. 

Если название не имеет для вас особого значения — проще сменить его на русскоязычное и не привлекать лишнего внимания проверяющих органов.

Только при смене названия точно стоит проверить, не попадаете ли вы на использование чужого уже зарегистрированного знака.

Всё-таки у нас в стране больше 900 000 регистраций и каждый год подают еще по 140-150 тысяч заявок, а ответственность за нарушение прав на чужой товарный знак — до 5 миллионов рублей.
И это не просто цифра — в одной из статей на VC я рассказывал, как мы взыскали пять миллионов рублей с нарушителя товарного знака на маркетплейсе.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам Роспатента, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf

Если в принципе тема нематериальных активов «ваша» — у меня есть телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Заходите, если вдруг еще не видели.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Возможно пригодится.

42
4
1
6
1
1
1
113 комментария

А "спикер" - это иностранное слово? Его не стоит на русский перевести? Например, "болтун" или "пи*дабол"?

41

Вспомнилась такая картинка в тему :)

7

Однозначно!

Ну наконец-то! Я бы еще все названия заставил не переводить транслитом, а в прямую на великий могучий.

Bounty – щедрость, нарада, дар.
Dove - голубь
Snickers – хихиканье

Ну и конечно просто необходимо возродить Старославя́нский

9
1

Это точно :))
А вы бы куда лучше сходили, в «Король бургеров» или в «Кентуккийская Жареная Курица»?)

8

Госдума в приоритетном порядкеДругих проблем в стране нет 🤡 Кстати смайлик на Володина похож

7