Тренды ИТ-образования 2025: вузы и колледжи ждут поддержки от ИТ-компаний и бизнеса

ИТ-образование не успевает за изменениями рынка — это мнение прочно укрепилось в ИТ-среде. Система образования слишком бюрократизирована, программы обучения устарели, выпускникам негде набраться практического опыта, если они не смогли устроиться на работу на последних курсах. Так ли это на самом деле?

Тренды ИТ-образования 2025: вузы и колледжи ждут поддержки от ИТ-компаний и бизнеса

Мы решили разобраться в том, что происходит с учебными программами в вузах и колледжах, которые выпускают ИТ-специалистов и готовы ли образовательные учреждения отвечать на вызовы рынка. Мы поговорили с представителями нескольких вузов и колледжей и в этой статье расскажем о том, что ждет ИТ-образование в ближайшие годы.

Прежде всего отметим, что набирает обороты давний тренд на взаимодействие образования и бизнеса. Растет запрос на сотрудничество между вузами и ИТ-компаниями, а образовательные программы будут еще больше ориентированы на реальные потребности бизнеса.

В таком сотрудничестве все стороны заинтересованы одинаково сильно — вузы ждут от бизнеса инициатив по обновлению учебных программ, включению новых дисциплин. Колледжам и университетам не хватает преподавателей-практиков и эту нехватку могли бы компенсировать специалисты ИТ-компаний. Образовательные учреждения готовы рассматривать бизнес с его реальными задачами как площадки для практики, причем не только студентов, но и преподавателей ИТ-дисциплин.

Чтобы студенты были еще лучше подготовлены, нужно в дальнейшем продолжать интеграцию образования и бизнеса. Какие варианты здесь могут быть? Самый простой и распространенный — преподавание квалифицированного ИТ-специалиста в вузе. Но можно рассмотреть и обратный вариант, погружение преподавателя в рабочую среду. Конечно это сложнее, возможно не всегда и не везде, но и не каждый ИТ-специалист компании может работать в вузе.

Екатериничев Алексей Львович, к.т.н., доцент, заместитель директора по научно-техническому развитию Института передовых информационных технологий ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Тренд 1. Более быстрое и частое обновление учебных программ

Вузам и колледжам непросто успевать за изменениями рынка и потребностями бизнеса. На это есть несколько причин. Сами образовательные учреждения прекрасно видят их и стараются найти решения своими силами, что в ближайшем будущем сдвинет ситуацию с мертвой точки.

Что мешает вузам быстро реагировать на изменение запросов бизнеса?

  • использование тех или иных технологий в образовательном процессе отдается на усмотрение преподавателя, который ведет дисциплину. Чтобы обучение студентов отвечало потребностям их будущих работодателей, педагог должен думать как бизнесмен, топ-менеджер, ИТ-руководитель в компании. Но таких знаний и навыков у преподавателей нет;

  • государственные образовательные организации слишком инертны силу присущей им бюрократии, специфики планирования бюджетов, учебных планов. Изменить учебную программу в середине года практически нереально, поэтому случается так, что студентов продолжают учить на примерах сервисов и приложений, которые больше не доступны в России. Их лицензии отозваны, но вузы продолжают работать с планами прошлых лет.

Вузы видят выход в более тесном сотрудничестве с бизнесом, в создании совместных курсов.

Во многих вузах и колледжах, выпускающих ИТ-специалистов, хотя бы часть образовательных программ разрабатывается и преподается при участии бизнеса, непосредственных работодателей. И образовательные учреждения ждут от бизнеса бОльшей инициативы, готовы сами проявлять бОльшую гибкость в формировании учебных планов совместно с ИТ-специалистами.

Полностью успевать за быстро меняющимся рынком труда вузы не могут, да и не следует этого делать. Несмотря на быстрое развитие, базовые принципы остаются в целом неизменными, а образование в основе своей направлено на изучение базовых принципов, без понимания которых невозможна качественная работа в ИТ-сфере, равно как и в любой другой.

Сычугов Алексей Алексеевич, директор ИПМКН, заведующий кафедрой ИБ ТулГУ.

Вузы по мере возможности стараются включать в свои учебные программы обучение новейшим технологиям — искусственному интеллекту, блокчейну и др. Однако и здесь есть свои сложности, решить которые можно при активном взаимодействии с ИТ-компаниями. Например, сказывается нехватка квалифицированных преподавателей, знакомых с новейшими технологиями. И этот вопрос точно можно решить с помощью специалистов компаний, потенциальных работодателей.

Новые технологии, которые стабильно пользуются спросом на протяжении времени, безусловно должны включаться в образовательные программы. И мы тоже не хотим стоять в стороне от прогресса. Но стоит помнить, что для разработки (именно разработки) таких вещей необходима зачастую сильная подготовка по смежным дисциплинам (математика, информатика, физика и пр.), поэтому мы всегда стараемся находить золотую середину, ведь лучше быть профессионалом в своей сфере, чем не понимать ничего, но во всех.

Вожова Кристина Игоревна, директор Московского международного колледжа цифровых технологии «Академия TOP».

Тренд 2. Больше практики, как ответ на запрос рынка

Несмотря на то, что все наши собеседники оценивают уровень готовности выпускников к работе, как достаточно высокий, у вузов есть потребность в новых подходах к практическим занятиям. На последних курсах многие студенты уже находят первую работу, где и получают основные практические навыки по специальности.

Мы прилагаем все усилия к этому. Идем навстречу тем студентам, кто начинает работать по специальности уже в процессе обучения, на старших курсах все студенты обязательно проходят практику в ИТ-компаниях. Конечно это не даёт 100% результата, но те, кто хотят стать разработчиками, понимают важность практического опыта и стараются его получить как можно раньше. Наиболее способные ребята уже к диплому имеют 1-2 года работы по специальности и понимание направления, в котором они хотят развиваться.

Екатериничев Алексей Львович, к.т.н., доцент, заместитель директора по научно-техническому развитию Института передовых информационных технологий ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Но задача образовательных учреждений — самим давать студентам максимум практики, основанной на реальных потребностях бизнеса. Именно поэтому и вузы, и колледжи, ждут от ИТ-компаний большей вовлеченности, как минимум — работы с настоящими задачами на лабораторных занятиях и практикумах или предоставления своих площадок для производственной практики студентов.

Конечно, критичные и срочные задачи, а также задачи, требующие жесткого NDA здесь не подойдут. Но задачи, заключающиеся, например, в написании тестов или задачи по разработке новых фич, до которых не доходят руки у сотрудников, вполне могут быть использованы для выполнения студентами лабораторных или курсовых работ. Студенты не только познакомятся с используемым технологическим стеком, но принесут пользу и сами прокачаются — особенно если организовать работу и ее приемку в соответствии с принятыми в компании стандартами.

Екатериничев Алексей Львович, к.т.н., доцент, заместитель директора по научно-техническому развитию Института передовых информационных технологий ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Мы в IT Test год назад начали сотрудничать с ТулГУ в рамках федерального проекта «Цифровые кафедры» и теперь ведем в этом вузе курс обучения профессии тестировщика. Курс вырос из нашей собственной школы тестировщиков и нацелен именно на получение практических навыков, теория на курсе занимает только четверть времени. На практических занятиях студенты разбирают обезличенные реальные кейсы с преподавателями, которые работали на проектах Яндекса, Сбера, VK, X5 Group, Т-Банка и т.д. и выпустили несколько потоков студентов нашей школы тестирования.

Тренд 3. Внимание к софт-скиллам

Вслед за ИТ-компаниями важность софт-скиллов для будущих ИТ-специалистов стали оценивать и образовательные учреждения. Все участники нашего опроса едины во мнении о том, что в ближайшие годы выпускников ИТ-специальностей будут оценивать не только по их хард-скиллам, но и по гибким навыкам.

Однако этот тренд пока развивается достаточно медленно. В вузах и колледжах дисциплины, позволяющие получить теоретические знания, необходимые для развития софт-скиллов, даются на первых курсах, дальше такие навыки можно оттачивать на практике.

На первом курсе обучения в нашем колледже больший акцент поставлен на развитие софт-скиллов с помощью ненавязчивых, но полезных дисциплин, таких как: управление проектами, где студенты учатся работать в командах, презентовать и защищать свой продукт; психология общения, где обучающиеся учатся строить взаимоотношения в коллективе; критическое мышление, где студенты учатся тайм-менеджменту, алгоритмизации задач по изучению информации.

Голик Сергей Валериевич, заместитель директора колледжа IThub Tula.

Что касается практического опыта в коммуникациях, управлении, развитии критического мышления, большинство наших респондентов ссылались на различные, часто внеучебные мероприятия, такие как хакатоны, конкурсы и тд.

Это еще одна точка роста для взаимодействия с бизнесом. Так, Академия TOP, например, планирует не только ввести в программу курсы по софт-скиллам, но и привлекать к обучению HR-специалистов и руководителей из ИТ-компаний для проведения тренингов и воркшопов. В академии уверены, что это поможет студентам не только стать сильными техническими специалистами, но и успешно адаптироваться к требованиям реального бизнеса.

Учитывая стремительные изменения в экономике, политике и обществе, сложно давать прогнозы о развитии ИТ-образования в России. Нехватка квалифицированных кадров на ИТ-рынке возможно в ближайшее время изменит фокус в сторону среднего специального ИТ-образования.Также можно прогнозировать появление новых специальностей.

Предположительно, мы увидим гораздо больше специальностей, где ИТ интегрируется в другие направления: естественные науки, гуманитарные науки. Например, уже существуют вакансии на должности Специалист по геоинформационным технологиям, UX-писатель, Дизайнер голосовых интерфейсов. И это только начало…

Вожова Кристина Игоревна, директор Московского международного колледжа цифровых технологии «Академия TOP».

Изменения в сфере ИТ-образования зависят от очень многих факторов, многие из которых являются внешними. Возможно, что усилится влияние государства на сферу не только словом, но и делом. Но хотелось бы наблюдать развитие сферы с точки зрения ИТ-компаний, возможно, через подготовку студентов и их интеграцию в рабочий процесс еще в момент их учебы.

Савина Светлана Игоревна, Директор компьютерной Академии Rubicone.

Все эксперты сходятся во мнении, что ИТ-образование будет меняться быстрее, но его соответствие ожиданиям бизнеса во многом зависит от активности потенциальных работодателей. Именно на их поддержку в плане обновления образовательных программ и предоставления ресурсов для развития практических навыков рассчитывают сегодня вузы и колледжи.

Больше экспертных материалов о кадровом рынке в IT — в нашем Telegram-канале.

11
1 комментарий

Учишься-учишься, а потом оказывается, что всё, чему учили уже устарело. Практики никакой, работу найти сложно. Вузам пора бы шевелиться и вместе с компаниями что-то делать, а не только теории читать.

1