"Все любят котиков" или "Кот Басик в суде по интеллектуальным правам"

"Все любят котиков" или "Кот Басик в суде по интеллектуальным правам"

В конце прошлого года прошел весьма резонансный процесс о деле кота Басика (Дело № СИП-685/2024). Это дело рассматривалось в суде по интеллектуальным правам и, как мне кажется, продолжит свое развитие. Автор образа британского вислоухого кота Басика, предприниматель Рафис Юсупов, подал заявление в суд по интеллектуальным правам, оспаривая решение Роспатента по товарному знаку конкурирующей фирмы «Фабрика детства».

Дальше будут даты, и это важно.

Компания «Фабрика детства» 22 июля 2021 года подала заявление на регистрацию словесного обозначения в качестве товарного знака. И это словесное обозначение было БАСИК И КО, буквами русского алфавита.

Еще раз, поскольку здесь важно обратить внимание на даты: 22 июля 2021 года стало датой приоритета.

Спустя 4 месяца этот товарный знак ООО «Фабрика детства» был зарегистрирован Роспатентом.

Сам Рафис Юсупов подал на регистрацию в качестве товарного знака обозначение КОТ БАСИК только 19 августа 2022 года. И лишь спустя год и четыре месяца КОТ БАСИК был зарегистрирован, но зарегистрирован в качестве изобразительного товарного знака. Это важно!

Очевидно, что у Рафиса Юсупова есть опыт в указанной сфере… Еще в 2013 году он зарегистрировал товарный знак BUDI BASA, это тот сайт-магазин, через который продается в том числе и Басик.

Кстати, да, на Рафиса Юсупова зарегистрированы десятки товарных знаков, и он долгое время сотрудничает с весьма опытными юристами в указанной сфере. За 2023-2024 года судами рассмотрено порядка 4000 дел с общей суммой исков порядка 200 миллионов рублей, из которых примерно четверть выиграно, а еще порядка 50% выиграно лишь частично.

Однако главный актив, кот Басик, не был защищен полноценно именно как товарный знак. Дело в том, что автор защитил исключительное право на дизайн своего знаменитого кота в форме депонирования 17 января 2020 года. Но для суда по интеллектуальным правам принципиально важно было доказать известность и вероятность ассоциативных связей между котом Басиком как объектом дизайна и товарным знаком именно на дату приоритета, которую зафиксировали за собой конкуренты, а именно 27 июля 2021 года.

На данный момент Рафису Юсупову в суде не удалось доказать именно узнаваемости своего Басика до названного события, до даты приоритета и подачи заявления конкурентов. Вероятно, следует ожидать продолжения этого дела.

Какие выводы мы делаем?

Если вы создаете какой-то объект интеллектуальной собственности, важно его защищать уже на этапе создания. Причем депонирование в данном случае не может быть единственным способом защиты ваших интеллектуальных прав и задумываться над регистрацией товарного знака следует заранее, а не тогда, когда начались массовые нарушения Ваших прав.

3
6 комментариев

Ну да, так разлетелся этот кот, стоило подумать о защите

Нельзя сказать, что автор не думал о защите... Проблема в том, что на старте бизнеса, перед раскруткой, во-первых, предприниматель занят множеством организацонных вопросов, во-вторых, никогда не знаешь, что в твоем деле "выстрелит" и выстрелит ли вообще.

кот Басик, не был защищен полноценно именно как товарный знакна нет и суда нет

Басик теперь легенда

На самом деле образы кота Басика и его друзей и сейчас еще защищены неполноценно, несмотря на то, что зарегистрировано имя. Я думаю, история продолжит свое развитие.