Страсти по «Реестру блогеров». Так надо или не надо?

Отгремел конец 2024 года, все пережили начало работы «Реестра блогеров с аудиторией более 10 000 человек» (Далее — Реестр), а основные страсти по этой теме улеглись. Теперь можно спокойно разобраться в этом вопросе и посмотреть на первые итоги работы инициативы властей.

Страсти по «Реестру блогеров». Так надо или не надо?

Зачем нужен Реестр?

Главный вопрос, на который стоит ответить, прежде чем мы будем рассматривать действия и последствия этих действий в законе — «Зачем понадобился Реестр блогеров?» Обойдемся без конспирологии.

Представители Власти и подведомственных организаций утверждают, что создание и внедрение Реестра:

«позволит защититься от каналов/страниц-двойников»;
«позволит повысить прозрачность взаимодействия между блогерами и рекламодателями»;
«повысит уровень доверия и безопасности общения между аудиторией и блогерами».

Но если снять популистскую шелуху, то есть всего 2 причины, зачем Реестр понадобился государству:

  • Экономическая
  • Политическая

Экономический аспект

С точки зрения Экономики, государству, при дефиците бюджета в 3,5 триллиона рублей, очень нужны деньги. Рекламные бюджеты многих крупных компаний превышают финансирование региональных проектов, по этому было вопросом времени, когда правительство захочет залезть в «карман рекламодателей».

Страсти по «Реестру блогеров». Так надо или не надо?
https://www.sostav.ru/publication/rejting-krupnejshikh-reklamodatelej-rossii-2024-67309.html
https://www.sostav.ru/publication/rejting-krupnejshikh-reklamodatelej-rossii-2024-67309.html

Реестр стал лишь одним из звеньев политики получения частичного контроля над финансовыми потоками рекламного сектора. Первой серьёзной ласточкой этого процесса стали Операторы Рекламных Данных (страшные ОРД). Далее несколько более мелких инициатив, а теперь «Реестр блогеров». В мае 2025 нас ждёт закон о 3% налоге на рекламные доходы в интернете (спасибо, что только 3%, а не 30% с такими то аппетитами).

На момент 1 февраля 2025 года, спустя месяц после полного введения всех поправок в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», рекламодатели начали требовать у блогеров с подписчиками более 10 000 человек подтверждение регистрации страницы автора в Реестре.

В противном случае, если рекламодателя и блогера «поймают за хвост» с обходом закона, им грозят штрафы (и не маленькие надо сказать):

  • 2 000 - 2 500 рублей для физ.лиц
  • 100 000 - 150 000 рублей для юр.лиц

*Хочу напомнить, что ИП — это юр.лицо, а Самозанятый — физ.лицо. (прим. автора)

И если с Экономикой всё понятно, то вот с Политикой не всё так однозначно.

Политический аспект

На протяжении длительного времени население РФ в прямом эфире наблюдает за затыканием ртов всем неугодным. С одной стороны, это борьба с вражеской пропагандой (что нормально для суверенного государства), но с другой — мало кто любит, когда копаются в барском грязном белье.

Чтобы привлечь к ответственности неугодных анонимов, нужно всеми правдами и неправдами получить о них информацию, провести полную «деанонимизацию». С этим поможет Реестр, в который включаются все интересующие правоохранительные органы данные.

взято из статьи: https://www.garant.ru/article/1766885/
взято из статьи: https://www.garant.ru/article/1766885/

Если авторы популярных персональных страниц не раскроют свою личность Государству, то к ним будут применены карательные меры по блокировке/удалению канала силами администрации социальной сети, в которой размещён блог (о чём будет ниже по тексту).

История с «подсадной уткой» не поможет, если анонимные авторы не предвидели текущего развития событий. На протяжении десяти лет верификация пользователей и анонимов происходит через мобильные телефоны. Они привязаны напрямую к личности и остаются в системе социальных сетей. Найти владельца такого телефона, с учётом того, как в России «всё хорошо» с защитой персональных данных, не будет большой проблемой.

официальный ответ Минсвязи по вопросам Реестра
официальный ответ Минсвязи по вопросам Реестра

В то же время, нечего бояться аполитичным блогерам и тем, кто с властью никак не связан. Никаких методичек вам скидывать не будут, как и заставлять снимать ролики на не комфортную тему. Для этого существуют «ручные псы режима», с удовольствием продвигающие даже самую грязную и глупую пропаганду за 30 серебряников.

Подводя итоги первой части, мы имеем 2 вполне понятные причины появления Реестра:

  • Откусить часть финансовых потоков с рекламы и подпитать ими дефицитный бюджет;
  • Зачистить поле от наиболее назойливых оппозиционных каналов, копающих в личные дела многоуважаемых господ.

Русский авось или «А нужно ли мне регистрировать канал?»

Благодаря особо болтливым и не очень умным блогерам (тыкать пальцем не будем), сложилось мнение, что регистрироваться не надо и Вам ничего за это не будет, потому что:

  • «Никто это не будет отслеживать»
  • «Все забьют болт»
  • «Вы находитесь за границей»
  • «Строгость закона в России компенсируется необязательностью его исполнения»

Указанные выше тезисы, мягко скажем, «вводят авторов в заблуждение». А чтобы в этом разобраться, надо очень внимательно прочитать изменения в законодательстве.

Поправки к закону № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 01.01.2025), связанные с Реестром, предполагают карательные меры в отношении тех, кто не соблюдает новые правила.

Статья 10.6. Особенности распространения информации в социальных сетях
1. Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации (далее - владелец социальной сети), обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:
...
10) установить одну из предлагаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети "Интернет" программ для электронных вычислительных машин;

11) уведомлять пользователя социальной сети о принятых мерах по ограничению доступа к его информации в соответствии с пунктом 5 настоящей части, а также об основаниях такого ограничения;

12) предоставлять по запросу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, сведения о пользователе социальной сети. Состав сведений и порядок их предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации;

13) размещать на персональной странице, объем аудитории которой составляет более десяти тысяч пользователей социальной сети, информацию о включении в перечень персональных страниц, указанный в части 1.2 настоящей статьи, в составе и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;

14) в течение суток с момента получения соответствующего требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ограничить доступ к персональной странице до выполнения создавшим ее пользователем социальной сети требований, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

Небольшая расшифровка того, что здесь написано. По закону, следить за количеством подписчиков на персональной странице Пользователя должен Владелец социальной сети. Ему вменяют в обязанности иметь соответствующую систему (подпункт 10).

Ремарка.
Владелец социальной сети
— это компания, которой принадлежит платформа.
Пользователь социальной сети — это автор, чья персональная страница размещена на платформе.

Именно Владелец будет Вас блокировать с ведома Роскомнадзора. Об этом написано и в официальном ответе на вопросы от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

официальный ответ Минсвязи по вопросам Реестра
официальный ответ Минсвязи по вопросам Реестра

В тоже время, вас может ввести в сомнение один из ответов под №9

официальный ответ Минсвязи по вопросам Реестра
официальный ответ Минсвязи по вопросам Реестра

«Обязанность владельцев социальных сетей мониторить свою социальную сеть на предмет исполнения владельцами каналов, страниц с более чем 10 тысячами пользователей обязанности по предоставлению сведений для включения таких каналов, страниц в соответствующий перечень вышеназванным Федеральным законом не предусмотрена»

Владельцы соц.сетей освобождены от обязанности мониторить исполнение закона. Эта обязанность возложена на авторов. Но вот мониторить количество подписчиков на персональных страницах и передавать эти данные в РКН Владелец обязан (см.выдержку из закона выше)

То есть, хотите вы или нет, регистрироваться придётся, как только ваш канал перевалит за 10 000 подписчиков. Или вас заблокируют, обнулив весь прогресс по достижению популярности в блогосфере.

«Для тех, кто в танке», то есть за границей.

Чтобы разобраться с русскоязычными блогерами за границей, надо обратиться к области применения № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В ч.1 ст.10.6, куда вносятся изменения, есть следующая формулировка:

«Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации (далее - владелец социальной сети), обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности (...)»

Простым языком. Данное условие распространяется только на авторов персональных страниц, нацеленных на работу с аудиторией, проживающей на территории РФ. При этом, надо учитывать то, что в это условие попадают разные языки, в том числе и безъязыковой контент (при наличии русского текста/субтитров).

Главный критерий этого пункта — реклама. Если вы рекламируете товары/услуги, направленные на распространение среди населения, проживающих на территории РФ, то подпадаете под это требование. Под это требование автоматически попадают все RU-площадки (вк, дзен, рутюб и т.п.), т.к. они по умолчанию работают на аудиторию на территории РФ. Некоторые даже автоматизированную систему уведомлений разработали (а лучше бы рекомендательные алгоритмы…)

https://tass.ru/obschestvo/22379351
https://tass.ru/obschestvo/22379351

С иностранными площадками всё немного интереснее.

Во-первых, надо перестать заблуждаться в том, что иностранные площадки будут игнорировать требования РКН. Политика — девка переменчивая, сегодня бьёт, а завтра любит.

В качестве иллюстрации, приведу любопытную заметку в РИА Новости.

https://ria.ru/20250129/google--1996023823.html
https://ria.ru/20250129/google--1996023823.html

«Другим путём решения» может быть исполнение требований РКН. Мы же «дождались» смены шила на мыло в американской политике.

Во-вторых, ряд социальных сетей (в том числе и YouTube, с которым я работаю) имеет возможность создавать региональные ограничения распространения контента. Один из ярчайших тому примеров — весна 22 года, когда многие украинские блогеры ограничили доступ к своему контенту российским зрителям.

И да. Даже Мистер Бист, который официально переводит свой контент на ру аудиторию, обязан зарегистрироваться на территории РФ через свою компанию. Но ему будет достаточно ограничить трансляцию роликов со своего канала для ру региона, и это будет легальный обход регистрации блогера.

Некоторые авторы за границей уже зарегистрировались в Реестре
Некоторые авторы за границей уже зарегистрировались в Реестре

В-третьих, у нас есть официальный ответ Минсвязи по этому вопросу.

Страсти по «Реестру блогеров». Так надо или не надо?
Страсти по «Реестру блогеров». Так надо или не надо?

Так надо регистрироваться или не надо?

Ответ однозначный — НАДО. Вашего желания никто не спрашивает. Вас поставили перед фактом — или регаешься, или обнуляешься. Если сейчас Вам не прилетело, то кто знает, какой хороший пользователь на Вас стуканёт или когда Дамоклов меч РКН опустится на Ваши плечи.

********

Статья подготовлена на основании официальных источников информации и консультации с юристами по вопросам деятельности в сети Интернет.

Ссылка на источники:

1. Вопросы и ответы по деанонимизации каналов 10к+ https://digital.gov.ru/uploaded/files/registratsiya-kanalov-s-10000-podpischikov-voprosyi-i-otvetyi.pdf

2. Дефицит бюджета РФ в 2024 году составил 3,49 трлн рублей: https://tass.ru/ekonomika/22927221

3. Блогеров начали маркировать. Первые итоги закона. https://www.garant.ru/article/1766885/

4. Система Гарант. Официальная редакция закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 01.01.2025).

5. Rutube начал маркировать каналы из реестра Роскомнадзора. https://tass.ru/obschestvo/22379351

*****

Об авторе статьи:

Меня зовут Артём К. и я уже более 6 лет работаю на платформе YouTube с авторами в качестве сценариста и продюсера каналов. За это время я создал более 300 роликов и помог десяткам авторам найти собственный контент. Мой блог от автора для авторов. ТГ канал с полезными заметками для авторов: https://t.me/pro_scenarii

2
1 комментарий