Тестируем DeepSeek на уровень экспертности ответов — чего в них больше: пользы, впустую потраченного времени или вреда

• Что нейросеть думает о работе с корпоративными клиентами?
• Как в действительности устроены продажи?
• В чем можно положиться на DeepSeek, а в чем не стоит?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво проанализировать советы нейросети с позиции своего опыта в продажах

Кадр из сериала <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Fseries%2F723959%2F&postId=1781901" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Силиконовая долина»</a>
Кадр из сериала «Силиконовая долина»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.

Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

Дивертисмент

Смотреть со звуком

Эксперимент

Разумеется, меня беспокоит способность ИИ генерировать экспертный контент. Во-первых, я не хочу остаться без работы, но это полбеды. Во-вторых, я тоже являюсь активным читателем и мне хотелось бы знать: можно доверять ИИ в вопросах, требующих экспертизы или нет.

В качестве эксперимента я попросил дать десять советов по теме, в которой, надеюсь, неплохо разбираюсь — продажам в сфере B2B.

Промпт выглядит так:

Ты опытный менеджер по продажам. Дай десять советов о том как продавать корпоративным клиентам.

Если вы считаете, что, изменив промпт, можно повысить экспертность ответа, дайте знать в комментарии. Я снова проэкспериментирую и дополню статью.

Разбор совета 1: Изучите клиента

DeepSeek пишет:

Перед встречей тщательно изучите компанию клиента: их бизнес-модель, цели, проблемы, конкурентов и текущие тренды в их отрасли. Это поможет вам говорить на их языке и предложить решения, которые действительно важны для них.

Мое твердое убеждение, что лучше в двух словах о клиенте, чем в двух томах о продукте. Проблема в том, что нейросеть не говорит куда смотреть и как интерпретировать увиденное.

Точнее, она предлагает смотреть везде: бизнес-модель, цели, конкуренты, да еще и тренды. Это полный чекап, который требует времени, денег и определенной квалификации. При этом остается открытым вопрос: что мы ищем.

На месте нейросети я бы порекомендовал изучить клиента лишь для того, чтобы определить имеет его потребность дедлайн или нет. Если существует дата до которой кровь-из-носа нужно решить проблему, а наш продукт может помочь, то дальше клиент все расскажет сам.

И еще не удержусь, добавлю. Знать как зовут собаку, а тем более любовницу ЛПРа — это лишнее. Не нужно путать продажи со шпионскими романами.

Разбор совета 2: Фокусируйтесь на ценности, а не на цене

Корпоративные клиенты ценят решения, которые помогают им достигать стратегических целей. Подчеркивайте, как ваш продукт или услуга создает ценность, увеличивает эффективность или снижает риски.

Трудно не согласиться, если опять же не погружаться в детали. Так, например, в одной организации главный инженер выдвигает высокие требования к безопасности, а в другой — человек на той же должности не хочет за это переплачивать.

Для успешной продажи нужно увидеть ценности и потребности сотрудников, которые входят в схему принятия решения. Разным сотрудникам в разных организациях нужно подсветить разные свойства продукта. Даже, если «стратегические цели» у них одинаковые.

А еще, боюсь, о реальных стратегических целях компании, если таковые вообще существуют, вряд ли кто-то расскажет. Разумеется за исключением исключений. Поэтому я бы рекомендовал фокусироваться на целях и мотивах людей, входящих в схему принятия решения.

У меня есть довольно большая статья, в которой я постарался описать пирамиду элементов ценности. Там же инструмент, который поможет понять кому что презентовать, а о чем лучше не распространяться. Рекомендую: «40 фундаментальных «хотелок» B2B-клиентов — психология пирамиды Bain».

Разбор совета 3: Стройте долгосрочные отношения

Корпоративные продажи часто требуют времени. Уделяйте внимание построению доверия и долгосрочных отношений. Регулярно поддерживайте связь, даже если сделка не закрыта сразу.

Это полезный совет, хоть и не дает реальных инструментов. На тему развития отношений я опубликовал не один десяток статей, но хочу отдельно выделить «Методология продаж Сэндлера — как продавать на полном доверии, без манипуляций и дожима».

Разбор совета 4: Работайте с несколькими лицами, принимающими решения

В корпоративных продажах часто участвуют несколько стейкхолдеров. Убедитесь, что вы взаимодействуете с ключевыми лицами: от технических специалистов до топ-менеджеров.

Тоже полезный совет. Начинающие менеджеры по продажам часто замыкают контакты на том, кто готовит информацию, необходимую для принятия решения. А тот, в свою очередь, недвусмысленно намекает, что ходить к ЛПРу через его голову нельзя.

Разбор совета 5: Предлагайте индивидуальные решения

Корпоративные клиенты ожидают персонализированных предложений. Адаптируйте свои продукты или услуги под их уникальные потребности и покажите, как это решит их конкретные задачи.

Этот совет вносит некоторую путаницу. Во-первых, решения кастомизируются на разных уровнях. В одних случаях, под клиента пишут ТЗ, составляют смету или спецификацию, проектируют и т. д. В других — продают типовое решение, а вся кастомизация происходит в момент оказания услуги.

Сделать индивидуальным каждый контракт — значит существенно поднять стоимость. Возникает вопрос целесообразности. В этом смысле совет скорее вредный. С другой стороны, понять задачу и обеспечить комплексное оптимальное решение — действительно нужно.

Вот, что бы я точно порекомендовал, так это понять что еще включить в поставку, чтобы и маржинальность поднять, и счастье клиенту подарить. О том, как это сделать я писал в статье «Кросс-продажи — как удвоить маржинальность каждой сделки, даже, если вы ее уже удвоили».

Разбор совета 6: Используйте данные и кейсы

Подкрепляйте свои аргументы данными, исследованиями и кейсами успешного внедрения. Это повышает доверие и снижает сомнения клиента.

Согласен. Если проекты под NDA, то можно описывать типовые задачи. В любом случае способов продемонстрировать свою экспертизу — предостаточно.

Разбор совета 7: Будьте готовы к длительному циклу продаж

Корпоративные сделки часто требуют больше времени из-за сложных процессов согласования. Будьте терпеливы, но настойчивы, и регулярно напоминайте о себе.

Нет-нет. Не надо напоминать о себе. Это очень вредный совет. Так же не надо спрашивать «как дела» и «что решили». Вести клиента можно только через логику и пользу. Как это делать я писал в статье «Прогрев клиента — как в B2B поддерживать контакт, чтобы в итоге получить деньги, а не опыт».

И еще важный момент. Цикл сделки зависит не от сложности согласований, а от дедлайна. Если зайти слишком рано, цикл сделки будет большой. Поздно — можно опоздать совсем. Поэтому нужно знать дедлайн заранее и заходить вовремя.

Разбор совета 8: Предлагайте пилотные проекты или демо

Если клиент сомневается, предложите пилотный проект, демонстрацию или пробный период. Это снижает риски для клиента и позволяет ему убедиться в эффективности вашего решения.

Соглашусь, что вход для клиента должен быть максимально легким. К пилоту и демо можно добавить множество разных форматов: от преднастройки и тестовой эксплуатации до аренды с правом выкупа.

В дополнение могу порекомендовать статью о том как проводить демо, аудиты и прочие варианты презентации: «Продажи через демо, брифы, аудиты — как продемонстрировать экспертность и получить заказ».

Разбор совета 9: Управляйте возражениями

Будьте готовы к возражениям и вопросам. Заранее продумайте ответы на возможные возражения, такие как цена, сроки внедрения или конкуренция.

Опять же. С одной стороны с этим советом невозможно не согласиться, с другой — невозможно им воспользоваться.

На месте менеджера по продажам я бы перед тем как продумывать ответы, поискал бы, что об этом пишут живые люди. Например, вот статья о самом распространенном возражении: «Дорого!» — почему в одних случаях клиенты хотят покупать дорого, а в других просто озвучивают это возражение и ничего не покупают».

Разбор совета 10: Следите за трендами и инновациями

Корпоративные клиенты ценят партнеров, которые находятся на передовой их отрасли. Будьте в курсе последних трендов, технологий и инноваций, чтобы предлагать актуальные решения.

В некоторых отраслях успевать за технологиями, мягко говоря, трудно. Продавая телекоммуникационное оборудование, я читал все отраслевые журналы (тогда они были бумажными), ездил по выставкам и конференциям и все равно не поспевал. Сейчас учиться нужно еще быстрее.

Я согласен, что нужно следить за трендами и инновациями, но как? Для себя я определил формулу, которая позволяет заметно повлиять на обучаемость. Она описана в статье «Как взрослому человеку повысить обучаемость в несколько раз — формула из 4-х элементов».

Итого

DeepSeek говорит на вполне человеческом языке. Если не брать в расчет экспертную составляющую, то можно постить без правки.

В плане экспертизы складывается удручающая ситуация. Нейросети большим пылесосом собирают в сети самую разную информацию, как-то усредняют ее и выдают в виде рекомендаций. Потом подключаются люди, которые это публикуют, чтобы нейросети снова всосали и усреднили.

Я не знаю к чему это приведет, но пока комментировал советы DeepSeek, понял, что ни одни эксперт без работы в ближайшее время не останется.

Впрочем, сегодня Алибаба выкатили свое решение. Так что будем наблюдать.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
34
2
4
1
1
160 комментариев

Я тоже тестил и пока не понял, в чем он лучше OpenAI.
Кроме цены. Но по факту OpenAI не на столько дорогой, чтобы цена была важна.

7

Вопрос объемов. Сейчас все сервисы должны сильно подешеветь и тогда объем запросов значительно вырастет.

4

Тем, что его можно установить на свое железо. Для среднего и крупного бизнеса это имеет критическую важность.

1

My seek is deep, my seek is very deep

5
1

Да не волнуйтесь вы так. Мы туда не полезем))

5

Хорош дикпик на самом деле, удобно без впн

4

Спасибо за анализ. Если принять тот факт, что ИИ все же сила, как по-твоему, чем он может помочь в продажах уже сейчас? Я как всегда - про себя спрашиваю, ИТ-услуги.

4