«Наиглупейшая торговая война в истории»: Трамп ввёл пошлины на товары из Мексики, Канады и Китая
Что грозит экономикам и какие товары подорожают.
Дональд Трамп. Источник фото: Reuters
Что за пошлины и чем ответили страны
- Президент США Дональд Трамп подписал указ о пошлинах на товары из Мексики, Канады и Китая. На импорт из Мексики и Канады тарифы составят 25% (на энергоносители из Канады — 10%). Из Китая — 10% вдобавок к уже введённым.
- Изменения вступят в силу 4 февраля 2025 года. Оценивать возможность отменить пошлины будут на основе «разных метрик». Сроки не называют.
- В распоряжении есть пункт, который позволит Трампу повысить тарифы, если страны представят ответные меры. И такие уже планируются. Канада введёт аналогичные пошлины в 25% на американские товары на общую сумму 155 млрд канадских долларов.
- Подготовить ответные меры поручила ведомствам президент Мексики. А Минкоммерции КНР подаст жалобу во Всемирную торговую организацию. В МИД Китая отметили: «В торговых и тарифных войнах нет победителей».
Какие цели преследует президент США
- Тарифы должны помочь сдержать наркотрафик, а также поток нелегальных мигрантов, говорят в администрации Трампа. Сам президент называет решение «исключительно экономическим».
- В январе 2025 года в Минфине США указывали, что задачи — простимулировать производство в США, увеличить поступления в бюджет, чтобы в том числе предлагать налоговые льготы внутри страны, — и получить преимущество в переговорах.
- WSJ допускает, что президент США отступит, как только «добьётся символических уступок». Но если всё-таки решит продолжить, то «североамериканская торговая война станет наиглупейшей в истории».
О каких торговых оборотах идёт речь
- У США тесные отношения с Канадой и Мексикой ещё с 1990-х, когда страны заключили соглашение о свободной торговле и упразднили тем самым «большинство» пошлин. В 2023 году Мексика впервые обогнала Китай по объёму экспорта в США.
- По данным Бюро переписи населения США, с января по ноябрь 2024 года оборот с Канадой составил $699 млрд, а с Мексикой — $776 млрд. Оборот с Китаем превысил $532 млрд. На три страны приходится свыше трети всего импорта в США — и закупает США больше, чем экспортирует.
Доля импорта из разных стран в США. Канада — серо-голубой цвет. Китай — розоватый. Мексика — песочный. Источник: NYT
О каких экономических рисках говорят
- Пошлины уплачивают импортёры или их посредники. В теории производители могут снизить свои цены для закупщиков или построить завод там, откуда вывезти товар в США можно будет без высоких пошлин. По крайней мере Трамп рассуждал, что именно экспортёры понесут издержки.
- Более вероятный сценарий — что экспортёры не будут ничего менять, поэтому расходы вырастут у импортёров. И чтобы их покрыть, они поднимут цены на продукцию для потребителей. Бизнес об этом предупреждал. Некоторые аналитики ожидают, что нарушатся цепочки поставок, которые обеспечивают США высокий уровень конкурентоспособности на международных рынках.
- Меры США и контрмеры рискуют навредить экономикам всех четырёх стран. В частности Канада и Мексика могут столкнуться с рецессией. А в США может разогнаться инфляция — это проблема, которую Трамп обещал решить (пока ценовое давление «начинало ослабевать»). Под вопросом стабильность и фондового рынка.
Что может подорожать для американцев из-за пошлин
- Если коротко, то всё подряд: от электроники, одежды и продуктов до литий-ионных аккумуляторов и автомобилей.
- На Мексику в 2023 году пришлось 86% импортированных США помидоров, 61% огурцов, 70% других овощей и 70% тропических фруктов; 83% пива и 43% крепкого алкоголя; 75% грузовых машин, 63% тракторов, 62% трейлеров и полуприцепов и 41% запчастей и аксессуаров для автомобилей; а также 49% кондиционеров и 48% холодильников — помимо прочего.
- Из Канады США закупили 56% от всей импортируемой нефти, 91% углеводородного газа и 100% энергоносителей; 66% свинины, 48% хлебобулочных изделий, 50% шоколада, 98% рапсового масла и 38% огурцов; 65% необработанного алюминия и 94% древесно-стружечных плит; 67% непокрытой бумаги; 39% самолётов, вертолётов и космических аппаратов.
- На Китай пришлось 47% всех ввезённых в США телефонов, 38% компьютеров и 43% микрофонов и наушников; 57% железных варочных панелей и 55% электрообогревателей; 98% термосов, 77% пластиковых, 78% железных и 71% алюминиевых хозтоваров; 47% матрасов и 81% покрывал; 58% резиновой и 36% текстильной обуви и 56% носочно-чулочных изделий; 54% спортинвентаря.
- Пошлинами также будут облагаться посылки стоимостью менее $800, которые раньше попадали под исключение. В частности речь о заказах с китайских маркетплейсов вроде Alibaba, Temu, Shein и JD.com.
- В администрации президента говорят, что «лазейка» позволяла продавцам избегать тщательных проверок на таможне. А ещё давала китайским платформам преимущество перед офлайн-магазинами и онлайн-ретейлерами в США, которые завозили товары большими партиями и были вынуждены закладывать расходы в цены.
Почему «особенно уязвимы» автопроизводители
- «Десятилетиями» автопроизводители считали США, Канаду и Мексику одним «рынком» и возили запчасти и машины «туда-сюда на протяжении всего производственного процесса». Так, автомобили, собранные на заводах в США, содержат детали из Мексики и Канады — и наоборот.
- Практически у каждого крупного автопроизводителя, который работает в США, есть завод в Мексике. В 2024 году — без учёта декабря — оттуда в США завезли механических транспортных средств на $87 млрд и деталей на $64 млрд.
- Именно из Мексики и Канады США закупает более половины товаров, которые попадают под определение автомобилей, запчастей и двигателей. Так что пошлины могут обернуться для бизнеса ежегодными расходами в «миллиарды долларов», что скажется и на отчётности.
- Труднее всего придётся Volkswagen — 43% машин, продаваемых в США, завозится из Мексики. Следом идут Nissan (27%), Stellantis (23%), GM (22%), Ford (15%), Honda (13%), Toyota (8%) и Hyundai (8%).
- Как подсчитали S&P Global Mobility, с учётом пошлин Трампа в 25% автомобиль за $25 тысяч, ввезённый из Канады или Мексики, будет стоить на $6250 больше. Часть от этой суммы, а, может, и вся она ляжет на потребителя, убеждены аналитики.
- В отрасли полагают, что компании задумаются о производстве и сборке машин на территории США либо пересмотрят стратегию и начнут выпускать версии моделей с «меньшими наворотами».
Mr. Trump sometimes sounds as if the U.S. shouldn’t import anything at all, that America can be a perfectly closed economy making everything at home.
Что-то мне это всё напоминает.