Столкновение интересов: предприниматель vs работник
Если у вас есть доступ к интернету — а он есть, ведь вы читаете этот текст, — то вы хоть раз видели вариацию мема «ожидание/реальность». Применительно к нашей теме в идеальном мире, «ожидании», работодатель доволен продуктивностью сотрудников, а сотрудники — уровнем зарплаты. В «реальности» же работники часто уверены, что им недоплачивают, а работодатели — что их команда могла бы работать получше. И это воплощение мема — вечное противостояние. Оно не всегда выражено открытым конфликтом, но почти всегда чувствуется. Еще одна вечная битва без победителя или просто задачка со звездочкой? Давайте разберемся.
Можно бесконечно говорить о мотивации, лояльности, work-life balance и прочих аспектах управления персоналом. Но есть одно фундаментальное противоречие, которое лежит в основе любых рабочих отношений, и его невозможно просто так преодолеть. Оно, как корень, прорастает в конфликтах и недопониманиях между управленцем и подчиненными. И только приближая его к компромиссу, можно выстроить здоровую рабочую атмосферу.
Пожалуй, это одно из самых простых и одновременно самых сложных для решения противоречий.
Работодатели считают, что их сотрудники мало работают.
⇅
Сотрудники считают, что им мало платят.
И это не просто частные случаи или проблемы отдельных компаний. Это универсальная дилемма, распространенная во всем мире. Она как головоломка без решения: кажется, что у сторон совершенно противоположные взгляды на одну и ту же ситуацию. По факту это и есть вопрос разности восприятия, а не того, что кто-то правее другого.
Почему так сложно разобраться
Проблема в том, что нет четких критериев «достаточной работы» и «справедливой оплаты». Что для одного норма, для другого может быть мало, и наоборот. Каждый смотрит на ситуацию со своей точки зрения, исходя из своих потребностей, ожиданий и ценностей.
Что делать
Полностью устранить конфликт, конечно, не получится. Но можно приблизить его к компромиссу. Что может предпринять работодатель, который столкнулся с этим вопросом:
- Создать прозрачную систему оценки результатов. Четкие KPI помогают объективно оценить вклад каждого сотрудника и опираться на конкретные аргументы при разговоре.
- Предлагать конкурентную зарплату. Периодически анализируйте рынок, чтобы ваше зарплатное предложение не было проигрышным. Помните, что деньги часто закрывают не все потребности соискателей, но многие.
- Поощрять открытый диалог с руководством. Когда атмосфера в компании дружелюбная, а разногласия принято обсуждать, то недомолвки и раздражение сотрудников не будут копиться — снизьте риски выгорания и увольнений одним днем.
- Мотивировать. Делать это можно по-разному: у кого-то в приоритете повышение зарплаты, у кого-то — должностной промоушен, кому-то хочется заниматься интересными проектами.
«Кто прав» меняем на «как работать вместе»
Понимание этого фундаментального противоречия — первый шаг к построению здоровых рабочих отношений, где обе стороны могут высказать свою точку зрения и предложить решение. Это постоянный процесс, требующий гибкости.
В бизнесе, как, наверное, и везде, первичны люди. Атмосфера в команде, доверие, вовлеченность, прозрачность и открытость к диалогу — все это должно быть в фокусе внимания управленцев и налаживаться не в последнюю очередь. Настроили онбординг и общую коммуникацию? Смотрите на цифры в отчете за квартал.
Здесь, как на чаше весов, не должно быть перевеса между интересами компании и благополучием сотрудников, между мотивацией и требованиями, между задачами и их справедливой оценкой. В гармоничной системе предприниматель сможет получать максимальную отдачу от команды, а сотрудники — чувствовать, что их труд ценится.
А как вы считаете, можно ли найти компромисс в этом вопросе?
В своём Telegram делюсь бизнес-мудростями) Плохого не посоветую)